Дело № 2-448/2019Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 10 июня 2019 года
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И., с участием представителя истца ФИО1, истца ФИО2, представителя истца адвоката Ларионовой О.В., представителя ответчика ФИО3, при секретаре Модиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» о защите прав потребителя,
У с т а н о в и л :
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в интересах ФИО2 обратилось с иском в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» о взыскании с ответчика в пользу ФИО4 денежных средств за ограду в размере 21 000 рублей, за лавочку в размере 3 400 рублей, за установку ограды в размере 2100 рублей, за установку лавочки в размере 400 рублей, за доставку ограды в размере 480 рублей за плитку в размере 910 рублей, взыскании неустойки за нарушение сроков устранения недостатков и удовлетворения требований потребителя в размере 59 409 рублей 00 копеек, взыскании неустойки на момент вынесения решения, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, штрафа в порядке, предусмотренном п.6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский поступило обращение потребителя ФИО2 с просьбой восстановления в судебном порядке нарушенных прав (Заявление от ……). Как следует из предоставленных документов, потребитель заказал у общества с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» по нескольким квитанциям следующие работы: по квитанции № …. от …. года потребитель заказал плитку.. стоимостью 5000 рублей и бордюр … стоимостью 3675 рублей, а также доставку памятника, плитки на кладбище стоимостью 480 рублей, итого стоимость составила 17830 рублей. По данной квитанции потребитель внес аванс в размере 10 000 рублей остаток долга составил 7830 рублей 00 копеек; по квитанции № ….. от ….. года потребитель произвел заказ на изготовление памятника из гранита стоимостью 22 990 рублей 00 копеек (памятник № …. стоимостью 9 000 рублей, подставка разм. (….) 3980 рублей, цветник из …-х элементов (….) - 3750 рублей, гравировка знаков - 6260 рублей), так же была заказана установка памятника стоимостью 3000 рублей и транспортировка стоимостью 480 рублей. Стоимость заказа составила 24797 рублей 00 копеек, потребитель произвел оплату в виде аванса в размере 15 000 рублей, остаток долга составил 9797 рублей 00 копеек; по квитанции № …. от …. года потребитель заказал ограду … серая.. …. стоимостью 21 000 рублей, стол стоимостью 3400 рублей, установку ограды- 2100 рублей, установку столика - 400 рублей, доставку ограды - 480 рублей, итого: 27380 рублей 00 копеек, потребитель внес аванс в размере 10 000 рублей, остаток долга составил 17 380 рублей 00 копеек. ….. года согласно квитанции № ….. внес сумму в размере 10 000 рублей 00 копеек. …. года потребитель произвел оплату в размере 17012 рублей 00 копеек. В ….. года потребитель отказался от плитки и от бордюра, так как у ООО «РОН» в наличии был только один вид плитки и бордюра, который не подходил потребителю, данный отказ был согласован с приемщицей. Стоимость плитки составляла 5 000 рублей и стоимость бордюра 3 675 рублей, итого 8 675 рублей. …. года потребитель приобрел тротуарную плитку в ООО «Интерьер» стоимостью 4875 рублей и бордюр тротуарный стоимостью 2520 рублей, пленку ПЭТ черная - 225 рублей, общая сумма составила 7620 рублей 00 копеек. В конце ….. года сотрудники ООО «РОН» проводили работы по благоустройству захоронения на кладбище «Новое Южное». Однако работы по благоустройству захоронения были выполнены в не полном объеме и ненадлежащего качества, а именно: памятник и цветник установлены не по уровню, плитка выложена криво, границы предоставленного земельного участка не соблюдены, ограда и лавочка не установлены. Кроме того, потребитель приобретал …. штук плитки, бордюра тротуарного в количестве … штуки, пленку черную … метров сотрудники ООО «РОН» забирали лично из ООО «Интерьер». При проведении работ по благоустройству было использовано плитки в количестве … штуки, оставшуюся плитку в количестве … штук сотрудники ООО «РОН» не вернули. ….. года потребитель обратился с письменной претензией в ООО «РОН» об устранении вышеуказанных недостатков по благоустройству захоронения в полном объеме в течении … дней с момента получения претензии, а также в возврате денежных средств в размере 910 рублей (… шт. х 65 руб.). Претензию приняла приемщик заказов. Денежные средства потребителю не возвращены, ограда и лавочка не установлены. В силу ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или)описанию. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (Далее - Постановление от 15.08.1997 N 1025) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). В соответствии п. 4 Постановление от 15.08.1997 N 1025 договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуальною предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации): вид услуги (работы): цена услуги (работы): точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется и материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя: отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена: даты приема и исполнения заказа, гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации иди договором либо предусмотрены обычаем делового опорота, другие необходимые данные, связанные со спецификой окатываемых услуг (выполняемых работ), должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшею заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. В квитанциях от …. года, … года, …. года, … года не была доведена информация для потребителя, а именно: дата исполнения заказа: гарантийные сроки на результаты работы, что является нарушением ст. ст. 8.10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите нрав потребителей" и п. 4 Постановления от 15.08.1997 N 1025. Согласно и. 8 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытовою обслуживания населения в Российской Федерации" исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги (выполнения работы), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для использования в соответствия с этими целями. Если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым в соответствии с законом, предусмотрены обязательные требования к качеству услуги (работы), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), соответствующую этим требованиям. В силу п. 1 ст. 34 Закона от 07.02.1992 года № 2300-1. исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором о выполнении работы, из своего материала и своими средствами, если иное не предусмотрено договором. Исполнитель, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества. В соответствии и. 1 ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (окатанной услуги) вправе по своем) выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Аналогичная позиция изложена в п. 24 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации". В силу п. 1 ст. 31 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1. за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящею Закона. В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона. Согласно п. 5 ст. 28 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1. в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). ….. года ООО «РОН» была получена претензия, однако денежные средства потребителю не возвращены. Просрочка исчисляется с …. года и составляет … дней. ФИО2 неоднократно обращалась в адрес исполнителя, в государственные органы за содействием в разрешении данной ситуации, испытывала морально-нравственные переживания. Таким образом, ФИО2 был нанесен моральный вред в размере 5 000 ….. руб.
