ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-449/2022 от 29.06.2022 Дятьковского городского суда (Брянская область)

Копия

Дело № 2-449/2022

32RS0008-01-2022-000468-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дятьково 29 июня 2022 г.

Дятьковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Румянцевой Н.А.

при секретаре Симаковой Е.А.

с участием истца ФИО1

представителя ФИО2

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района Брянской области» о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что, являясь инвалидом третьей группы, неоднократно обращалась в Отдел социальной защиты населения Дятьковского района Брянской области с заявлением о назначении ежемесячно денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Однако в назначении выплаты истцу было отказано по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг.

Полагая, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся по уважительной причине, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, он просил суд признать незаконным отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика назначить данную компенсацию.

Уточняя требования, истец указал, что в марте 2019 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации, в ответ на которую было отказано по причине наличия по состоянию на март 2019 года задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг без проверки причины ее образования, которой являлось ненадлежащее оказание услуг управляющей организацией, а также фондом капитального ремонта.

Ссылаясь на то, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась по уважительной причине, истец просил суд признать незаконным отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с апреля 2019 года.

В ходе судебного заседания истец, его представитель иск поддержали.

Представитель ответчика иск не признал, представив возражения на исковое заявление.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 3 ст. 160 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Постановлением Правительства Брянской области от 25.12.2017 № 714-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан, предусматривающий перечень документов, подлежащих представлению в учреждение социальной защиты для назначения ЕДК, в том числе заявление о назначении ЕДК по установленной форме.

Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 24.08.2021 N 406 утвержден административный регламент департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодной денежной выплаты на оплату топлива и его доставки, ежегодной денежной компенсации на приобретение бытового сжиженного газа отдельным категориям граждан", также содержащий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Ранее действовал административный регламент департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодной денежной выплаты на оплату топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 12.04.2017 N 114.

Для получения государственной услуги заявители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган (ОСЗН по месту нахождения жилого помещения, на которое гражданин оформил заявление о получении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) или многофункциональный центр (в случае заключения соглашения с уполномоченным многофункциональным центром) заявление (приложение 1) о назначении ЕДК с приложением следующих документов: документы, удостоверяющие личность гражданина; документы, подтверждающие право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; документы, подтверждающие право собственности гражданина на жилое помещение (в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), - если предоставление мер социальной поддержки зависит от вида жилищного фонда; копию документа, содержащего сведения о видах жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых гражданину, объемах их потребления и об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги: за месяц, предшествующий месяцу обращения, - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число месяца; за месяц, предшествующий истекшему месяцу, - при обращении с заявлением с первого до десятого числа месяца; копию документа, подтверждающего факт нахождения членов семьи на иждивении (судебный акт), - для ветеранов труда, ветеранов военной службы, имеющих на иждивении членов семьи, документ, подтверждающий статус неработающего (копия трудовой книжки, сведения о трудовой деятельности), - для одиноко проживающих неработающих граждан, получающих пенсию; согласие на обработку персональных данных заявителя и членов его семьи, имеющих право на предоставление ЕДК (приложение 17 к административному регламенту).

В случае обращения от имени гражданина представителя (законного представителя) дополнительно к документам, указанным в данном пункте, представляются документы, удостоверяющие личность представителя (законного представителя), и документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя).

При представлении копии документа, не заверенной нотариально, предъявляется подлинник документа для сличения.

Установлено, что 12.05.2016 ФИО1, являясь инвалидом III группы, обратилась в ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» с заявлением о назначении и доставке ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При рассмотрении данного заявления учреждением установлен факт наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации.

По доводам ответчика в 2017 году ФИО1 с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не обращалась. Представленная истцом копия заявления также не содержит отметки о его принятии ответчиком.

10.03.2019 ФИО1 обратилась в ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» с заявлением о разъяснении причин непредоставления компенсации с приложением определения суда об утверждении мирового соглашения, по которому ООО ОЦ «Дятьковожилкомсервис» обязуется произвести работы по утеплению стены квартиры истца.

