ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/13 от 28.02.2013 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-44/2013

Решение

именем Российской Федерации

28 февраля 2013 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Кустове В.Г.,

с участием процессуального истца – заместителя прокурора Приаргунского района Толстокулаковой Е.Ю.,

представителя ответчика Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» Фроловой В.В. (по доверенности).

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по иску прокурора Приаргунского района в интересах Пискуновой Галины Ивановны, Чигарева Виктора Дмитриевича к Комитету образования администрации муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия органа опеки и попечительства незаконным и взыскании в пользу Чигарева В.Д. денежных средств,

установил:

Прокурор обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на следующее.

Чигарев Д.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 лишена родительских прав Центральным районным судом г. Читы 17.05.2010 года, отец - ФИО3 также лишен родительских прав Приаргунским районным судом 21.01.2011 года.

Постановлением главы администрации Приаргунского района № 27 от 29.01.2007 г. в связи с отсутствием родительского попечения над несовершеннолетним Чигаревым В.Д. установлена опека, опекуном назначена Пискунова Галина Ивановна. Постановлением главы администрации муниципального района «Приаргунский район» №70 ежемесячные выплаты денежных средств попечителю Пискуновой Г.И. на содержание подопечного Чигарева В.Д. назначены 04.03.2011г. с 14 февраля 2011 года, то есть с момента вступления решения Приаргунского районного суда от 21.01.2011 года в законную силу.

В прокуратуру Приаргунского района обратился Чигарев В.Д., который просит взыскать с отдела опеки и попечительства денежные средства - пособие на его содержание за период с 2007 года, то есть с того момента, когда над несовершеннолетним Чигаревым В.Д. была учреждена опека. При проведении проверки по обращению Чигарева В.Д. установлено, что опекун Пискунова Г.И. обращалась с заявлением об установлении опеки над несовершеннолетним, полагая, что пособие денежных средств на содержание подопечного Чигарева В.Д. будет ей выплачиваться с этого момента.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», документы, имеющиеся в личном деле Чигарева В.Д. свидетельствуют о том, что родители уклонялись от воспитания ребёнка и несовершеннолетний Чигарев В.Д. фактически остался без попечения родителей в 2007 году.

До введения в действия Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» назначение денежных средств попечителю назначалось в том случае если ребёнок не только фактически, но и юридически оставался без попечения родителей. Чигарев В.Д. остался юридически без попечения родителей только в феврале 2011 года.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

После вступления Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» специалисты отдела опеки и попечительства Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» обязаны были назначить выплаты денежных средств попечителю Пискуновой Галине Ивановне, так как на этот момент имелись все основания к этому.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны и попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», настоящий закон края регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Забайкальского края дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с выплатой денежного вознаграждения, причитающегося опекунам (попечителям), приемным родителям, ежемесячными денежными выплатами на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях.

В соответствии со ст. 2 Закона Забайкальского края № 315-ЗЗК размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях составляет ежемесячные денежные выплаты на содержание детей школьного возраста - 4625 рублей в месяц на каждого ребенка.

Размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях (попечителей) и приемных семьях увеличивается на районный коэффициент, действующий на территории Забайкальского края в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, с сентября 2008 года по январь 2011 года включительно попечитель Пискунова Г.И. должна была получить ежемесячные выплаты денежных средств на содержание подопечного Чигарева В.Д, всего в размере 148 950 рублей. Однако выплаты денежных средств на содержание подопечного Чигарева В.Д. были назначены лишь с февраля 2011 года, что явилось нарушением прав несовершеннолетнего на тот момент Чигарева В.Д.

Данный вид выплат является социальным. Чигарев В.Д. в настоящий момент является студентом, обучается в колледже, проживает в г. Чита, самостоятельно отстаивать свои права он не может в силу отсутствия у него соответствующего образования и материальных средств. Попечитель Пискунова Г.И. также не может сама обратиться в суд за защитой прав своего подопечного, поскольку в силу своего возраста и здоровья не может осуществлять свои полномочия в полном объеме.

В соответствии со ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод граждан, если основанием явилось обращение к нему гражданина, в том числе, для защиты прав на социальные нужды.

Просит признать бездействие отдела опеки и попечительства Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район», выразившиеся в несвоевременном назначении и установлении выплаты денежных средств попечителю Пискуновой Г.И. на содержание подопечного Чигарева В.Д. - незаконным.

Взыскать в пользу Чигарева В.Д. с перечислением на счет № 5469740012287482 (пластиковая карта Сбербанка РФ по Забайкальскому краю) с Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» денежные средства в сумме 148950 рублей на содержание подопечного Чигарева В.Д. за период с сентября 2008 года по январь 2011 года включительно.

Определением суда от 22 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

В судебном заседании участвующий в деле заместитель прокурора Толстокулакова Е.Ю. исковые требования поддержала.

Истцы Пискунова Г.И., Чигарев В.Д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.

В судебном заседании представитель ответчика Фролова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, заявила о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края Долгова Ю.Х., действующая по доверенности, просила рассмотреть дело без их участия, указала, что Министерство финансов Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органом местного самоуправления государственного полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними осуществляет своевременно и в полном объеме. Также ссылается на пропущенный истцом срок исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по доверенности Серебрякова А.Ю. просила рассмотреть дело без их участия, считает требования прокурора законными и обоснованными.

