ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446 от 05.05.2011 Тулунского городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Тулунский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тулунский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Казарян Т.В.

при секретаре Щукиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-446/2011 по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Нижнебурбукского муниципального образования Тулунский район о признании нормативного правового акта в части противоречащему закону

УСТАНОВИЛ:

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к Думе Нижнебурбукского муниципального образования Тулунский район о признании нормативного правового акта в части противоречащему закону. Указав в обосновании заявленного требования, что Решением Думы Нижнебурбукского муниципального образования от 27 декабря 2007 года №9 утверждено «Положение о бюджетном процессе в Нижнебурбукском муниципальном образовании». Данное Положение опубликовано в газете «Нижнебурбукский вестник» №11 от 29.12. 2007 года.

Отдельные нормы указанного Положения противоречат действующему федеральному законодательству. Так, абзацем 3 ст.2 Положения установлено, что участником бюджетного процесса в Нижнебурбукском муниципальном образовании является глава администрации Нижнебурбукского муниципального образования. Вместе с тем, ч.1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ установлено, что участником бюджетного процесса является глава муниципального образования.

Абзацем 12 статьи 3 Положения к полномочиям Думы Нижнебурбукского муниципального образования отнесено утверждение целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения, и отчетов об их исполнении. Абзацем 7 статьи 4 Положения к полномочиям главы администрации отнесено внесение на рассмотрение и утверждение Думы Нижнебурбукского муниципального образования проектов целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения и отчетов об их исполнении. Данные нормы противоречат требованиям ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Статьей 8 Положения установлены бюджетные полномочия Контрольно - счетной палаты МО «Тулунский район», согласно абзацу 2 которой установлено, что КСП МО «Тулунский район» по обращению администрации осуществляет контроль за исполнением бюджета поселения, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета поселения, отчета о его исполнении. Абзацем 5 ст.8 Положения установлено, что КСП МО «Тулунский район» по обращению администрации поселения проводит экспертизу проекта бюджета поселения и иных проектов правовых актов Нижнебурбукского муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения. Абзацем 6 ст.8 по обращению администрации осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (собственности переданной в оперативное управление).

Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ №131-ФЗ) контроль за исполнением местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом №131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Согласно ч.10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.265 Бюджетного кодекса РФ непосредственно Дума осуществляет контроль за исполнением бюджета в следующих формах: предварительный (в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам), текущий (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами) и последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов) за исполнением бюджета.

В порядке реализации полномочий по контролю за исполнением бюджета законодательством предусмотрено право создания представительными органами местного самоуправления собственных органов финансового контроля (ст. 265 БК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.17 федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Таким образом, Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет полномочия органов местного самоуправления (представительного органа, органа финансового контроля) и не допускает передачу исключительных полномочий Думы. Бюджетное законодательство не допускает возможности осуществления контроля за исполнением бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета поселения, отчета о его исполнении контрольным органом другого муниципального образования (КСП МО «Тулунский район»).

По вышеуказанным основаниям противоречит действующему законодательству и статья 37 Положения «Финансовый контроль, осуществляемый Контрольно -счетной палатой МО «Тулунский район».

Абзацем 4 статьи 8 Положения также установлено, что КСП МО «Тулунский район» по обращению администрации поселения проводит внешнюю проверку годового отчета и готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета поселения. Данная норма Положения противоречит требованиям бюджетного законодательства. В соответствии со ст.264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения проводится по обращению представительного органа поселения контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального образования района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Таким образом, согласно бюджетному законодательству, основанием для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения является обращение Думы поселения (но не администрации как установлено Положением) либо в контрольный орган района либо в Контрольно - счетную палату области.

08 мая 2010 года был принят федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений» (далее по тексту федеральный закон №83-ФЗ). Указанным федеральным законом были внесены в том числе изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

В связи с указанными изменениями отдельные нормы Положения пришли в противоречие с действующим федеральным законодательством.

