Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года г.Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Н.Б.Губка, при секретаре Батракановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителей третьих лиц ФИО3, ФИО4, гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Челябинской области о признании незаконным бездействия в неоказании помощи в трудоустройстве
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Челябинской области о признании незаконным бездействия в неоказании помощи при трудоустройстве, указав в обосновании заявленных требований на то, что на его заявления об оказании содействия в поиске работы ответчик бездействует.
Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что в соответствии с ФЗ №414 полномочия органов государственной власти осуществляются в соответствии с Конституцией, законами и иными НПА. Полномочия Правительства РФ в данной сфере (трудоустройство населения) не определены. В Челябинской области полномочным органом по данному вопросу является ГУ по труду и занятости Челябинской области, что отражено в Положении, утвержденном Губернатором Челябинской области
Представитель третьего лица ГУ по труду и занятости населения Челябинской области ФИО3 полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, указав на то, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Областное казенное учреждение Центр занятости населения г.Челябинска. Истец за период с 2016 года и по настоящее время 5 раз состоял на учете в службе занятости населения, затем был снят с учета, так как не являлся по запросу работодателей. Таких ресурсов как возлагать на работодателя обязанность трудоустроить того или иного гражданина не имеется, истцу предлагались различные вакансии, но он от них отказался.
Представитель третьего лица Областного казенного учреждения Центра занятости населения г.Челябинска ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что. Истец относится к категории «пенсионер», и как безработный не может быть поставлен на учет, но ему оказывалась услуга по поиску работы. Истцу неоднократно выдавались вакансии водителей, но на собеседованиях истец от работы отказывался по различным причинам, истцу также выдавались направления о судьбе которых неизвестно, в установленное время истец на регистрацию не являлся, в связи с чем снимался с учета.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно ответу Комитета экономики г. Челябинска от 12.10.2018г. по поручению Главы г.Челябинска с истцом проведен личный прием 04.10.2018г. у председателя Комитета экономики г. Челябинска, в ходе которого было сообщено, что уполномоченным органом осуществляющим трудоустройство граждан на территории г. Челябинска является областное казенное учреждение Центр занятости населения г. Челябинска. По согласованию с истцом было выдано два направления на работу, было предложено посетить центр занятости для дальнейшего подбора подходящей работ, но истец отказался.
Согласно ответу на обращение от 31.01.2020г. Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области истец с 02.09.2019г. состоял на учете в отделении по Калининскому району Областного казенного учреждения Центра занятости населения г. Челябинска, в этот период истцу было предложено 4 направления на работу, по одной из вакансия истец сам отказался, по остальным не предоставил результаты рассмотрения. Кроме того 20.01.2020г. истец был приглашен в ЦЗН на внеочередное посещение для подбора подходящей работ, но истец от явки отказался.
На заявления истца Губернатору Челябинской области ФИО5 о личном приеме, дан ответ от 12.02.2020г. о том, что губернатор ведет личный прием граждан ежеквартально по утвержденному графику, и обращение истца рассмотрено первым заместителем Губернатора Челябинской области И.А. Гехт.
Согласно ответу на обращение от 23.03.2020г. Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области в период с 02.09.2019г. по 11.02.2020г. истец состоял на учете в отделе по Калининскому району Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Челябинска Снят с учета в связи с длительной неявкой в органы службы занятости без уважительных причин. На контакт с сотрудниками ЦЗН для подбора подходящей работы истец не идет.
Согласно ответу на обращение от 14.09.2021г. первого заместителя Губернатора Челябинской области в целях содействия в трудоустройстве, 16.07.2021г. в ходе телефонного разговора истец был приглашен на прием в отдел правоотношений в сфере труда и занятости областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Челябинска. В ходе личного приема 19.07.2021г. истцу был предоставлен перечень вариантов работы по профессии «водитель погрузчика» в количестве 27 вакансий. От трудоустройства по указанным вакансия истец отказался. Кроме того разъяснено, что решение о приеме на работу принимает работодатель единолично. Служба занятости и другие органы исполнительной власти не имеют права диктовать работодателю условия найма конкретных работников.
