ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-447/2018 от 29.05.2018 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-447/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи

ФИО1

Секретаря

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО3 о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании убытков, с учетом уточнений просит взыскать в его пользу убытки в размере 90125 руб. 04 коп., составляющие суммы единой денежной выплаты за период с /дата/ г. по /дата/ г.

С согласия истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Военный комиссариат Чановского района Новосибирской области (ГУ).

В обоснование требований указано, что истец был призван на военную службу в Вооруженные Силы РФ /дата/ и /дата/ зачислен в списки в/части рядовым. В /дата/ г. в течение /дата/ дня и в период с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ он находился в служебной командировке в группе инженерных войск Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, непосредственно принимал участие в сплошном разминировании местности и дорог на территории указанных республик. В данный период времени на территории <адрес> действовал режим контртеррористических операций.

В /дата/ году истец обратился в Военный Комиссариат Чановского района Новосибирской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих его участие в боевых действиях.

Решением Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ установлен факт участия ФИО3, в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории <адрес> и <адрес> в периоды с /дата/ по /дата/ и с /дата/ по /дата/. На комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность выдать ФИО3 удостоверение ветеран боевых действий. Судом установлено, что все необходимые для получения указанного удостоверения, ФИО3 были представлены.

В результате незаконного бездействия должностных лиц комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий» истец не получал денежную выплату и не мог пользоваться набором социальных услуг, в результате чего ему причинены убытки с учетом сроков исковой давности.

В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 9 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в, боевых действиях при исполнений служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том, числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000г. N 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при, исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III).

Периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.

Как следует из архивных справок от /дата/ и /дата/ Центрального архива (филиала) Министерства обороны РФ на основании приказа командира войсковой части (<адрес>) истец указан как лицо, выполнявшее задачи на территории <адрес>. Личный состав части с /дата/ г. принимал участие в ликвидации незаконных, вооруженных банд формирований на территории <адрес> и <адрес>.

Факт нахождения истца на территории, на которой велись боевые действия, а также факт непосредственного участия в выполнений задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Чеченской Республики подтверждается указанными архивными справками, копией справки воинской части от /дата/, копией военного билета на имя истца.

Как установлено решением Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ заявление ФИО3 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий было возвращено комиссией Центрального военного Округа ОСК МО РФ в связи с непредставлением архивом Министерства обороны РФ выписки из приказов об участии ФИО3 в боевых действиях на территории Чеченской республики и республики Дагестан.

По мнению истца, в действиях должностных лиц комиссии Центрального военного Округа ОСК МО РФ, выразившихся в необоснованном возвращении документов и заявления ФИО3, имеется вина.

В результате незаконного бездействия должностных лиц комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, истец не получал денежную выплату и не мог пользоваться набором социальных услуг с учетом исковой давности с ноября 2014 года по май 2016 год.

Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предусмотрено засчитывать сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для: назначения пенсии: в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операция определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористические операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористические операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со /дата/ - руководителем контртеррористической операции (п. 4)

Должностными лицами комиссии Центрального военного Округа ОСК МО РФ вновь было допущено незаконное бездействие, выразившееся в длительном неисполнении указанного выше решения суда. Удостоверение ветерана боевых действий было выдано ФИО3 лишь /дата/ после возбуждения исполнительного производства.

Истцом произведен расчет убытков (сумм единой денежной выплаты как ветерану боевых действий) за период с /дата/ года по /дата/ года в общей сумме 90125 руб. 04 коп.

Истец о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о разбирательстве дела в его отсутствие.

Представитель истца ФЛ 1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Министерство финансов РФ о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, просил о разбирательстве дела в его отсутствие (л.д. 66-67, 93-94, 118-119), направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от /дата/ Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой части, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В пункте 5 Положения указано, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Военный комиссариат Новосибирской области и Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий входят в структуру Минобороны России. Таким образом, по правилам статьи 1069 ГК РФ при установлении незаконности бездействия должностных лиц комиссии Центрального военного по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в качестве надлежащего ответчика по данному делу выступает именно Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к своим территориальным органам.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 242.2 БК РФ представлять в суде интересы Российской Федерации, при удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны Российской Федерации, а в случае наличия оснований для обжалования судебного акта - обжаловать должен главный распорядитель средств федерального бюджета.

Источником возмещения ущерба является казна Российской Федерации. Однако обязанность по выступлению от имени казны Российской Федерации возложена законом помимо финансового органа на соответствующие органы государственной власти. Данная обязанность прямо установлена законом - БК РФ.

При этом, имущественная ответственность возникает не у виновного должностного лица, а стороной в обязательствах по возмещению вреда становится государство в лице казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Обязанность главных распорядителей средств федерального бюджета по выступлению от имени казны Российской Федерации в судах при рассмотрении дел по исковым заявлениям физических или юридических лиц о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) подведомственных им государственных органов возложена на последних в силу закона.

Незаконность бездействия должностных лиц комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не доказана. Кроме того, истцом не указано, какие конкретно должностные лица бездействовали, в результате чего им понесены убытки.

