Воскресенский районный суд Нижегородской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воскресенский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 45/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Воскресенское 15 февраля 2012 года
Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе судьи Куликовой Л.Г.,
с участием прокурора Некрасова А.Ф.,
представителя ответчика Максиной Ю.В.,
при секретаре Кандиной С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Воскресенского района Нижегородской области к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» и Правительству Нижегородской области об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воскресенского района в порядке ст. 45 ГПК обратился в суд РФ с данными исками к ООО ДСК «Вираж», администрации Капустихинского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области и администрации р.п. Воскресенское Воскресенского района Нижегородской области (всего 5 исков).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурором уточнены исковые требования в части наименования дорог и надлежащих ответчиков. В связи с этим произведена замена ответчиков - указанных администраций на ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» и Правительство Нижегородской области.
В уточненных исковых заявлениях прокурор просит:
обязать Правительство Нижегородской области принять меры по надлежащему финансированию работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области в соответствии с нормативами денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений на них в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами;
обязать государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» при надлежащем финансировании работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию указанных автомобильных дорог привести автодороги общего пользования Воскресенского района Нижегородской области в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно:
на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) -
установить знаки особых предписаний (ввиду их отсутствия) согласно ГОСТ и ПДД 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» (д. Задворка, остановка Школьная),
установить предупреждающие знаки 1.11.1 и 1.11.2 (опасный поворот) на 16-ом километре,
на автодороге «Глухово-Красный Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615)
от 1 до 5 км восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части путем проведения ремонта;
на автодороге «Подъезд к д. Чухломка-д. Капустиха от а/д Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл (22 ОП МЗ 22Н-1628)
от 2 до 3 км (в д. Чухломка) устранить разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающие нормы ГОСТа Р 5797-93, путем проведения ремонта;
на автодороге «Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1676)
с 0 по 2 км в переулке Транспортный р.п. Воскресенское устранить разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТа Р 57597-93 путем проведения ремонта;
на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» (22 ОП МЗ 22Н-1637
с 0 по 2 км на участке дороги от дома № 106 до дома № 232 по ул. Ленина в р.п. Воскресенское установить пешеходные переходы.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ прокурор просит суд установить срок для совершения указанных действий.
Иски мотивированы тем, что состояние и качество указанных автомобильных дорог не отвечает соответствующим требования и стандартам. Эти автомобильные дороги находятся в оперативном управлении ГКУ «Главное управление автомобильных дорог, относятся к государственной собственности Нижегородской области, включены в соответствующий реестр. В силу п. 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средства бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч. 3 ст. 26.13 184-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 8, 103 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ с наличием финансовой возможности.
В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Правительством Нижегородской области вынесено постановление от 02.08.2010г № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст. 3 этого Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. В ст. 12 Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.ст. 210, 124, 125 ГК РФ бремя содержания дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложено на их собственника - Правительство Нижегородской области.
В соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2008 № 207.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010г. № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета установлены нормативы денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области»: 480 тыс. руб./км - на содержание; 2552 тыс. руб./км - на ремонт, 8065 тыс. руб./км - на капитальный ремонт. Этим же постановлением утверждены Правила расчета денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области при определении размера ассигнований из областного бюджета.
02.12.2010г. между ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» и ООО ДСК «Вираж» заключен Государственный контракт № 215 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений на них в объемах и сроках, определенных Техническим заданием (приложение № 2). Срок начала выполнения работ определен с 01.01.2011 по 31.12.2011, также определен перечень автомобильных дорог, принятых на содержание по контракту (приложение № 1 от 02.12.2010). Уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог определен в приложениях №№ 4 и 5 к контракту.
Согласно закону Нижегородской области от 21.12.2010 № 209-З «Об областном бюджете на 2011 год» бюджетные ассигнования на содержание и ремонт автодорог Нижегородской области на 2011 год выделялись в соответствии с областной целевой программой (ОЦП) «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы». Согласно ОЦП на содержание автомобильных дорог Воскресенского района в 2011 г. предусмотрены ассигнования в размере 35778695 рублей.
Бюджетных ассигнований на ремонт или капитальный ремонт автомобильный дорог Воскресенского района Нижегородской области в 2011 году не выделялось.
К техническим средствам организации дорожного движения с соответствии с п. 3.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120 относятся дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожный условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов (п. 3.2 ГОСТ Р 52289-2004).
Пунктом 4.5.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м. Вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения.
16.06.2011 года начальник отделения ГИБДД Отдела МВД России по Воскресенскому району вынес предписание ООО ДСК «Вираж»: установить предупреждающие знаки 1.11.1 и 1.11.2 (опасный поворот) на 16-ом км на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) перед д. Курдома.
22.08.2011 года начальник отделения ГИБДД также вынес предписание ООО ДСК «Вираж» установить знаки особых предписаний (ввиду их отсутствия) согласно ГОСТ и ПДД 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на этой же автодороге (д. Задворка, остановка Школьная). В ходе прокурорской проверки 21.09.2011 года установлено, что на левой стороне по ходу движения на данной автодороге имеется указанный дорожный знак, на противоположной стороне такой дорожный знак отсутствует.