Заслушав заместителя прокурора Толстокулакову Е.Ю., представителя ответчика Фролову В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно п.1 ст.145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Данные нормы права, рассматриваемые в системном единстве с положениями пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающими открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Согласно п. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Из системного толкования указанных норм права следует, что дополнительные гарантии социальной поддержки государства предоставляются только при фактическом отсутствии у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения, что в свою очередь требует осуществления со стороны государства защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления льгот. При этом федеральное законодательство содержит указание на исключение лица, находящегося под попечительством по заявлению родителей, из категории лиц, пользующихся финансовой поддержкой государства.

Таким образом, исходя из содержания и смысла вышеуказанных правовых норм, обязательным условием назначение ежемесячной выплаты является установление опеки и попечительства над ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает, что подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Согласно статьи 32 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Забайкальского края дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с выплатой денежного вознаграждения, причитающегося опекунам (попечителям), приемным родителям, ежемесячными денежными выплатами на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, регулируются Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 2 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях составляет ежемесячные денежные выплаты на содержание детей школьного возраста - 4625 рублей в месяц на каждого ребенка.

Размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях (попечителей) и приемных семьях увеличивается на районный коэффициент, действующий на территории Забайкальского края в соответствии с федеральным законодательством.

Как установлено в судебном заседании, Чигарев Д.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно решений Центрального районного суда г.Читы от 17 мая 2010 года, Приаргунского районного суда Забайкальского края от 21 января 2011 года, родители несовершеннолетнего Чигарева В.Д. – мать ФИО15, отец ФИО16 лишены родительских прав (л.д.14-16, 20-23).

Из постановления Главы администрации муниципального района «Приаргунский район» №27 от 29.01.2007г. следует, что Пискунова Галина Ивановна назначена опекуном несовершеннолетнего Чигарева Виктора Дмитриевича (л.д.11).

Согласно постановления Администрации муниципального района «Приаргунский район» №70 от 04.03.2011г Пискуновой Г.И. с 14.02.2011 года назначены ежемесячные выплаты денежных средств на содержание подопечного Чигарева В.Д. (л.д.12).

Таким образом, учитывая, что над несовершеннолетним Чигаревым В.Д. была установлена опека (попечительство), при этом опека (попечительство) назначена не по заявлению родителей, следовательно, он имеет право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами Забайкальского края. При этом право на получение указанных выплат возникло со дня вступления в силу Федерального закона от 24.04.2008 года № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве», то есть с 1 сентября 2008 года.

В соответствии с п.3.26 Положения о Комитете образования администрации муниципального района «Приаргунский район» (л.д.40), Комитет образования администрации муниципального района «Приаргунский район» обеспечивает осуществление государственного полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними. При этом структурной единицей Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» является отдел опеки и попечительства, который осуществляет отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними (п.1.1 Положения об отделе опеки и попечительства) (л.д.44).

Учитывая, что ежемесячные выплаты были назначены только с 14 февраля 2011 года, следовательно, были нарушены права подопечного. При таких обстоятельствах суд считает бездействия отдела опеки и попечительства Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» незаконными.

Прокурор обратился с исковым заявлением в декабре 2012 года, при этом просит взыскать денежные средства за период с сентября 2008 года по январь 2011 года.

В соответствии со ст.195 ГК РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии со ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым иск удовлетворить частично. Учитывая, что ответчик заявил о применении срока исковой давности, суд считает необходимым удовлетворить требования за 3 года, предшествующие обращению истца в суд, так как в соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Размер ежемесячных выплат составлял: в 2008 и 2009 году 4800 рублей, в 2010 и 2011 году - 5550 рублей (с учетом районного коэффициента). Прокурор обратился в суд 10 декабря 2012 года, следовательно, требования подлежат удовлетворению с декабря 2009 года по январь 2011 года, включительно, в сумме 76950 рублей (4800+5550х13). За период с сентября 2008 года по ноябрь 2009 года, включительно, исковые требования в сумме 72000 рублей (4800х15) удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока исковой давности для защиты нарушенного права, так как в соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Судом не установлено уважительных причин пропуска срока исковой давности.

Согласно пункту 9.11.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 11.05.2010 года №186, Министерство осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также за использованием ими переданных финансовых и материальных средств в соответствии с Законом Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними". Поскольку, главным распорядителем бюджетных средств по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними является Министерство образования, то обязанность по выделению финансовых средств для выплаты денежных средств Чигареву В.Д. и контролю за их использованием, также следует возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Приаргунского района удовлетворить частично.

Признать бездействие отдела опеки и попечительства Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район», выразившееся в несвоевременном назначении и установлении выплаты денежных средств попечителю Пискуной Галине Ивановне на содержание подопечного Чигарева Виктора Дмитриевича незаконным.

Взыскать с Комитета образования администрации муниципального района «Приаргунский район» в пользу Чигарева Виктора Дмитриевича денежные средства в сумме 76950 рублей на его содержание за период с декабря 2009 года по январь 2011 года, включительно.

В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании денежных средств, в сумме 72000 рублей на содержание Чигарева В.Д. за период с сентября 2008 года по ноябрь 2009 года, включительно, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья В.В.Помигуев

Решение изготовлено в окончательной форме 04 марта 2013 года