Так, в абзаце 9 ч.1 статьи 9 Положения установлено, что главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений. Однако п.8 ст. 158 БК РФ (в редакции федерального закона №83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель бюджетных средств) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.

В абзаце 10. ч. 1 ст. 9 Положения установлено, что главный распорядитель формирует муниципальные задания по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств, однако п.9 ст.158 БК РФ (в редакции федерального закона №83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В пункте 2 абзаца 14 ч.1 ст. 9 Положения установлено, что главный распорядитель выступает в суде от имени администрации Нижнебурбукского сельского поселения в качестве представителя ответчика по искам к Нижнебурбукскому муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Между тем, пунктом 2 ч.3 ст. 158 БК РФ (в редакции федерального закона №83-ФЗ) главный распорядитель выступает в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Статья 31 «Бюджетная смета» Положения в связи с принятием федерального закона №83-ФЗ полностью подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. Так. частью1 ст.31 Положения установлено, что бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством Финансов Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ ( ч.1 статьи 221.БК РФ в редакции федерального закона №83-ФЗ) установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 2 ст.31 Положения установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Частью 2 ст.221 БК РФ (в редакции федерального закона №83-ФЗ) установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Частью 3 ст.31 Положения установлено, что показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем третьим ч.2 ст.221 БК РФ (в редакции федерального закона №83-ФЗ) установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Абзацем 6 ч.1 ст. 9 Положения определено, что главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета района. Вместе с тем, одними из принципов бюджетной системы РФ является принцип подведомственности расходов бюджетов, установленный ст.38.1 БК РФ, а также принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ), Таким образом, исходя из указанных принципов главный распорядитель бюджетных средств поселения не вправе исполнять соответствующую часть бюджета района.

В соответствии со ст.15 Положения составление проекта бюджета основывается на : бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально - экономического развития поселения на очередной финансовый год и плановый период; основных направлениях бюджетной и налоговой политики Нижнебурбукского муниципального образования; сводном реестре расходных обязательств Нижнебурбукского муниципального образования;

Вместе с тем, ч.2 ст. 172 БК РФ установлено, что составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Абзацем 8 ч.1 ст.21 Положения предусмотрено, что глава администрации Нижнебурбукского муниципального образования не позднее 15 ноября текущего года вносит на рассмотрение Думы Нижнебурбукского муниципального образования проект решения о бюджете одновременно со следующими документами и материалами в том числе проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год. Однако, федеральным законом №314-ФЗ от 17.12.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» данное требование утратило силу с 1 января 2010 года.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ, статьей 1 федерального закона №131-фз от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Положение о бюджетном процессе в Сибирякском муниципальном образовании в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.45 Гражданского Процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

Согласно ст. 7 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ.

Статьей 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Просит признать абзац 3 ст.2, абзац 12 ст.3, абзац 7 ст.4, абзац 2 ст.8, абзац 4 ст.8, абзац 5 ст.8, абзац 6 ч.1 ст.9, абзац 9 ч.1 ст.9, абзац 10 ч.1 ст.9, пункт 2 абзаца 14 ч.1 ст. 9, абзац 5 ст.15, абзац 8 ч.1 ст.21, ч.1 ст. 31, ч.2 ст. 31, ч.3 ст.31, ст.37 Положения о бюджетном процессе в Нижнебурбукском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Нижнебурбукского муниципального образования №9 от 27.12.2007г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

В ходе судебного заседания от представителя Тулунской межрайонной прокуратуры Кравченко Е.В. поступило заявление об отказе от заявленных требований.

С последствиями отказа от иска по ст.ст. 39, 173 ГПК РФ истец ознакомлен.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В данном случае суд не усматривает нарушение прав и законных интересов других лиц, отказ от иска не противоречит закону.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 220 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Производство по гражданскому 2-446/2011 по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Нижнебурбукского муниципального образования Тулунский район о признании нормативного правового акта в части противоречащему закону прекратить, принять отказ Тулунского межрайонного прокурора от иска.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

Судья Т.В. Казарян