По результатам проведенной прокуратурой Воскресенского района проверки установлено, что 04.05.2011 года начальником отделения ГИБДД ОВД по Воскресенскому району вынесено предписание ООО ДСК «Вираж»: произвести ремонт дорожного полотна на автодороге «Глухово- Красный Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615), указанное предписание не исполнено, асфальтобетонное покрытие проезжей части дороги изношено и требует восстановления.
При прокурорской проверке 16.09.2011г. выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, в д. Чухломка Воскресенского района на автодороге «Подъезд к д.Чухломка-д.Капустиха от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1628) с 2 по 3 км.
В результате проведенной 19.09.2011 года прокуратурой Воскресенского района совместно с отделением ГИБДД отдела МВД России по Воскресенскому району проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены следующие нарушения: на автодороге «Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Марий Эл» с 0 по 2 км в переулке Транспортный р.п. Воскресенское установлено разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93; на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» (22 ОП МЗ 22Н-1637) с 0 по 2 км на участке дороги от дома № 106 до дома № 232 по ул. Ленина р.п. Воскресенское установлено отсутствие пешеходных переходов.
В судебном заседании помощник прокурора Некрасов А.Ф., действующий по поручению прокурора Воскресенского района, поддержал исковые требования, уточнил их: конкретизировал, где именно (по километражу) согласно ГОСТ Р 52289-2004 следует установить знаки особых предписаний «Пешеходный переход» на указанных дорогах, просил суд установить срок для этого - до 30.04.2012г.; по ремонту автодороги«Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1676 в пер. Транспортный р.п. Воскресенское просил установить срок - до 01.11.2012г.; по ремонту автодорог «Глухово-Красный Яр» и «Подъезд к д.Чухломка-д.Капустиха от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1628) просил установить срок до 31.12.2013 года.
Кроме того Некрасов А.Ф. отказался от исковых требований: к Государственному казённому учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» и Правительству Нижегородской области -в части установления предупреждающих знаков 1.11.1 и 1.11.2 (опасный поворот) на 16-ом км автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018); к Правительству Нижегородской области - в части финансирования ремонта автодороги «Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1676) с 0 по 2 км в переулке Транспортный р.п. Воскресенское. Судом вынесено определение о принятии отказа истца от данных исковых требований и прекращении производства по делу в этой части.
Представитель Правительства Нижегородской области в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. С исковыми требованиями прокурора не согласен.
В отзыве указал, что к полномочиям Правительства Нижегородской области относится обеспечение осуществления дорожной деятельности. Федеральный закон № 257-ФЗ устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках реализации данных полномочий Правительство Нижегородской области определяет уполномоченный дорожный орган на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности. На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства Нижегородской области от 27.12.2010 № 65/од, является «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области». Таким образом, Правительство Нижегородской области не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку заявленные прокурором требования не входят в полномочия Правительства Нижегородской области.
Представитель ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» Максина Ю.В. исковые требования не признала.
Пояснила, что согласно целям и предмету деятельности, установленным уставом ГКУ НО «ГУАД», данное государственное учреждение осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения посредством осуществления функций государственного заказчика в рамках размещенных заказов и заключенных государственных контрактов на указанные работы.
Автомобильные дороги, в отношении которых прокуратурой Воскресенского района проводились проверки, указанные в исковых заявлениях, включены в перечень автомобильных дорог, принятых на содержание ООО ДСК «Вираж» согласно государственному контракту № 215 от 02.12.2010г. Действие этого контракта окончено 31.12.2011г.
В 2012 году Законом Нижегородской области от 26.12.2011г. № 194-З «Об областном бюджете на 2012 года» в рамках областной целевой программы «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 года» (подпрограмма «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2010 года № 958 установлено финансирование за счет средств областного бюджета на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области в размере 45414000 рубля, а также на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области выделено денежных средств в размере 96968000 руб. В 2012 году запланировано отремонтировать в Воскресенском районе Нижегородской области следующие объекты:
- участок автомобильной дороги (22ОП РЗ 22К-0018) Боковая-Воскресенское-Докукино-граница республики Марий Эл км 45+780 - км 49+800 - км 54+400 - км 56+460, км 56+760 - км 58+535;
-участок автомобильной дороги (22ОП РЗ 22Н-1676) Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от а/д Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл км 0+000 - км 2+083;
-участок автомобильной дороги Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон км 12+300 км 16+300, км 17+300 - 20+458;
-участок автомобильной дороги (22ОП РЗ 22Н-1637) Воскресенское-Русениха-Будилиха км 1+200 - км 1+ 847, км 1+887 - км 2+600.
В связи с этим исковые требования по ремонту участка автодороги в пер. Транспортный р.п. Воскресенское утратили актуальность, средства на данный ремонт выделены, ремонт запланирован и будет произведен до 31 декабря 2012 года.
