ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4492/2015 от 12.11.2015 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2015 года

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Жумабаевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 к Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области о предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4, ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили, признать за семьей О-вых право на дополнительную социальную выплату, предусмотренную приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в дополнительном объеме за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка; обязать Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области выплатить семье О-вых в составе: отец – ФИО4, мать – ФИО1, дети – ФИО2, ФИО3 дополнительную социальную выплату в полном объеме, в размере, предусмотренном абз. 2 п. 5 Порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр в предусмотренный законом срок.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ семья О-вых получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на троих членов семьи в размере <данные изъяты> руб., со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией МО «<данные изъяты>». В соответствии с п. 32 Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» распорядитель счета имел право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ истцы заключили договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с <данные изъяты>. (продавец), расположенного по адресу: <адрес>. Общая цена нашей сделки составляла - <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. за земельный участок<данные изъяты> руб. за жилой дом. <данные изъяты> руб. были уплачены за счет средств, указанных в свидетельстве, а <данные изъяты> руб. за счет собственных наличных денежных средств истцов. При заключении сделки истцам не было разъяснено, что в договоре купли-продажи необходимо указывать внесение собственных денежных средств. Передача собственных наличных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей подтверждается дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированном в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и распиской от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> в получении денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ у истцов родился второй ребенок. В соответствии с приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 8 августа 2012 года № 60-мпр «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в рамках областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005 - 2019 годы» (в настоящее время утратил силу) семья О-вых получила право на дополнительную выплату при рождении ребенка. ДД.ММ.ГГГГ, после получения информации о наличии права на дополнительную выплату при рождении второго ребенка, ФИО1 обратилась в Комитет по спорту, туризму и делам молодежи администрации МО «Аларский район» с соответствующим заявлением. ДД.ММ.ГГГГ из Министерства был получен ответ с указанием, что истцы могут претендовать на получение выплаты в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились в Комитет с предоставлением дополнительных документов для получения дополнительной социальной выплаты в полном объеме, в том числе дополнительного соглашения к договору купли – продажи. Вместе с тем, Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в предоставлении социальной выплаты в полном объеме было отказано.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Истец ФИО4, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо Администрация МО «Аларский район» Иркутской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, представило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просила удовлетворить заявленные требования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года N 1050, была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Порядок и условия предоставления социальных выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением к вышеуказанной подпрограмме.

Согласно пп. "а" п. 6 названных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака , выданным отделом ЗАГС администрации МО «Аларский район» Эхирит – Булагатского Бурятского автономного округа

ДД.ММ.ГГГГ в семье О-вых родилась дочь – ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении , выданным отделом ЗАГС администрации МО «Аларский район» Усть – Ордынского Бурятского автономного округа ДД.ММ.ГГГГ

Семье О-вых на состав семьи из 3 человек в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 – 2015 г. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилищного дома.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> (продавец) и ФИО4, ФИО1, действующих в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней ФИО2 (покупатели), был заключен договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатели покупают в общую долевую собственность по <данные изъяты> доли в праве каждого на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , адрес объекта: <адрес>; и размещенный на нем жилой дом, назначение: жилое, <данные изъяты>-этажный (подземных этажей – <данные изъяты>), общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. , лит. <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>

Согласно п.7 договора от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок продается за <данные изъяты> руб., жилой дом продается за <данные изъяты> руб. Общая цена сделки составляет <данные изъяты> руб. Оплата производится в следующем порядке: <данные изъяты> руб. перечисляются продавцу на его счет: Универсальный Сбербанка России на <данные изъяты> лет, открытый в Ангарском , , к/с , р/с , ИНН КПП , Банк получателя: Байкальский банк СБ РФ г. Иркутск, почтовый адрес: <адрес>, за счет средств федерального бюджета, находящихся на счете покупателя, которые получены на основании сертификата жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Аларский район» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (включительно), которое подтверждает, что покупатель является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 г.г.

Счет покупателя открыт в филиале Ангарского ОСБ структурное подразделение , денежные средства с указанного счета перечисляются на счет продавцу в течение 30 календарных дней после предоставления полного пакета документов в Сбербанк РФ.

Оставшаяся сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. производится за счет собственных денежных средств покупателей до подписания договора.