С учетом последующего изменения исковых требований истец просил взыскать с ответчика в пользу ФИО2 денежные средства за ограду в размере 21000 рублей, за лавочку в размере 3400 рублей, за установку ограды в размере 2100 рублей, за установку лавочки в размере 400 рублей, за доставку ограды в размере 480 рублей, неустойку за нарушение сроков устранения недостатков и удовлетворения требований потребителя в размере 59409 рублей и до фактического перечисления денежных средств потребителю, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, штраф в порядке, предусмотренном п. 6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей».
В судебном заседании представители истца и истец ФИО2 исковые требования с учетом их изменения поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика- Общества с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» ФИО5 исковые требования признал частично, пояснил, что согласен устранить недостатки и, кроме того, выплатить истцу 40000 рублей. В последующем пояснил, что признает заявленные требования о взыскании стоимости ограды, лавочки и работ по доставке и установке, а также о взыскании неустойки в указанной сумме. Просит уменьшить размер взыскиваемых компенсации морального вреда и штрафа. Из письменного отзыва представителя ответчика также следует, что …. года ФИО2 оказалась от скамейки и стола. В этот же день …. г. ФИО2 сделала заказ на изготовление ограды …..м (по её размерам) и скамейки, покрашенные молотковой серой краской, оплатив аванс в размере 10000 рублей по квитанции №.. от … г. … г. были завершены работы по укладке плитки, установлен памятник, выполненный из гранита по заказу №.. от …. г. После выполнения работ по благоустройству места захоронения осталась плитка заказчика в количестве … штук и бордюр в количестве … штука, которые в настоящее время переданы заказчику. В своих действиях заказчик ФИО2 была непоследовательна. Ограду нужно было заказать после выполнения работ по укладке плитки с учетом размеров площади, на которой выложена плитка. Ограда и скамейка, заказанные ФИО2 по её размерам, в течении …. дней были изготовлены. …. г. ФИО2 сообщили по телефону о готовности ограды и скамейки. По квитанции ….. г. Пугачева Т.А доплатила долг в размере 17012 рублей. В …. года сотрудники ООО «РОН» готовы были выполнить работы по установки скамейки и ограды. До настоящего времени ограда и скамейка хранятся на территории ООО «РОН». В ….году сотрудники ООО «РОН» пытались объяснить заказчику ФИО2, почему работы остались незавершенными. Ограду, выполненную по размерам заказчика, невозможно установить, не нарушив целостности плитки. …. г. ООО «РОН» была получена письменная претензия от ФИО2 Погодные условия к тому времени уже не позволяли продолжать работы по благоустройству. …. г. за №.. ООО «РОН» направил ФИО2 письмо №… от …. г. ответ на претензию. … г. ограда и скамейка уже хранились в ООО «РОН», но погодные условия не позволяли довыполнить работы в течении …дней. По заказу ФИО2 №… от … г. ООО «РОН» недовыполнены услуги на сумму 2980 рублей: установка ограды 2100 рублей, установка скамейки 400 рублей, транспортные расходы 480 рублей. Сотрудники ООО «РОН» готовы исправить ошибку заказчика ФИО2, изготовить другую ограду по замерам по плитке. Но на любое разрешение возникшей ситуации необходимо согласие заказчика ФИО2 В квитанциях от …. г., … г., … г, … г. не указаны сроки выполнения работ. Невозможно установить сроки выполнения работ по благоустройству места захоронения, так как выполнение такого рода работ зависит от погодных условий. Работы по заказам ФИО2 выполнены в порядке очередности. ООО «РОН» готово было вернуть в …. года требуемые денежные средства заказчиком, за исключением суммы неустойки и морального вреда, но заказчик не желает общаться и не выходит на связь, в связи с чем возникает вопрос о способе возврата денежных средств, так как они были получены от заказчика в наличной форме.