Признание действий (бездействия) должностных лиц незаконными осуществляется в установленном порядке, а именно: гл. 22 КАС РФ.

Также не доказана в установленном законом порядке вина должностных лиц комиссии Центрального военного округа.

Положения пункта 2 статьи 1070, 1069 ГК РФ не только исключают презумпцию виновности причинителя вреда, но и предполагают в качестве дополнительного обязательного условия возмещения государством вреда установление вины должностного лица и, следовательно, связывают ответственность государства с преступным деянием, совершенным умышленно или по неосторожности.

Истцом не представлены доказательства, устанавливающие незаконность действий и вину должностных лиц комиссии Центрального военного округа.

Отсутствуют основания для наступления гражданской ответственности по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, поскольку отсутствуют условия привлечения к ответственности - факт причинения вреда государственным органом либо его должностным лицом, незаконность действий (бездействия), причинная следственная связь, а также вина государственного органа либо его должностного лица (л.д. 38-48).

Ответчик Министерство обороны РФ о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил о разбирательстве дела в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что административным регламентом предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в. Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от /дата/н (п. 21.3) предусмотрено, что основанием для назначения гражданину соответствующей выплаты, является удостоверение ветерана боевых действий, соответствующее форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федераций от /дата/ «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, путем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.

Право на получение ежемесячных выплат, предусмотренных положениями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», возникло у ФИО3 только с /дата/, оснований для предоставления мер социальной поддержки до подтверждения статуса истца, как ветерана боевых действий, не имеется. Выдача ФИО3, удостоверения: ветерана боевых действий, во исполнение состоявшегося решения Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ не свидетельствует о намеренно неправомерном принятий комиссией решения об отказе в выдаче соответствующего удостоверения (л.д. 32-37, 54-58, 86-92, 114-117).

Ответчик ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил о разбирательстве дела в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, направил письменные возражения на исковое заявление аналогичные письменным возражения представителя министерства обороны РФ (л.д. 27-31, 60-65, 81-84, 111-113).

Третье лицо Военный комиссариат Новосибирской области о времени и месте рассмотрения дела был извещен, представитель в судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий:

фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана;

оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

Фактическое участие в боевых действиях является лишь обязательной предпосылкой для приобретения статуса ветерана. Предусмотренные законодательством меры социальной поддержки могут быть предоставлены только на основании удостоверения, оформленного в установленном законами, подзаконными и ведомственными актами порядке.

Решением Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ удовлетворены исковые требования ФИО3 об установлении факта участия в боевых действиях на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в периоды с 1 по /дата/ и с 1 по /дата/, возложена обязанность выдать ФИО3 удостоверение ветерана боевых действий.

Кроме решения суда, факт непосредственного участия в боевых действиях ФИО3 ничем не подтверждается.

/дата/, после возбуждения исполнительного производства, ФИО3 Центральным военным округом выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК .

В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от /дата/н) граждане из числа ветеранов боевых действий вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и предъявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право у ФИО3 на получение социальных выплат возникло с момента выдачи удостоверения установленного образца.

Источником финансового обеспечения мер социальной поддержки, наряду с пенсиями и пособиями, является федеральный бюджет, то есть социальные выплаты ветеранам боевых действий осуществляются за счет бюджетных средств, которые находятся в государственной собственности Российской Федерации. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового (специального), а не гражданского права. Отношения по социальному обеспечению являются в своей основе не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и нормы гражданского права к ним не применимы.

Рассматриваемый спор вытекает из социальных отношений, не являющихся по смыслу статей 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовыми, а действующее законодательство применительно к рассматриваемой правовой ситуации иного не предусматривает, следовательно, положения Гражданского кодекса Российской Федерации применению к возникшим спорным правоотношениям сторон не подлежат.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ были удовлетворены исковые требования ФИО3 об установлении факта участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики и обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», суд установил факт участия ФИО3 в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Республики Дагестан Чеченской Республики в периоды с 01 по /дата/, с /дата/ по /дата/г. За ФИО3 признано право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», суд обязал комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать ФИО3 удостоверение «Ветерана боевых действий» (л.д. 15-21).

Из решения суда от /дата/ следует, что к участию в дела в качестве третьих лиц были привлечены Министерство обороны РФ и Комиссия Центрального военного ОСК МО РФ (л.д. 18). Следовательно, для указанных лиц обстоятельства, установленные решением суда от /дата/, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, из копии протокола предварительного судебного заседания от /дата/ следует, что судом была произведена замена ненадлежащего ответчика Военного комиссариата Чановского района Новосибирской области ГУ на ФКУ «Венный комиссариат Новосибирской области» Отдел по Чановскому Венгеровскому и Кыштовскому районам (л.д. 44).

Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).

В статье 1069 ГК Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК Российской Федерации, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Из анализа указанных норм следует, что в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежат возмещению причиненные этим убытки.