Как пояснил представитель ответчика, заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по установленной форме с приложением необходимых документов истцом подано не было.

27.03.2019 ответчиком на вышеуказанное заявление предоставлен ответ, в котором сообщено о выявлении факта наличия задолженности по оплате за капитальный ремонт, а также жилищно-коммунальных услуг. Разъяснено право заключить с поставщиком услуг соглашение о погашении сложившейся задолженности.

Соглашений о погашении задолженности либо зачете взаимных требований между ФИО1 и ООО ОЦ «Дятьковожилкомсервис» не заключалось.

По представленной ООО «РИРЦ Брянской области» информации согласно письму конкурсного управляющего ООО ОЦ «Дятьковожилкомсервис» № 2 от 02.12.2021 задолженность за жилищно-коммунальные и прочие услуги, сложившаяся на 01.11.2021, с учетом оплаты, поступившей в ноябре 2021 года, в счет-квитанцию за ноябрь 2021 года не выставлялась.

В декабре 2021 года задолженность за жилищно-коммунальные и прочие услуги, сложившаяся на 01.12.2021 в рамках агентского договора в связи с прекращением 17.12.2021 деятельности ООО ОЦ «Дятьковожилкомсервис» сторнирована.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки.

Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

В ходе судебного заседания доказательств наличия уважительных причин неоплаты жилищно-коммунальных услуг истцом не представлено. Не может быть признано таковой ненадлежащее, по мнению истца, исполнение управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом.

При этом по смыслу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, в данном случае по оплате жилищно-коммунальных услуг по причине ненадлежащего исполнения другой стороной договора своих обязанностей, не допускается.

В случае неисполнения поставщиками услуг возложенных на них обязанностей истец не был лишен возможности требовать восстановления нарушенных прав, в том числе, в судебном порядке.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности на ответчика назначить данную компенсацию с апреля 2019 года не имеется.

Одним из общеправовых принципов, выступающих основой регламентации любых правоотношений, является принцип добросовестности.

11.11.2021 ФИО1 в ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» представила определение мирового судьи судебного участка № 28 Дятьковского судебного района об отмене судебного приказа от 12.02.2020 о взыскании в пользу ООО ОЦ «Дятьковожилкомсервис» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако по сведениям ООО «РИРЦ» за истцом продолжала значиться задолженность.

13.12.2021 ФИО1 обратилась в ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» в устной форме с приложением квитанций за ноябрь 2021 года, содержащих сведения об отсутствии задолженности, на что ей было предложено представить заявление установленной формы о назначении компенсации и необходимого пакета документов. В связи с отказом истца от подачи данного заявления 15.12.2021 ему направлено письмо с указанными разъяснениями.

18.02.2022 ФИО1 обратилась в ГКУ «ОСЗН» с заявлением о назначении соответствующей компенсации, к которому было приложено заявление - согласие на обработку персональных данных, содержащее дописку о том, что она не дает согласия на сбор и обработку персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

В ходе судебного разбирательства 06.06.2022 ФИО1 посредством почтовой связи вновь обратилась в ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» с заявлением о назначении компенсации, ответ на которое до настоящего времени не дан. Между тем, представитель ответчика пояснил, что в нарушение предусмотренных Постановлением Правительства Брянской области от 25.12.2017 № 714-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан", Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.02.2021 № 18 "Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения" требований направленные документы нотариально не заверены, заявление-согласие на обработку персональных данных также содержит записи-примечания.

Поскольку истцом в установленных порядке заявление и подлежащие приложению к нему документы, оформленные надлежащим образом до настоящего времени не поданы, до декабря 2021 года по запросам ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» предоставлялась информация о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, при этом доказательств наличия уважительных причин ее образования не представлено, а заявленные обстоятельства таковыми признаны быть не могут, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1, к государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района Брянской области» о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.

Мотивированное решение составлено 11 июля 2022 года.

Председательствующий /подпись/ Н.А. Румянцева