ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4471/20 от 18.06.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-533/2021

44RS0001-01-2020-005437-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Белеховой В.Е., с участием истца Цветковой Н.В., представителя истца Кузнецовой Н.Б., представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Шулепникова М.В., представителя Департамента финансов Костромской области Пономаревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветковой Натальи Витальевны к Администрации Костромской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, Департаменту финансов Костромской области о понуждении к приобретению земельного участка и взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Цветкова Н.В. обратилась в суд с иском, указав, что решением Островского районного суда Костромской области по делу 2-192/2017 удовлетворены требования Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области к Цветковой Н.В. об изъятии земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 932 175,61 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером и продаже его с публичных торгов, с установлением начальной цены продажи в размере кадастровой стоимости земельного участка. Статьёй 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен порядок принудительного изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению. В соответствии с вышеуказанной статьей после вынесения решения суда об изъятии земельного участка установлен порядок проведения публичных торгов по продаже данного земельного участка. Публичные торги по продаже земельного участка с кадастровым номером были проведены, но не состоялись ввиду отсутствия заявок. В нарушение п. 14 статьи 6 Закона об обороте земель с/х назначения орган исполнительной власти субъекта РФ в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, не исполнил обязанность по приобретению земельного участка в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. Условия торгов в форме публичного предложения, содержащиеся извещение от <дата> в части цены были следующие: начальная цена: 1 234 946,25 рублей, минимальная цена предложения: 617 473,13 рублей. Установленные законодателем сроки по исполнению обязанности по приобретению данного земельного участка в государственную собственность истекли <дата>, так как <дата> на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещен протокол от <дата> рассмотрения заявок на участие в продаже посредством публичного предложения (далее — торги) земельного участка, в отношении которого вступило в законную силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов. Цветкова Н.В. не имеет права пользования и распоряжения данным земельным участком и самостоятельно не вправе прекратить право на земельный участок с кадастровым номером в связи с изъятием его на основании решения суда, а кроме того вынуждена оплачивать земельный налог за данный земельный участок, который не является ее собственностью с момента вступления в силу решения Островского районного суда Костромской области по делу от <дата>, но при этом в связи с содержащейся в ЕГРН записью о собственности ее на данный земельный участок продолжает считаться собственником, что нарушает её права.

В уточненном исковом заявлении просит признать <дата> моментом возникновения права собственности субъекта Российской Федерации – Костромской области на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Костромской области и Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в течение 10 дней после вступления в силу решения суда издать распорядительный акт о приобретении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации – Костромской области и зарегистрировать право субъекта Российской Федерации – Костромской области на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>; взыскать с субъекта Российской Федерации – Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области денежные средства в размере 617 473,13 рублей в качестве оплаты за земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; взыскать с субъекта Российской Федерации – Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области денежные средства в размере 90 811,43 руб. в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата>; взыскать с субъекта Российской Федерации – Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области денежные средства в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по дату выплаты взыскиваемых денежных средств.

В судебном заседании истец Цветкова Н.В. и её представитель Кузнецова Н.Б. исковые требования в уточненной редакции поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области по доверенности Шулепников М.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему, приобщенных к материалам дела.

Представитель ответчика Департамента финансов Костромской области по доверенности Пономарева М.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Администрации Костромской области в судебном заседании <дата> не участвовал. Ранее представители ответчика в судебных заседаниях участвовали, исковые требования не признали. Направлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> представителя в судебное заседания не направило, в материалы дела представлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо Управление ФНС России по Костромской области представителя для участия в судебном заседании не направило.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Островского районного суда Костромской области от <дата> по делу удовлетворен иск Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области к Цветковой Н.В. У собственника Цветковой Н.В. изъят земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение: для сельскохозяйственного производства, площадью 932 175,61 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Установлена начальная цена продажи в размере кадастровой стоимости земельного участка.

При рассмотрении указанного дела установлено, что земельный участок принадлежит Цветковой Н.В. на праве собственности на основании свидетельства на право на землю от <дата>.