По исковым требованиям об установлении дорожных знаков «Пешеходный переход» вопрос решается в рабочем порядке. Поскольку требуется установка в грунт отсутствующих стоек дорожных знаков, которые должны бетонироваться, данные дорожные знаки могут быть установлены не ранее 30 апреля 2012г.
С требованями истца по восстановлению асфальтобетонного покрытия проезжей части путем проведения ремонта автодороги Глухово_Красный Яр (22ОП МЗ 22Н-1615) км 1+00 - км 5+000 и автодороги Подъезд к д. Чухломка - д. Капустиха от а/д Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл (22 ОП МЗ 22Н-1628) км 2+000 - км 3+000 Максина Ю.В. не согласна, ссылаясь на то, что в план ремонта указанные участки не вошли в связи с недостаточностью средств, выделяемых на ремонт автодорог согласно Закону Нижегородской области от 26.12.2011г. № 194-З «Об областной бюджете на 2012 год».
Представитель ООО ДСК «Вираж» в суд не явился, извещен надлежаще, причину неявки не сообщил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд
находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, устанавливает сроки исполнения решения с учетом обстоятельств дела, сезонного характера работ.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средства бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч. 3 ст. 26.13 184-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 8, 103 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ с наличием финансовой возможности.
В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Правительством Нижегородской области вынесено постановление от 02.08.2010г № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 этого Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. В ст. 12 Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.ст. 210, 124, 125 ГК РФ бремя содержания дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложено на их собственника - Правительство Нижегородской области.
В соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2008 № 207.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010г. № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета установлены нормативы денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области»: 480 тыс. руб./км - на содержание; 2552 тыс. руб./км - на ремонт, 8065 тыс. руб./км - на капитальный ремонт. Этим же постановлением утверждены Правила расчета денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области при определении размера ассигнований из областного бюджета.
В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги, в отношении которых прокуратурой Воскресенского района Нижегородской области проводились проверки, включены в перечень автомобильных дорог Нижегородской области. Ненадлежащее состояние автомобильных дорог, указанных в исковых заявлениях прокурора, нашло подтверждение в представленных актах проверок, фотографиях, и не оспаривается ответчиками.
В целях безопасности дорожного движения необходимо устранить нарушения требований соответствующих стандартов на указанных участках автодорог.
Исходя из цели и предмета деятельности ГКУ НО «ГУАД» осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения посредством осуществления функций государственного заказчика в рамках размещенных заказов и заключенных государственных контрактов на указанные работы.
Деятельность данного учреждения финансируется за счет средств областного бюджета.
Бюджетных ассигнований на ремонт автомобильных дорог Воскресенского района Нижегородской области в 2011 году не выделялось.
На 2012 год не выделено средств на ремонт автомобильных дорог «Глухово-Красный Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615), где от 1+000км до 5+000 км и «Подъезд к д. Чухломка-д. Капустиха от а/д Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл (22 ОП МЗ 22Н-1628) от 2+000 до 3+000 км (в д. Чухломка), где требуется восстановление изношенного асфальтобетонного покрытия.
Указанные исковые требования при установленных в судебном заседании обстоятельствах обоснованно заявлены к ГКУ НО «ГУАД» и Правительству Нижегородской области.
Остальные требования подлежат удовлетворению с ГКУ НО «ГУАД».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иски прокурора Воскресенского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать Государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» в срок до 31.12.2013г. привести следующие автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами за счет средств, выделяемых Правительством Нижегородской области, а Правительство Нижегородской области в срок до 31.12.2012г. принять меры по надлежащему финансированию на 2013 год работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию этих автомобильных дорог в соответствии с нормативами денежных затрат согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 02.08.2010г. № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета», а именно:
по автодороге «Глухово-Красный Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615)
от 1+000км до 5+000 км восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части путем проведения ремонта;
по автодороге «Подъезд к д. Чухломка-д. Капустиха от а/д Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл (22 ОП МЗ 22Н-1628)
от 2+000 до 3+000 км (в д. Чухломка) устранить разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающие нормы ГОСТа Р 5797-93, путем проведения ремонта.
Обязать Государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог»:
в срок до 01.11.2012г. на автодороге «Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от автодороги Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП МЗ 22Н-1676) с 0+000 по 2+000 км (переулок Транспортный в р.п. Воскресенское) устранить разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТа Р 57597-93 путем проведения ремонта;
в срок до 30.04.2012г. на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» (22 ОП МЗ 22Н-1637) с 0+000 км по 2+000 км на участке дороги от дома № 106 до дома № 232 по ул. Ленина в р.п. Воскресенское установить знаки особых предписаний согласно ГОСТ Р52289-2004 и ПДД 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на км 0+290 слева и км 0+294 справа, км 1+5994 слева, км 2 +084 слева; на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) установить знаки особых предписаний (ввиду их отсутствия) согласно ГОСТ Р 52289-2004 и ПДД 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» км 36+178 справа (д. Задворка, остановка Школьная).
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Л.Г. Куликова