Дело №2-446/4/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Поселок Бабынино 16 декабря 2014 года
Сухиничский районный суд Калужской области
под председательством судьи Сеничевой Г.Е.
при секретаре Липовенко О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда
гражданское дело по иску Военного комиссариата Калужской области к ФИО1 ФИО7 о взыскании излишне выплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Калужской области обратился с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчику по линии Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ была назначена и выплачивалась пенсия. В связи с поступлением ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году на службу в таможенные органы и несвоевременным сообщением об этом в Военный комиссариат за указанный период времени произведена переплата ответчику пенсии в указанном размере, что выявлено по результатам ревизии, проведенной группой отдела подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсии Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>.
В судебном заседании представители истца – Военного комиссариата Калужской области – ФИО3 и ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО5 возражали против удовлетворения исковых требований, мотивируя свои возражения отсутствием в действиях ответчика факта недобросовестности, а также тем, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, не является военной службой. Кроме того, заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в звании майора в период с ДД.ММ.ГГГГ. и был досрочно уволен в запас приказом <данные изъяты> армии в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принят на службу в таможенные органы РФ – на должность старшего инспектора Приокского тылового таможенного поста.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из вышеприведенных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Пунктом 1 ст. 10 указанного Федерального закона № 53-ФЗ, пп. "г" п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719, установлены обязанности граждан по воинскому учету, в соответствии с которыми граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 поставил в известность Военный комиссариат Бабынинского района Калужской области о поступлении на службу в таможенные органы, что подтверждается письмом <данные изъяты> в <данные изъяты> ( исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.), в связи с чем в действиях ответчика не усматривается недобросовестности, поскольку они не были направлены на получение неосновательного обогащения.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. № 4468-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Статья 6 указанного Закона не содержит исчерпывающий перечень правоохранительных органов, служба в которых является основанием для приостановления выплаты пенсии (органы таможенной службы в данный перечень не включены).
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона № 4468-1, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". В постановлении, в частности, отмечено, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, в статье 2 которого установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
Как следует из ч. 2 ст. 6 Закона № 4468-1 право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.03.2004г. № 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что выплата пенсии приостанавливается в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Из установленных обстоятельств по делу следует, что ФИО1 до поступлении на службу в таможенные органы проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с ДД.ММ.ГГГГ года поступил на службу в таможенные органы, отличную от военной.
Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона № 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего.
Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров таможенных органов не распространяется. Прохождение службы в таможенных органах лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона № 4468-1 в связи с прохождением военной службы, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Калужской области к ФИО1 ФИО8 о взыскании излишне выплаченной пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Сухиничский районный суд Калужской области.
Председательствующий: судья Г.Е.Сеничева