Вместе с тем, находящийся в собственности Цветковой Н.В. земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, не использовался ею для соответствующей цели в течение трех и более лет, за что она привлекалась к административной ответственности. Данное обстоятельство, с учетом положений ст. 284 ГК РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» явилось основанием для принятия судом указанного решения об изъятии земельного участка.

Обращаясь в суд с настоящим иском в суд, Цветкова Н.В. указала, что, несмотря на изъятие у неё земельного участка по решению суда, до настоящего времени данный участок продолжает числиться в её собственности. Органом исполнительной власти субъекта в нарушение п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не исполнена обязанность по приобретению земельного участка в государственную собственность.

Указанные доводы истца Цветковой Н.В. нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, заслуживают внимания.

В соответствии с частью 3 статьи 54.1 Земельного кодекса РФ в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 13 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002 если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 14 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002 в случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов.

Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Судом установлено, что во исполнение решения Островского районного суда Костромской области <дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области принято распоряжение от <дата> «О проведении аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого вступило в законную силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов».

Начальная цена продажи земельного участка на публичных торгах установлена решением Островского районного суда Костромской области от <дата> в размере его кадастровой стоимости, которая согласно кадастровой выписке от <дата>, составляет 1 929 603 руб. 51 коп., на что указано в мотивировочной части судебного акта.

Начальная цена земельного участка, определенная в размере кадастровой стоимости 1 929 603 руб. 51 коп., уменьшена Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области на 20 процентов и составила 1 543 682 руб. 81 коп. (с учетом необходимости проведения работ по культуртехнической мелиорации).

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проведен аукцион по продаже земельного участка, который признан несостоявшимся связи с отсутствием заявок.

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проведен повторный аукцион, который не состоялся в связи с отсутствием заявителей. Начальная цена уменьшена на 20 % и составила 1 234 946, 25 руб.

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, на основании распоряжения от <дата>, проведена продажа земельного участка посредством публичного предложения. Начальная цена установлена в размере 1 234 946,25 руб., минимальная цена предложения - 617 473,13 руб.

Торги признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Протокол от <дата> о проведении торгов размещен на сайте torgi.gov.ru <дата> (л.д. 36).

В администрацию Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области и Судиславского муниципального района Костромской области направлены письма от <дата>, от <дата> с предложением о приобретении земельного участка в муниципальную собственность.

в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области из вышеуказанных органов местного самоуправления поступили ответы об отказе в приобретении земельного участка в муниципальную собственность.

На основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата> «О проведении аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого вступило в законную силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов» <дата> Департаментом проведен аукцион по продаже участка по цене 1 543 682, 81 руб.

В связи с отсутствием заявителей аукцион признан несостоявшимся.

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проведен повторный аукцион по цене 1 234 946, 25 руб., который не состоялся в связи с отсутствием заявителей.

Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проведена продажа земельного участка посредством публичного предложения.

В связи с отсутствием заявителей продажа земельного участка не состоялась.

На основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата> «О проведении аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого вступило в законную силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов» <дата> проведен аукцион по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, общая площадь 932 175,61 кв.м., местоположение относительно ориентира почтовый адрес: <адрес>. Начальная цена земельного участка определена в размере 1 155 897,76 руб.

В связи с отсутствием заявителей аукцион по продаже земельного участка признан несостоявшимся.

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области издано распоряжение «О проведении повторного аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого вступило в законную силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов». Дата проведения повторного аукциона <дата>. Начальная цена земельного участка определена в размере 924 718,21 руб.

Повторный аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявителей.

<дата> Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проведена продажа земельного участка посредством публичного предложения. В связи с отсутствием заявителей продажа не состоялась.

На момент рассмотрения гражданского дела в суде земельный участок посредством проведения публичных торгов не реализован.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, земельный участок площадью 932175,61 кв.м. (+-152) с кадастровым номером , место расположения относительно ориентира: <адрес> значится в собственности Цветковой Н.В. (запись о регистрации права от <дата>).

В результате анализа установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение положения пункта 14 статьи 6 Федерального закона от <дата> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно неисполнение обязанности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Указанная обязанность по приобретению земельного участка в государственную собственность, регламентированная пунктом 14 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002, с учетом сроков и порядка приобретения, изложенных в данном пункте, должна была быть исполнена не позднее <дата>.