Для возложения обязанности по возмещению вреда за счет казны необходимо установить: факт причинения вреда государственным органом или должностным лицом, незаконность действия государственного органа или должностного лица, причинную связь между фактом причинения вреда и незаконностью действий причинителя вреда.

Вред подлежит возмещению только при наличии всех элементов.

Получение статуса ветерана боевых действий в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» дает основание на предоставление мер социальной поддержки, а также на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

Размер ЕДВ установлен ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах». Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.(см. текст в предыдущей редакции)

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.(см. текст в предыдущей редакции)

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Порядок выплаты ЕДВ определен Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2013 N 28271). Согласно административному регламенту, ЕДВ назначается со дня обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявлением о назначении ЕДВ и всеми необходимыми документами. К заявлению ветерана боевых действий должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству и удостоверение ветерана боевых действий единого образца, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763.

На основании закона Новосибирской области от 29.09.2009 г. № 387 - 03 «О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» предоставление денежных выплат осуществляется ежемесячно территориальными органами областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, по его выбору, до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Для граждан, впервые получающих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление денежной выплаты носит заявительный характер. Размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 1 настоящего Закона. Порядок назначения и организации денежных выплат устанавливается Правительством Новосибирской области.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ « ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец как ветеран боевых действий с момента получения соответствующего удостоверения, которое означает признание за ним права на льготы, при обращении с заявлением о назначении ему единовременной денежной выплаты и компенсации на оплату жилого помещения в установленном порядке мог бы получить указанные льготы.

Как следует из представленной копии книги учета удостоверений «Ветеран боевых действий» Военного комиссариата Чановского, Венгеровского и Кыштовского районов Новосибирской области удостоверение «Ветеран боевых действий» серии БК (л.д.14) было получено ФИО3 /дата/.

Указанное удостоверение было получено ФИО3 только после возбуждения исполнительного производства. В добровольном порядке решение суда исполнено не было. Доказательств принятия мер по исполнению решения суда после его вступления в законную силу стороной ответчика в ходе рассмотрения в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Решение Чановского районного суда Новосибирской области от /дата/ вступило в законную силу /дата/, однако фактически было исполнено только /дата/

/дата/ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с решением суда от /дата/ было окочено в связи с фактическим исполнением (л.д. 69).

При этом, суд учитывает, что ФИО3 принимались меры по принудительному исполнению решения суда от /дата/г., что подтверждается ответом И.о. председателя Чановского районного суда Новосибирской области (л.д. 102), почтовыми документами об отправке корреспонденции в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области (л.д.103, 104, 105, 106, 109-110), а также в Комиссию ЦВО по рассмотрению обращения (л.д. 108)

С учетом требований законодательства о порядке обращения и назначения мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, положений п. 2 ст. 13 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истец был лишен указанных мер социальной поддержи в период с /дата/ даты вступления в законную силу решения суда от /дата/ по /дата/ – дату фактической выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» вследствие незаконных действий должностных государственного органа - Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, что препятствовало обращению в установленном законом порядке за назначением льгот.

Единовременная денежная выплата и выплата на оплату жилого помещения, которых истец был лишен в период с /дата/ по /дата/ являются убытками истца, возникшими вследствие незаконных действий государственного органа, а потому подлежат взысканию в его пользу на основании статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

При этом суд не находит оснований для возмещения истцу убытков за период с ноября 2014 года по /дата/ – даты вступления в законную силу решения суда, поскольку между сторонами имел место спор относительно факта участия в боевых действиях ФИО3 в соответствующий период времени, который был разрешен судом. Доказательств незаконности действий должностных лиц в части указанного периода истец суду не представил. Напротив, из решения суда от /дата/ следует, что представленные истцом архивные справки в подтверждение факта участия в боевых действиях при подаче заявления о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» по своей форме не соответствовали п. 9 Порядка, установленного Приказом Министерства обороны РФ от /дата/.

Величина ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) относится к общедоступным сведениям, размещенным на официальном интернет сайте Пенсионного фонда РФ про каждому году.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 №42 размер ежемесячной денежной выплаты с февраля 2016 г. составил 2638,27 руб.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 №88 размер ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2017 составил 2780,27 руб.

Таким образом, сумма убытков истца за период с /дата/ по /дата/ составит 38021 руб. 24 коп. (с учетом количества дней в июне 2016 и августе 2017, исходя из размера ЕДВ за один день соответствующего месяца).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской; Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Как следует из Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 в структуру Министерства обороны Российской Федераций входят Центральные органы военного управления и иные подразделения.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 29.09.2017 года № 595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ» (действующему на момент подачи иска) рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии) под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия). Создание и деятельность комиссий (центральной комиссии) организуется статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий относится к Министерству обороны РФ (является его структурным подразделением).

Учитывая, что Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося по отношению к военной части главным распорядителем бюджетных средств, в силу ст. ст. 1069, 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд возлагает обязанность по возмещению причиненных истцу убытков на Министерство обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО3 о взыскании убытков, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО3 сумму убытков в размере 38021 руб. 24 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Председательствующий (подпись)