ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4466/2016 от 27.06.2016 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 года г.Самара

Кировский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.

при секретаре Еськиной Е.В.,

с участием адвоката Ворожейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4466/2016 по иску ФИО1 к Муниципальному автономному учреждению городского округа Самара «Дворец творчества» об обязании произвести индексацию заработной платы, обязании выплатить денежные средства и проценты за пользование чужими денежными средствами, обязании установления размера должностного оклада, компенсации морального вреда, взыскании почтовых расходов и расходов на услуги адвоката,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчику МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» мотивируя свои требования тем, что он *** был трудоустроен в качестве электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования в МП г.о. Самара «Культурно-досугового центра». Согласно п.3.2. трудового договора от *** его заработная плата составляет <данные изъяты> рубль + премия по итогам работы за месяц. *** приказом в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от *** «О реорганизации МП г.о. Самара «Дворец торжеств» в форме преобразования в МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» утверждено штатное расписание. *** истец был уведомлён об изменении условий трудового договора от ***, а именно о том, что должность «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» МП г.о. Самара «Дворец торжеств» изменена на должность «Электрик» МАУ г.о. Самара «Дворец творчества». Должностной оклад составляет <данные изъяты> рублей. Истец неоднократно обращался в Государственную инспекцию труда в Самарской области, прокуратуру. Из прокуратуры получен ответ от *** о том, что оснований для принятия мер реагирования в настоящее время не усматривается. Отклонение доводов жалобы не препятствует последующему обращению в прокуратуру при восполнении недостающих данных. Ответом от *** Государственная инспекция труда в Самарской области разъяснила истцу, что МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» осуществляет индексацию заработной платы работников на основании распорядительных документов Администрации г.о. Самара и не вправе индексировать заработную плату без соответствующего решения учредителя - г.о. Самара. Нарушений трудового законодательства в части установления истцу заработной платы и повышения её размеров не выявлено. В соответствии с приказом ОД от *** в его трудовую книжку внесена запись о том, что должность «электрик» переименована на должность «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих квалификация истца соответствует должности «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда» с учётом стажа и опыта работы, а также выполняемых видов работ. При этом, в соответствии с должностными окладами, отнесёнными к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий муниципальных бюджетных учреждений культуры, 5 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих составляет <данные изъяты> рублей. С учётом данных Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчёта индексов потребительских цен, утверждённой приказом Росстата от ***; Методологических рекомендаций по расчёту базового индекса потребительских цен (базовой инфляции), утверждённых постановлением Госкомстата РФ от ***; Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утверждённых постановлением Госкомстата РФ от ***, компенсация заработной платы составит в 2013 году <данные изъяты> рубля в месяц, за 12 месяцев 2013 года - <данные изъяты> рубля. За период просрочки с *** по *** в соответствии со ст.395 ГК РФ должны быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> копеек. За 2014 год компенсация заработной платы должна быть <данные изъяты> копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с *** по *** в сумме <данные изъяты> копейки. За 2015 год компенсация заработной платы должна быть <данные изъяты> копейки, размер процентов за пользование чужими денежными средствами - <данные изъяты> копеек. Истец полагает, что ответчиком ему причинён моральный ущерб, выразившийся в длительном периоде обращений в различные инстанции, неуверенности не только в его будущем, но и будущем его семьи, что негативно сказывается на его здоровье, у истца появились бессонница, головные боли, раздражительность. Полагает, что у него есть основания просить компенсацию причинённого ему морального вреда, который он оценивает в <данные изъяты> рублей. Истец просил обязать ответчика МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» произвести ему индексацию заработной платы с ***, выплатив следующие суммы: <данные изъяты> рублей - сумма недоплаты в 2013 году; <данные изъяты> рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ***; <данные изъяты> рублей - сумма недоплаты к должностному окладу в 2014 году; <данные изъяты> рублей - сумма, подлежащая выплате за 12 месяцев 2014 года; <данные изъяты> рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ***; <данные изъяты> рублей - сумма недоплаты к должностному окладу в 2015 году; <данные изъяты> рублей - сумма, подлежащая выплате за 12 месяцев 2015 года; <данные изъяты> рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ***; обязать ответчика установить истцу работающему в должности «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» размер должностного оклада в период с *** в сумме <данные изъяты> копейки; взыскать с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей - компенсацию морального вреда; <данные изъяты> копеек - почтовые расходы; <данные изъяты> рублей - услуги адвоката.