Так, согласно содержанию пункта 14 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002 в течение одного месяца со дня признания торгов посредством публичного предложения, несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен. Обязанность по приобретению земельного участка в государственную собственность возникает в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В рассматриваемой ситуации днем признания торгов посредством публичного предложения, несостоявшимися следует считать <дата> – дата соответствующего протокола от <дата> о проведении торгов, размещенного на сайте torgi.gov.ru <дата>.

В течение одного месяца с указанной даты (<дата>), с учетом выпавшего на последний день срока <дата> выходного дня (суббота), спорный земельный участок место расположения относительно ориентира: <адрес> мог быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, в срок по <дата> (ближайший следующий за последним днем срока рабочий день).

Земельный участок в муниципальную собственность приобретен не был, следовательно, обязанность по приобретению земельного участка в государственную собственность возникла в течение одного месяца с <дата>, т.е. не позднее <дата>.

Поскольку предписание пункта 14 статьи 6 Федерального закона от <дата> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» по &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;????????????????????j&#0;??????????&#0;?j&#0;??????????????????*??&#0;?&#0;?&#0;??Й?Й?&#0;??Й?Й??????????????


?????????J?J?J???????h&#0;&#0;??????J?J?J??????
?????????J?J?J??&#0;?????????J?J?J????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;

В ходе рассмотрения дела установлено, что Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области дублировал процедуру торгов в <дата> годах.

Вместе с тем, данное обстоятельство с учетом содержания пункта 14 статьи 6 Федерального закона от <дата>, не имеет юридического значения для определения даты возникновения обязанности по приобретению земельного участка в государственную собственность и установлению выкупной цены, поскольку неоднократное проведение регламентированной в пунктах 13, 14 статьи 6 Федерального закона от <дата> процедуры приобретения земельного участка в государственную собственность законом не предусмотрена, и в данном случае является инициативой исполнительного органа государственной власти Костромской области.

В п. 4 ст. 281 ГК РФ, ч. 7 ст. 54.1 ЗК РФ закреплен принцип, в соответствии с которым, принудительное изъятие земельного участка возможно при условии предварительного и равноценного возмещения.

законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Денежная сумма 617 473,13 рублей, испрашиваемая истицей в иске, соответствует содержанию пункта 14 статьи 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002, в котором указано, что приобретение земельного участка в государственную собственность производится по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

По условиям торгов в форме публичного предложения, проведенных <дата>, содержащихся в извещении от <дата>, минимальная цена предложения установлена в размере 617 473,13 руб.

Доказательств несения расходов на подготовку и проведение публичных торгов, которые было предложено предоставить, ответчиками в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Следовательно, земельный участок должен быть приобретен в государственную собственность по цене 617 473,13 руб. с выплатой денежных средств собственнику земельного участка Цветковой Н.В.

Поскольку до настоящего времени земельный участок не приобретен в государственную собственность и денежные средства истице не выплачены, в результате чего Цветкова Н.В. обратилась в суд, в целях восстановления нарушенных прав, в её пользу подлежат взысканию денежные средства за земельный участок в сумме 617 473,13 рублей.

Надлежащим ответчиком по делу является Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.

Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительств РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

В соответствии с подп. 1 пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджет субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу иди юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 339-ЗКО «О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области» исполнительные органы государственной власти области осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, в которых закрепляются полномочия, функции и порядок деятельности, порядок создания, реорганизации, ликвидации исполнительных органов государственной власти области, утверждаемыми губернатором области, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также с учетом положений абз. 2 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 29.05.2015 № 96 (далее – Положение), Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, контролю в сфере имущественных и земельных отношений.

Департамент осуществляет от имени Администрации Костромской области по специальному поручению отдельные полномочия в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Костромской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области.

В силу п. 74.2 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.

Согласно п. 74.3 Положения приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по минимальной цене торгов в форме публичного предложения в случае, установленном в пункте 14 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», относится к функциям Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.

Согласно пункту 7 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном порядке, гербовую печать со своим наименованием, а также необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки.

Согласно пункту 8 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством Российской Федерации, от своего имени может приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.

