Дело №(№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Екатеринославка 07 февраля 2018 года
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Шлома О.А.,
при секретаре Дементьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа обратилось в суд с иском о взыскании излишне выплаченных денежных средств с ФИО1 В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с указаниями Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, протокола совещания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра обороны РФ и указаниями командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ проводится работа по возмещению переплат и неположенных выплат денежного довольствия. Согласно аналитической справки ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» прапорщику ФИО1 произведена переплата денежного довольствия на общую сумму № рублей. Ответчик ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 21720. Приказом командующего 35 общевойсковой Армии № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> по Октябрьскому и <адрес>м. В период с марта 2013 года по август 2015 года, в декабре 2016 года со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ответчику перечислены денежные средства в размере № рубля, являющиеся излишне выплаченным денежным довольствием. Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период и принт-скринами СПО «Алушта» ЕРЦ МО РФ. Таким образом, у ответчика отсутствовало право на получение в указанный период денежного довольствия, в связи с чем перечисленные истцом денежные средства в размере № рубля не полагались ответчику по закону и были выплачены излишне. При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий истца, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия. Поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы Минобороны РФ и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия, а осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» каждого военнослужащего, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика излишне выплаченные денежные средства в размере № рубля в пользу бюджета Российской Федерации через лицевой счет Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», открытый в управлении федерального казначейства для финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также судебные расходы по уплате госпошлины в доход местного бюджета.
Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО4, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явились, ФИО4 просит рассмотреть иск в отсутствие представителя, извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители третьих лиц- Министерство обороны РФ, войсковой части 21720, ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», также не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Из письменного отзыва представителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ФИО5, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заявленные требования законные и обоснованные, подлежащие удовлетворению на основании следующего.
Прапорщик ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 21720. Исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. За период с марта 2013 года по август 2015 года, а также в декабре 2016 года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства на общую сумму № руб., которые являются излишне выплаченными: процентной надбавкой за выслугу лет в размере 30 процентов оклада денежного содержания за период с №. по №.; надбавкой за классную квалификацию, образованными от нее северной надбавкой и районным коэффициентом, а также премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с №. по №.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу но контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 40 Порядка надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки.
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011г. № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лег» (далее - Правила).
Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Согласно сведениям единой базы данных, введенным должностными лицами кадрового органа МО РФ, по состоянию на 07.03.2013г. выслуга лет ФИО1 составляет 17 лет 6 месяцев и 23 дней, в связи с чем, ему полагалась к выплате ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25 процентов оклада денежного содержания. Право на получение процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов оклада денежного содержания у военнослужащего возникло 15.08.2015г. (фотокопии страниц базы данных «Результаты расчета стажа» прилагаются).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» ответчику были установлены районный коэффициент и северная надбавка в соответствующих размерах.
Согласно п. 97 и п. 106 Порядка надбавка за выслугу лет входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету.
Таким образом, за период с марта 2013 года по август 2015 года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства, в качестве надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов оклада денежного содержания за период с 07.03.2013г. по 14.08.2015г., которые в соответствии с действующим законодательством не полагались и были выплачены излишне.
В соответствии с пунктом 38 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные надбавки выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).
Исходя из смысла указанной нормы права, регулирующей порядок прохождения военной службы, следует, что право на получение дополнительных выплат имеют лишь военнослужащие, проходящие военную службу на назначенных соответствующим командиром воинских должностях.
Согласно сведениям единой базы данных, введенным должностными лицами кадрового органа МО РФ, ФИО1 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ сдал дела и должность с №.
Вместе с тем, из расчетных листов за декабрь 2016 года усматривается, что денежное довольствие ответчику выплачивалось с учетом ежемесячных и дополнительных выплат и премий.
Поскольку с 16.12.2016г. ответчик обязанности по должности не исполнял, то право на получение надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, как военнослужащий, не исполняющий обязанностей по должности, ФИО1 не имел, в связи с чем, излишне выплаченные денежные средства подлежат возврату в государственный бюджет.
Согласно п. 97 и п. 106 Порядка, надбавка за классную квалификацию, входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть иск в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п.1ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). По смыслу указанной нормы права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий в их совокупности: приобретения или сбережения имущества; совершения указанных действий за счет другого лица; отсутствия правовых оснований неосновательного обогащения (приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке).
Исходя из характера отношений, возникших между сторонами, бремя доказывания распределяется таким образом, что ответчик должен доказать, что приобрел денежные средства на законном основании.
Согласно п.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из представленных суду документов: справки-расчета задолженности, расчетных листков за период с марта 2013 года по август 2015 года, а также за декабрь 2016 года, излишне выплачено ответчику ФИО1№ рубля.
Законом РФ от 27 мая 1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентированы права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 12 названного Закона предусмотрено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Обеспечение денежным довольствием военнослужащих определяется Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 2700.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 40 Порядка надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки.
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011г. № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лег» (далее - Правила).
Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу но контракту, в размере: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Согласно сведениям единой базы данных, введенным должностными лицами кадрового органа МО РФ, по состоянию на 07.03.2013г. выслуга лет ФИО1 составляет 17 лет 6 месяцев и 23 дней, в связи с чем, ему полагалась к выплате ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25 процентов оклада денежного содержания. Право на получение процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов оклада денежного содержания у военнослужащего возникло №. (фотокопии страниц базы данных «Результаты расчета стажа» прилагаются).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» ответчику установлены районный коэффициент и северная надбавка в соответствующих размерах.
Согласно п. 97 и п. 106 Порядка надбавка за выслугу лет входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету.
Таким образом, за период с марта 2013 года по август 2015 года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечислялись денежные средства, в качестве надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов оклада денежного содержания за период с 07.03.2013г. по 14.08.2015г., которые в соответствии с действующим законодательством, не полагались и выплачены излишне.
В соответствии с пунктом 38 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные надбавки выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).
Исходя из смысла указанной нормы права, регулирующей порядок прохождения военной службы, следует, что право на получение дополнительных выплат имеют лишь военнослужащие, проходящие военную службу на назначенных соответствующим командиром воинских должностях.
Приказом командующего 35 общевойсковой армией № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 считается сдавшим дела и должность с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из расчетных листов за декабрь 2016 года усматривается, что денежное довольствие ответчику выплачивалось с учетом ежемесячных и дополнительных выплат и премий.
Поскольку с 16.12.2016г. ответчик обязанности по должности не исполнял, то право на получение надбавки за классную квалификацию и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, как военнослужащий, не исполняющий обязанностей по должности, ФИО1 не имел, в связи с чем, излишне выплаченные денежные средства подлежат возврату в государственный бюджет.
Согласно п. 97 и п. 106 Порядка, надбавка за классную квалификацию, входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент и северная надбавка, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент и северная надбавка также подлежат перерасчету.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами обшей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Так как, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» является внутренним структурным подразделением органа государственной власти – Министерства обороны Российской федерации и создано для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу подлежит возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьей 103 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1899,34 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования командующего войсками Восточного военного округа – руководителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 излишне выплаченные денежные средства в размере № (№ рублей № копеек в пользу бюджета Российской Федерации через лицевой счет Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», открытый в управлении федерального казначейства для финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере №) рублей № копейки.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд Амурской области, начиная с 09 февраля 2018 года.
Председательствующий О.А.Шлома
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2018 года.