Передача жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вместе с земельным участком по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается представленным в материалы дела актом от ДД.ММ.ГГГГ

Право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО4 (по <данные изъяты> доли) на жилой дом, назначение: жилое, <данные изъяты>-этажный (подземных этажей – <данные изъяты>), общая площадь 102,4 кв.м., инв. , лит. А,А1, адрес: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Росреестра по Иркутской области повторно ДД.ММ.ГГГГ

Свидетельствами о государственной регистрации права серии , серии , серии , выданными Управлением Росреестра по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО4 (по <данные изъяты> доли) на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>

Как следует из объяснений истицы в судебном заседании, при заключении договора ей не было известно, что в договоре купли – продажи необходимо также было указывать сумму собственных внесенных денежных средств в счет оплаты по договору. Общая цена заключенной между О-выми и <данные изъяты> сделки составила <данные изъяты> руб. Из них <данные изъяты> руб. были уплачены О-выми из собственных денежных средств, и <данные изъяты> руб. – за счет предоставленной им выплаты.

В материалы дела представлена расписка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по договору купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с О-выми, она получила <данные изъяты> руб. наличными, и <данные изъяты> руб. были перечислены на ее счет, всего в сумме <данные изъяты> руб. При этом фактическая стоимость недвижимого имущества: <данные изъяты> руб. – жилой дом, <данные изъяты> руб. – земельный участок, в договоре не отражена.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>. (продавец) и ФИО4, ФИО1, действующих в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней ФИО2 (покупатели), было заключено дополнительное соглашение к договору купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым абзац первый п. 7 договора был изложен в следующей редакции: «Указанный земельный участок продается за <данные изъяты> руб., жилой дом продается за <данные изъяты> руб. Общая цена сделки составляет <данные изъяты> руб.». Второй подпункт п. 7 договора был изложен в следующей редакции: «оставшаяся сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб. производится за счет собственных денежных средств покупателей до подписания договора».

Аналогичные изменения были внесены в передаточный акт, подписанный сторонами ДД.ММ.ГГГГ

Указанное дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ в семье О-вых родился второй ребенок – ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении , выданным отделом по Аларскому району управления службы ЗАГС Иркутской области.

Соответственно состав семьи О-вых изменился и включает четырех человек: ФИО1 – жена, ФИО4 – муж, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, - дочь, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, - дочь, о чем свидетельствует справка главного специалиста МО «Кутулик» от ДД.ММ.ГГГГ

Для предоставления дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета в связи с рождением ребенка ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» и Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.

Как установлено судом, на момент обращения ФИО1 предоставление дополнительных социальных выплат осуществляется в соответствии с приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка", разработанным в соответствии с подпрограммой "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 443-пп (далее - подпрограмма).

Дополнительная социальная выплата предоставляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы в планируемом году (п. 3 Порядка).

Дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется:

а) молодой семье, ставшей участником Программы в 2005 году и получающей социальную выплату на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);

б) молодой семье, которой в рамках реализации Программы или подпрограммы предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата на приобретение (строительство) жилья) за счет средств федерального, областного и местных бюджетов или социальная выплата на приобретение (строительство) жилья за счет средств областного и местных бюджетов, при условии, что на момент рождения (усыновления) ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя не превышает 35 лет (включительно) (п. 4 Порядка).

Молодым семьям, указанным в подпункте "а" пункта 4 настоящего Порядка, дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется на цели погашения части кредита или займа.

Размер указанной дополнительной социальной выплаты определяется исходя из 18 квадратных метров на рожденного (усыновленного) ребенка и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не свыше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании Иркутской области и определенной условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы, заключенного в 2005 году комитетом по молодежной политике Иркутской области с органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области (далее - орган местного самоуправления), определенного по результатам проведенного в установленном порядке конкурса (п. 5 Порядка).

Молодым семьям, указанным в подпункте "б" пункта 4 настоящего Порядка, дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется на цели погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - погашение долга по кредитам), либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Размер дополнительной социальной выплаты составляет 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, используемой при расчете размера социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, указанного в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее - свидетельство).

В случае, если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья, получившая свидетельство в рамках Программы или подпрограммы, не реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по данному свидетельству, дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется после улучшения своих жилищных условий с использованием указанной социальной выплаты (п. 6 Порядка).