В соответствии с пунктом 117 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

На основании изложенного, с учетом того, что спорные правоотношения возникли из отношений, связанных с приобретением земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», относящимся к полномочиям Департамента имущественных земельных отношений Костромской области, который являясь функциональным органом с правами юридического лица, выступает в данных правоотношениях выступает от имени Костромской области, Администрацию в данных правоотношениях не подменяет, одновременно является главным распорядителем бюджетных средств в рамках реализации возложенных на него функций, исковые требования Цветковой Н.В. о понуждении к приобретению земельного участка в государственную собственность и взыскании компенсации за земельный участок подлежат частичному удовлетворению к Департаменту имущественных земельных отношений Костромской области.

В силу ст. 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд по требованию истца считает возможным установить срок для совершения ответчиком действий по приобретению земельного участка в государственную собственность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения законную силу. Данный срок суд считает разумным для исполнения решения суда в указанной части. Срок 10 дней, заявленный истцом в иске, суд находит недостаточным.

Таким образом, в целях разрешения спора сторон на Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области Российской Федерации суд возлагает обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда оформить приобретение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации - Костромская область. Взыскать с Костромской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области за счет казны Костромской области в пользу Цветковой Н.В. денежные средства в размере 617 473,13 рублей.

Довод представителя ответчика о невозможности приобретения земельного участка в государственную собственность, ввиду того, что в настоящее время между истцом Цветковой Н.В. и Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области отсутствует договор купли-продажи данного земельного участка, не является основанием для отказа в удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Действительно, частью 2 статьи 60.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии.

Вместе с тем, в адрес Цветковой Н.В. Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект договора купли-продажи земельного участка может быть направлен в рамках исполнения настоящего решения суда о понуждении к приобретению земельного участка в государственную собственность.

В случае отказа собственника в заключении договора купли – продажи земельного участка Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор в соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В остальной части иска суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В исковом заявлении заявлено требование о возложении на Администрацию Костромской области и Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обязанности издать распорядительный акт о приобретении земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, избрание и реализация той или иной процедуры и способа приобретения земельного участка в порядке исполнения настоящего решения суда, в частности вида решения о приобретении земельных участков в собственность Костромской области, изъятого по решению суда земельного участка сельскохозяйственного назначения, относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта. Поэтому оснований для понуждения Администрации Костромской области и Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области издать тот или иной распорядительный акт в судебном порядке не имеется.

Требование истца о признании <дата> моментом возникновения права собственности субъекта РФ - Костромской области на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> подлежит отклонению, как противоречащее нормам законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно ст.164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры, вступившие в законную силу судебные акты, проч.

В соответствии со ст. 60.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого судом принято решение об изъятии и о продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется на основании заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или лица, которое приобрело такой земельный участок по результатам публичных торгов по его продаже (ч.1).

Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии (ч. 2).

С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на земельный участок которых подлежат прекращению в соответствии с решением суда о его изъятии, вправе обратиться орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.4).

Следовательно, право собственности субъекта РФ на спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению, по адресу: <адрес>, возникнет с момента государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок на основании договора купли-продажи такого земельного участка, а также вступившего в законную силу решения Островского районного суда от <дата> о его изъятии, а не с <дата>, как указывает истец в исковом заявлении.

Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 90 811,43 руб. за период с <дата> по <дата> и с <дата> по дату выплаты взыскиваемых денежных средств суд полагает их неподлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Предусмотренные ст. 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо установить неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Выкупная цена за земельный участок в сумме 617 473,13 руб. определена и взыскана настоящим решением. Ответчик фактически не пользовался данными денежными средствами. Обязательство по выплате денежных средств при наличии судебного акта возникнет после вступления решения суда в порядке и сроки, установленные для данного вида правоотношений.

Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по спору о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, не начисляются.

В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный судебный акт не исполнен, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Цветковой Натальи Витальевны удовлетворить частично.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда оформить приобретение земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации – Костромской области.

Взыскать с Костромской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области за счет казны Костромской области в пользу Цветковой Натальи Витальевны денежные средства в размере 617 473 рубля 13 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы

Судья Т.С. Царёва

Мотивированный текст решения изготовлен 01.07.2021.