В ответ на обращения ФИО1 письмом от 07.02.2022г. первым заместителем Губернатора Челябинской области было сообщено, что в соответствии со сведениями предоставляемыми Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области в 2021- 2022 годах истец не обращался в органы службы занятости с заявлением на оказание государственной услуги по поиску подходящей работы, истец был приглашен на прием в отдел правоотношений в сфере труда и занятости областного казенного учреждения Центра занятости населения г. Челябинска, от посещения отказался.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области занятости населения перечислены в пункте 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1). В статье 7.1 Закона № 1032-1 указано полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
3акон Челябинской области от 15.12.2011 г. № 249-3О «О регулировании отношений в области содействия занятости населения в Челябинской области» (далее - 3акон № 249-ЗО) разграничивает полномочия органов государственной власти Челябинской области в области содействия занятости населения и устанавливает финансовое обеспечение осуществления данных полномочий в Челябинской области.
Согласно подпункту 3 статьи 1 3акона № 249-3О оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в том числе содействие гражданам в поиске подходящей работы, является полномочием органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в области содействия занятости населения.
В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 04.04.2008 г. № 108 «О Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области» Главное управление является исполнительным органом Челябинской области и осуществляет полномочия Челябинской области в области содействия занятости населения и полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оказание государственных услуг в сфере занятости населения осуществляется через учреждения подведомственные Главному управлению. На территории Челябинского городского округа реализация гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере занятости населения осуществляется областным казенным учреждением Центром занятости населения города Челябинска.
Порядок оказания государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы регламентирован Стандартом деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, утвержденным приказом Минтруда России от 28.01.2022 г. № 27н (далее Стандарт).
В соответствии с пунктом 16 Стандарта государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия): а) анализ сведений о гражданине, содержащихся на единой цифровой платформе; б) подбор гражданину подходящей работы; в) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; г) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; д) направление гражданину уведомления о проведении переговоров с работодателем и выдача гражданину направлений на работу, в случае если у работодателя отсутствует регистрация на единой цифровой платформе, по 2 выбранным вариантам подходящей работы; е) уведомление гражданина, претендующего на признание безработным, безработного гражданина о необходимости в течение трех рабочих дней с момента получения от центра занятости населения уведомления на проведение переговоров с работодателем или направления на работу, в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе, направить в центр занятости населения информацию в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, о дне и о результатах проведения переговоров с работодателем по двум выбранным вариантам подходящей работы или представить направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу; ж) оформление отказа гражданина, претендующего на признание безработным, безработного гражданина от варианта подходящей работы.
Согласно пункту 15 Стандарта результатом предоставления
государственной услуги является выдача гражданину: а) предложения подходящей работы; б) уведомления о проведении переговоров или направления на работу; в) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; г) предложения пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; д) предложения пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости незанятым гражданам, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Таким образом, государственная услуга по оказанию содействия в поиске подходящей работы является комплексом мероприятий, предполагающих помощь гражданину в трудоустройстве, а не обязанность органов государственной власти трудоустроить гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости и п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением правительства от 02.11.2021 г. №1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы» (далее _ Правила регистрации) постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России» (далее - ЕЦП). До апреля 2020 г. заявления подавались при личном посещении гражданина ЦЗН.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким гражданам оказываются государственные услуги, в том числе по содействию в поиске подходящей работы без выплаты пособия по безработице.
В соответствии с п. 2.1 ст. 4 Закона о занятости и п. 2 Требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением правительства от 02.11.2021 г. № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы» (далее Требования) подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся на ЕЦП.
Согласно информации полученной от Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области гражданин ФИО1 в период с 2016 по 2022 год неоднократно был зарегистрирован в Областном казенном учреждении Центре занятости города Челябинска в целях поиска работы. Из анализа информации об оказании Центром занятости государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданину усматривается, что центром занятости населения предпринималась все необходимее меры по оказании ФИО1 содействия в трудоустройстве.