В соответствии с п. 8 Порядка, молодая семья, указанная в пункте 4 настоящего Порядка, изъявившая желание получить дополнительную социальную выплату при рождении (усыновлении) ребенка, представляет в орган местного самоуправления, предоставляющий семье социальную выплату на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или предоставивший семье социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы или подпрограммы, следующие документы:

а) заявление о предоставлении дополнительной социальной выплаты в произвольной форме на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка;

б) копию свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий усыновление ребенка;

в) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

г) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

д) копию договора на жилое помещение или договора строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства (в случае использования молодой семьей дополнительной социальной выплаты для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства);

е) копию кредитного договора (договора займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) на дату подачи заявления о предоставлении дополнительной социальной выплаты (в случае использования молодой семьей дополнительной социальной выплаты на погашение долга по кредитам);

ж) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение или построенный индивидуальный жилой дом в рамках Программы или подпрограммы (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства).

Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "ж" пункта 8 настоящего Порядка, представляются вместе с оригиналами документов и заверяются должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющим прием указанных документов.

В силу п. 14 Порядка, орган местного самоуправления ежегодно формирует список молодых семей - претендентов по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и направляет его в бумажном и электронном виде (формат Microsoft Excel) до 15 января планируемого года в министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике <адрес> (далее - министерство). К указанному списку прилагаются заверенные копии свидетельств о рождении ребенка или документов, подтверждающих усыновление ребенка, и копии заявлений о предоставлении дополнительной социальной выплаты молодых семей, указанных в списках молодых семей - претендентов.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, организует работу по проверке сведений, содержащихся в списке молодых семей - претендентов, на соответствие их требованиям настоящего Порядка. В случае, если по результатам проверки выявлены несоответствия требованиям настоящего Порядка, министерство в течение 30 рабочих дней со дня окончания проверки письменно уведомляет органы местного самоуправления об этом. Органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных нарушениях повторно направляют списки молодых семей - претендентов, устранив выявленные в них нарушения (п. 15 Порядка).

Рассмотрев обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка в соответствии приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр, Администрация муниципального образования «Аларский район» направила 01.04.2015 г. в Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области обращение о предоставлении семье О-вых дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка, и повторный список молодых семей – претендентов на получение дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в 2015 г., с изменениями в графе 10 и 11.

Вместе с обращением в Министерство были представлены список молодых семей - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в 2015 году муниципального образования «<адрес>», заявление о получении дополнительной социальной выплаты от семьи О-вых от ДД.ММ.ГГГГ, а также копия свидетельства о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Дополнительно в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо мэра Аларского района, с просьбой предоставить семье О-вых дополнительную социальную выплату в связи с рождением второго ребенка.

К письму прилагались следующие документы: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; расписка <данные изъяты> объяснительная от <данные изъяты> результат проверки этапа рассмотрения Управлением Росреестра по Иркутской области документов от ДД.ММ.ГГГГ, постановление мэра района от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении нормативной стоимости 1 кв.м. площади жилья».

Администрацией муниципального образования «<адрес>» в письме было сообщено, что из представленных ФИО1 документов, с учетом норматива стоимости квадратного метра площади жилья по муниципальному образованию «<адрес>», можно сделать вывод о допущенной в договоре, заключенном между семьей О-вых и <данные изъяты>., ошибке при указании общей цены договора, которая была в последующем устранена путем заключения дополнительного соглашения, зарегистрированного сторонами в предусмотренном законом порядке. Кроме того, должностным лицом, который был ответственен за реализацию программы «Молодым семьям – доступное жилье» в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не проводилась работа на должном уровне по разъяснению условий вышеуказанной программы.

Как усматривается из ответа Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Администрации муниципального образования «<адрес>», размер дополнительной социальной выплаты зам счет средств областного бюджета при рождении ребенка семье О-вых будет составлять <данные изъяты> руб. При этом указано, что заключение дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, последующая его регистрация, и получение свидетельства о государственной регистрации само по себе не может служить доказательством фактически понесенных затрат на покупку жилья семьей О-вых. Представленный результат проверки Управлением Росреестра по Иркутской области этапа рассмотрения документов от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует только о прохождении дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ процедуры проверки. Стоимость квадратного метра жилой площади в муниципальном образовании не позволяет, с учетом положений ст. 424 ГК РФ, сделать достоверный вывод о допущенной ошибке при определении цены договора. Расписка <данные изъяты> о получении денежных средств составлена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем является недопустимым доказательством.

Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления дополнительной социальной выплаты размер дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка с учетом общего размера ранее предоставленных молодой семье социальных выплат в рамках реализации мероприятий областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 годы», утвержденной постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ и (или) подпрограммы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп не может превышать стоимости приобретенного (построенного) жилья в рамках соответствующих программы или подпрограммы. Министерство 26 июня 2015 года перечислило в бюджет Аларского района субсидию в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы для оплаты дополнительной социальной выплаты семье О-вых в связи с рождением второго ребенка. Таким образом, Министерство исполнило свои обязательства в полном объеме.

С доводами ответчика об исполнении Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области перед семьей О-вых обязанности по предоставлению дополнительной социальной выплаты, суд согласиться не может, исходя из следующего.

Как установлено судом, и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, семьей О-вых был приобретен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>

Постановлением мэра муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-п был утвержден норматив стоимости <данные изъяты> кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию «<адрес>» <данные изъяты> руб.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Согласно п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ, сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 данного Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а, согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Доводы стороны ответчика о том, что дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, изменяющее условия договора купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, не является надлежащим доказательством фактических расходов семьи О-вых на покупку жилья, суд находит подлежащими отклонению.

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, изменяющее условия договора купли – продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> (продавец) и ФИО4, ФИО1, действующих в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней ФИО2 (покупатели), на момент рассмотрения дела не оспорено, не признано недействительным, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке, прошло стандартную процедуру проверки при его регистрации.

В силу ч. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Представленные в материалы дела документы, а именно: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; расписка <данные изъяты> суд находит соответствующими требованиям относимости и допустимости, предусмотренным ст. 87 ГПК РФ, доказательствами, подтверждающими несение затрат семьей О-вых в размере <данные изъяты> руб. на приобретение жилого дома.

Суд также учитывает, что в соответствии с положениями ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится с учетом результатов правовой экспертизы документов и проверки законности сделки.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Исходя из совокупности указанных норм права следует, что регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.

Аналогичные рекомендации по проведению правовой экспертизы документов и проверке законности сделки содержатся в приказе Минюста России от 01.07.2002 года N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Письме Росреестра 28.08.2013 года N 14-исх.07892-ГЕ.13 "О проведении территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов".

Составление <данные изъяты> расписки в получении денежных средств более поздней датой ДД.ММ.ГГГГ в этой связи не может являться юридически значимым обстоятельством, опровергающим сам факт получения продавцом денежных средств в объеме, указанном в расписке.

Из представленного в материалы дела отчета об оценке , выполненного <данные изъяты> рыночная стоимость объекта недвижимости – жилого дома, общей площадью 102.40 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 912 000 руб.

Оснований сомневаться в стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, с учетом представленного в материалы дела отчета об оценке рыночной стоимости купленного дома, у суда не имеется. Указанный отчет стороной ответчика не оспаривался.

При этом, как следует из письменных пояснений по делу администрации муниципального образования «<адрес>», специалистом был произведен визуальный осмотр жилого дома, в ходе которого установлено, что площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., состояние хорошее, поставлены пластиковые окна, установлены межкомнатные двери, на стенах наклеены обои и выполнена отделка поточной плиткой. У каждого ребенка есть своя отдельная детская комната.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии у семьи О-вых право на дополнительную социальную выплату, предусмотренную приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в дополнительном объеме за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ. Выбор способа защиты права принадлежит истцу, однако способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру правоотношений.

Принимая во внимание, что обязанность предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка возложена действующим законодательством на Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, суд полагает возможным обязать ответчика выплатить семье ФИО13 в составе: отец – ФИО4, мать – ФИО1, дети – ФИО2, ФИО3 дополнительную социальную выплату в полном объеме, в размере, предусмотренном абз. 2 п. 5 Порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр в предусмотренный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 - удовлетворить.

Признать за семьей О-вых право на дополнительную социальную выплату, предусмотренную приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка в дополнительном объеме за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка.

Обязать Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области выплатить семье О-вых в составе: отец – ФИО4, мать – ФИО1, дети – ФИО2, ФИО3 дополнительную социальную выплату в полном объеме, в размере, предусмотренном абз. 2 п. 5 Порядка предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 26.02.2014 г. № 14-мпр в предусмотренный законом срок.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья М.Л. Безъязыкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>