В последующем увеличил требования в части взыскания судебных расходов на услуги адвоката до <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат Ворожейкина Е.В., действующая на основании ордера (т. 1 л.д. 66), исковые требования с учётом уточнения поддержали по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что истец просил работодателя установить ему пятый разряд, проиндексировать заработную плату с 2013 года по 2015 год. В претензионном порядке его вопрос не решён. По штатному расписанию электриков должно быть 12 человек, площадь здания составляет 5000 кв.м, в настоящее время работает три электрика, при этом заработную плату снизили с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей. Просили взыскать денежную сумму, указанную в исковом заявлении с учётом понесённых расходов на адвоката в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» ФИО2, действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 70), исковые требования с учётом уточнения не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск (т.1 л.д. 35). В удовлетворении уточнённого иска просила отказать.

Представители привлечённой судом к участию в деле в качестве третьего лица Государственной инспекции труда в Самарской области и прокуратуры Кировского района г.Самары в суд не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом (т.1 л.д. 168, 169).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ст.134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 *** принят в МП г.о. Самара «Культурно-досуговый центр» в качестве электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

*** МП г.о. Самара «Культурно-досудогый центр» переименовано в МП г.о. Самара «Культурно-досуговый центр им ФИО3 на пл. им. С.М. Кирова».

На основании постановления Администрации г.о. Самара от *** МП г.о. Самара «Культурно-досуговый центр им ФИО3 на пл. им. С.М. Кирова» реорганизовано путём присоединения к МП г.о. Самара «Дворец торжеств» ***.

*** МП г.о. Самара «Дворец торжеств» реорганизовано в форме преобразования в МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» на основании постановления Администрации г.о. Самара от *** (т.1 л.д. 38-42).

*** приказом от *** ФИО1 переведён на должность электрика.

*** на основании приказа от *** должность «электрик» переименована на должность «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (т.1 л.д. 137-1142).

Согласно Уставу МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г.о. Самара (п.1.3.)

Согласно п.1.5. Устава, учредителем Автономного учреждения выступает Муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя Автономного учреждения осуществляются Администрацией городского округа Самара (т. 1 л.д. 43-65).

В связи с изложенным, ссылки истца на документы Министерства культуры РФ не состоятельны, поскольку МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» никакого отношения к Министерству культуры не имеет, создано муниципальным образованием.

Порядок оплаты труда в МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» определён постановлением Администрации г.о. Самара от ***, п.1.8 которого установлено, что увеличение (индексация) размеров должностных окладов руководителей и работников учреждений осуществляется постановлением Администрации г.о. Самара с учётом прогноза социально-экономического развития на соответствующий период.

С работниками МП г.о. Самара «Дворец торжеств» был заключен коллективный договор на 2014-1017 годы, п.3.11 которого также установлено, что в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы производится индексация заработной платы один раз в год при наличии средств на эти цели (т.2 л.д. 1-2).

На обращения ФИО1 в Государственную инспекцию труда в Самарской области и прокуратуру Самарской области им получены ответы, из которых усматривается, что МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» осуществляет индексацию заработной платы работников на основании распорядительных документов Администрации г.о. Самара и не вправе индексировать заработную плату без соответствующего решения учредителя - городского округа Самара. Нарушений трудового законодательства в части установления истцу заработной платы и повышения её размеров не выявлено (т.1 л.д. 25-26, 27-28).

Данные ответы истцом не обжалованы.

В соответствии со ст.134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 года №913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, её покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст.130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний ст.ст.2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.37, ч.3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст.ст.130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст.144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст.134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на такие учреждения не распространяется.

При таких обстоятельствах, когда законом прямо предусмотрено, что право на индексацию заработной платы на муниципальные предприятия, муниципальные автономные предприятия не распространяется, исковые требования истца об обязании произвести индексацию заработной платы удовлетворению не подлежат.

Требования ФИО1 об обязании МАУ г.о. Самара «Дворец творчества» установить размер должностного оклада в размере <данные изъяты> копейки также удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик не наделён самостоятельными полномочиями на установление заработной платы работникам.

Не могут быть удовлетворены требования истца об обязании выплатить денежные средства и проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскании компенсации морального вреда, почтовых расходов и расходов на услуги адвоката как производные от основных, в которых ФИО1 судом отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному автономному учреждению городского округа Самара «Дворец творчества» об обязании произвести индексацию заработной платы, обязании выплатить денежные средства и проценты за пользование чужими денежными средствами, обязании установления размера должностного оклада, компенсации морального вреда, взыскании почтовых расходов и расходов на услуги адвоката - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.

Председательствующий Т.Ю. Башмакова

Решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2016 года.