Кроме того, Главным управлением ФИО1 неоднократно давались ответы на обращения, в которых разъяснялся порядок предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.
07.02.2022 г. в адрес ФИО1 первым заместителем Губернатора Челябинской области И.Л. Гехт направлен ответ на обращение с приложением списка вакансий по состоянию на 31.01.2022 г. (153 вакансии по должности «водитель», 14 вакансий по должности «тракторист»).
Согласно сведениям личного дела получателя государственных услуг, ФИО1 за последние три года обращался с заявлением, в службу занятости населения 2 раза - 02.09.2019 г. 07.06.2022 г. с целью получения государственных услуг, в том числе по содействию гражданам в поиске подходящей работы.
Заявление от 02.09.2019 г. ФИО1 подал при личном посещении отдела по Калининскому району ОКУ ЦЗН г. Челябинска. Состоял на учете в период с 02.09.2019 г. по 10.02.2020 г.
При подборе работы гражданин сам выбирает вакансию из предложенного списка. 02.09.2019 г. ФИО1 было выдано направление по вакантной должности «водитель погрузчика» в ООО «Урал-Сервис-Групп» с заработной платой 25000 руб. и назначена следующая явка 26.09.2019 г. На собеседовании у работодателя 04.09.2019 г. ФИО1 от работы отказался по причине расположения рабочего места на ул. Линейной.
На явках 26.09.2019 г., 25.10.2019 г., 02.12.2019 г. вакансии ФИО1 не выдавались, так как он отказывался от имеющихся вариантов. В связи с тем, что ФИО1 не признан безработным и не получает пособие по безработице, отказы от работы не являются нарушением, фиксируются как отсутствие подходящих вакансий.
ДД.ММ.ГГГГ были выданы направления по вакантной должности «водитель автомобиля» в Филиал ФГК ВОУ ВО «Военная академия МТО им. Генерала армии ФИО10» с заработной платой руб., в ОКУ ЦЗН с заработной платой руб. и назначена следующая явка ДД.ММ.ГГГГ
Заявление от ДД.ММ.ГГГГ было подано через ЕЦП. Состоял на учете в отделе по Калининскому району ОКУ ЦЗН г. Челябинска с 07.06.2022 г. по 30.07.2022 г.
ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, в связи с чем, пособие по безработице ему не назначалось и не выплачивалось.
07.06.2022 г. ФИО1 было выдано направление по вакантной должности «водитель автомобиля» в АО «Челябинскгоргаз» с заработной платой руб. ФИО1 на следующей явке направление с результатом собеседования не принес, на ЕЦП отклик работодателю по вакансии не направил. Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена следующая явка в ЦЗН на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ЦЗН не явился, а пришел ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано направление по вакантной должности «водитель автомобиля» в 000 «Урал-Сервис-Групп» с заработной платой руб. и назначена следующая явка на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ЦЗН не явился, до ДД.ММ.ГГГГ на связь с ЦЗН не выходил, работодателю ООО «Урал-Сервис-Групп» отклик на ЕЦП не направил. В связи с чем, на основании п.п. б п. 28 Правил регистрации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был снят с учета занятых с ДД.ММ.ГГГГ по причине «длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием ЕЦП».
С учетом фактических обстоятельств дела, суд полагает, что истцу в полном объеме оказывались услуги по содействию в поисках работы, разъяснялась возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.
В силу части 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (часть 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеуказанных норм права, с учетом того, что сторонами трудовых отношений является Работодатель и работник, ни Правительство Челябинской области, ни Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области, ни Областное казенное учреждение Центр занятости населения г.Челябинска не имеют полномочий возложить на работодателя (физическое лицо либо юридическое лицо) обязанность заключить трудовой договор с истцом.
Кроме того, суд полагает, что в данном случае, Правительство Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не обладает полномочиями по оказанию государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98,103,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Челябинской области о признании незаконным бездействия в неоказании помощи при трудоустройстве - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Н.Б.Губка
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года.
Копия верна
Судья
Секретарь