Изучив доводы сторон и исследовав материалы дела, суд находит следующее.
Согласно положениям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений Закона «О защите прав потребителей» следует, что обязанность доказать отсутствие недостатка в товаре лежит на продавце.
В силу ч. 1, 2 ст. 702, 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1, 2 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.
В соответствии со ст. ст. 737, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно п. 3 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги) (т.е. о скрытых недостатках), в течение сроков, установленных пунктом 3 данной статьи. Так, потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Судом установлено, что между ФИО2 и Обществом с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» были заключены договоры по установке плитки и бордюра, изготовлению и доставке памятника, цветника из ….-х элементов, гравировке знаков, а также работ по изготовлению, доставке и установке столика, ограды …. что подтверждается квитанциями № … от … года, … от.. года, № … от ….. года,.. , № …. и не оспаривается ответчиком. Общая стоимость услуг составила 60852рубля
Ответчиком также не оспаривается, что услуги по изготовлению ограды стоимостью 21000 рублей, стола стоимостью 3400 рублей, установке ограды стоимостью 2100 рублей, столика стоимостью 400 рублей и по доставке ограды стоимостью 480 рублей ФИО2 были оплачены.
Срок оказания услуг в квитанциях не указан.
В конце …. года сотрудники ООО «Ритуальное обслуживание населения» проводили работы но благоустройству захоронения, однако работы по благоустройству захоронения были выполнены в не полном объеме и ненадлежащего качества, а именно: памятник и цветник установлены не по уровню, плитка выложена криво, границы предоставленного земельного участка не соблюдены, ограда и лавочка не установлены, что подтверждается фотоматериалами и видеозаписью, а также показаниями свидетеля ФИО6, из которых следует, что в с настоящее время выложенная плитка «просела», бордюр «отошел». Не оставлено место для установки лавочки.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком не предоставлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ)
…… года ФИО2 обратилась в ООО «Ритуальное обслуживание населения» с письменной претензией об устранении вышеуказанных недостатков по благоустройству захоронения в полном объеме в течение …дней с момента получения претензии.
В течение указанного времени работы по устранению недостатков выполнены не были. Как следует из письменного ответа ООО «Ритуальное обслуживание населения» на претензию, от скамейки и стола заказчик отказался. ….. года от ФИО2 был принят заказ на изготовление ограды и скамейки. …… года заказ по изготовлению ограды и скамейки выполнен, однако хранятся на базе ООО «РОН» по причине невозможности установить ограду. Ограда стойками попадает на плитку. Только после принятия решения заказчиком они смогут закончить работы по благоустройству при погодных условиях, позволяющих выполнять работы.
В силу п. 1 с г. 31 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1. за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящею Закона. В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1. в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Поскольку в установленный срок требования потребителя об устранении недостатков услуги удовлетворены не были и учитывая признание иска ответчиком в указанной час, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 стоимости услуг и неустойки в размере 59409 рублей, определенной истцом исходя из стоимости не предоставленных услуг 28290 рублей до дня обращения в суд с иском- в размере 59409 рублей (….. дней (с …… года) суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что в дальнейшем потребитель отказался от исполнения договора и им предъявлены требования о взыскании стоимости услуг, оснований для взыскания неустойки за нарушение сроков устранения недостатков за последующий период не имеется.
Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»: Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст.151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку компенсация морального вреда предусмотрена законом в данном случае при нарушении имущественных прав, наличие данного вреда презюмируется.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст.ст.151, 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий лица, которому причинен вред, при определении размера компенсации вреда должны соблюдаться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства, при которых был причинен вред, степень нравственных страданий, обусловленных нарушением имущественных прав, суд считает разумным и справедливым размер компенсации морального вреда- 5000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что требования истца в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Согласно п. 1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Учитывая, что требование о взыскании штрафа, являясь производным от основного требования, неразрывно связано с последним и позволяют суду при рассмотрении дела по существу оценить одновременно и обоснованность размера заявленного к взысканию неустойки и штрафа, т.е. его соразмерность последствиям нарушения обязательства, что по сути, направлено на реализацию действия общеправовых принципов справедливости и соразмерности, а также обеспечение баланса имущественных прав участников правоотношений при вынесении судебного решения, учитывая заявление ответчика об уменьшении размера штрафа, принятие им мер к урегулированию спора, суд приходит к выводу о снижении подлежащего взысканию штрафа- до 10000 рублей в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
С ответчика в соответствии с требованиями ст. ст. 94, 98, 103 ГПК РФ также подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в защиту прав и законных интересов ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» стоимость ограды 21000 рублей, стоимость лавочки- 3400 рублей, стоимость установки ограды- 2100 рублей, стоимость установки лавочки-400 рублей, стоимость доставки ограды - 480 рублей, неустойку за нарушение срока устранения недостатков и удовлетворения требований потребителя в размере 59409 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 10000 рублей, а всего 101789 рублей.
В остальной части Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритуальное обслуживание населения» госпошлину в бюджет в размере 3103 рубля 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья - Скучилина Е.И.