ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/20 от 02.09.2020 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-450/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.к. Анапа 02 сентября 2020 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Долина И.О.

при секретаре М.В.А.

с участием представителя истца З.М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Эмериди А.А. об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» обратился с иском к Эмериди А.А., в котором просит суд изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 749 кв.м. (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), расположенный по адресу: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной суммы (возмещения) в размере 000 на расчетный счет Эмериди А.А. или на депозитный счет нотариуса. Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Эмериди А.А. на земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 332 кв.м. (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), расположенный по адресу: (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной суммы (возмещения) в размере 000 рубля на расчетный счет Эмериди А.А. или на депозитный счет нотариуса, взыскать государственную пошлину в размере 000 рублей в пользу федерального бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018-2024 годы), утвержденной Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») выполняет мероприятия по реализации проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.02.2018 г. № 322-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье». В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист 1.14, предусмотрено изъятие части, площадью 15 470 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 33 999 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 000, изъятие 15 470 кв.м. из которого предусмотрено проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист 000.14. Согласно пункту 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ходатайства ФКУ Упрдор «Черноморье» от 18 марта 2019 года № 2359/10, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.04.2019 года 000-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков, площадью 332 кв.м. и 749 кв.м. (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...), образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использование: для сельскохозяйственного производства, принадлежащего Эмериди А.А. на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29.12.2018 г. сделана запись регистрации № 23:37:0721001:4595-23/026/2018-1 (п. 34 Приложения). Во исполнение распоряжения от 05.04.2019 года № 770-р из земельного участка с кадастровым номером 000 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 000, 000. Пунктом 2 указанного распоряжения Истцу поручено обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации проекта. В силу пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства ФКУ «Упрдор «Черноморье» письмом № 3453/10 от 12.04.2019, уведомило Ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию Распоряжения Росавтодора от 05.04.2019 года № 770-р в его адрес письмом с объявленной ценностью, регистрируемое почтовое отправление № 34400235235845 от 06.06.2019 г. Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью № 34400235235845 от 06.06.2019, вручено адресату10.07.2019 года. В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно пункту 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно пункту 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Согласно пункту 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В связи со вступлением в силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения Единого государственного реестра недвижимости, является выписка. Согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 749 кв.м определен в соответствии с Отчетом от 00.00.0000000, составленными независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ((...), ИНН 000). Размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 000 рубля, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка площадью 749 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000, по состоянию на дату оценки 00.00.0000, составляет (НДС не облагается) 147 553 рублей; рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка (НДС не облагается): 0 (Ноль) рублей. Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 332 кв.м. определен в соответствии с отчетом от 01.06.2019 года №28/38-04/2019, составленными независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ((...), ИНН 000). Размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 000 рубля, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка площадью 332 кв.м., кадастровый номер 000, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000, по состоянию на дату оценки 15 мая 2019 г., составляет (НДС не облагается) 000; - рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 0 (Ноль) рублей. Согласно положительному заключению № 23/100619/90-21 от 14.06.2019 года, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, отчет от 01.06.2019 №28/38-04/2019 «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельного участка, площадью: 332 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка, площадью: 17 000 кв.м., кадастровый 000; земельного участка, площадью: 749 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка, площадью: 17 000 кв.м., кадастровый 000, а также убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. 31.07.2019 года посредством почтовой связи (РПО 000 от 31.07.2019 года, опись вложения в ценное письмо от 31.07.2019 года) Истцом отправлено Ответчику: соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа вместе с актом приема-передачи земельного участка в отношении земельного участка с кадастровыми номерами: 000, 000, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2019 г. № 23/ИСХ/19-1057051; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2019№ 23/ИСХ/19-1057052; отчет об оценке от 01.06.2019 года №28/38-04/2019; Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью РПО № 34400233887473 от 31.07.2019 года вручено адресату 21.08.2019 года. Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. В связи с тем, что Ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд земельного участка до настоящего времени не подписал, девяносто дней со дня получения Ответчиком проекта соглашения истекли 20.11.2019 года (с 21.08.2019 года по 19.11.2019 года), Истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельного участка. Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ Упрдор «Черноморье» пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно указанному пункту Земельного кодекса РФ организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует проведению мероприятий строительству и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» и влечет срыв сроков исполнения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848. Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельных участков препятствует ФКУ Упрдор «Черноморье» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». При этом согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928 автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно абзацу первому части 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Таким образом, земельные участки, изымаемые для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения, будет являться федеральной собственностью. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, соответственно у ФКУ Упрдор «Черноморье» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий. Таким образом, ФКУ Упрдор «Черноморье», реализуя свое право на обращение в Анапский районный суд Краснодарского края с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Земельного кодекса РФ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, на основании Гражданского кодекса РФ, статей 46 и 89 Гражданского процессуального кодекса РФ во взаимосвязи со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ, ФКУ Упрдор «Черноморье» просит суд предоставить льготу по оплате государственной пошлины за обращение в суд в связи с исполнением публичной функции в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов. В связи с тем, что Эмериди А.А., являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 000, 000, имеет возможность распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе отчуждать их в собственность другим лицам, что в последующем затруднит или сделает невозможным исполнение решение суда. Из смысла Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что конечной целью принятия обеспечительных мер является реальное исполнение решения суда. Следовательно, имеется необходимость в принятии обеспечительных мер в виде запрета на совершение любых регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 000, 000, кроме государственной регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием указанных земельных участков, на основании решения суда, принятого по настоящему иску, направленное на предотвращение необходимости изменения состава лиц, участвующих в деле, а также исключения возможности передачи объектов третьим лицам до рассмотрения настоящего спора по существу. Автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней. Выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждается разрешением на строительство. В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод в силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является правоустанавливающий документ на земельный участок. Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм главы VII.1 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд. При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ. Таким образом, обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственных контрактов, исполнение которых имеет особое государственное значение.

Представитель истца ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Эмериди А.А. надлежащим образом извещен о времени и месте проведения заседания, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, по следующим обстоятельствам.

Зная о возвращении материалов настоящего гражданского дела после экспертизы, Эмериди А.А. в день судебного заседания направил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с заключением эксперта, вместе с тем, объективных о достаточных оснований о невозможности участия 02.09.2020 года в назначенное время в судебном заседании им представлено не было, таким образом, ответчик устранился от участия в судебном разбирательства, поскольку данное ходатайство он не был лишен заявить в судебном заседании, не воспользовавшись правом на ознакомление с заключением до судебного заседания.

Кроме того, Эмериди А.А. находился в здании Анапского районного суда 02.09.2020 года, начиная с 09:33 часа, на что достоверно указывают сведения из журнала учета и регистрации посетителей Анапского районного суда, что в полной мере не препятствовало его ознакомлению с материалами гражданского дела, что также указывает на то, что он устранился как от судебного заседания, так и от ознакомления с заключением эксперта.

Таким образом, с учетом требований ч.1 ст.155.1 ГПК РФ, при отсутствии объективных причин того, что ответчик не может лично присутствовать в судебном заседании, суд считает необходимым, с учетом требований ст.6.1 ГПК РФ о разумном сроке судопроизводства, рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно ЗК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 Кодекса).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 2 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в ст. 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 01.04.2015г. (ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров РФ; строительство, реконструкцию перечисленных в п.2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в п.1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015г. N 442.

Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

Согласно распоряжению Министерства транспорта РФ от 05.02.2018г. № 322-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А – 290 Новороссийск-Керчь на участке км. 47-км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край) утверждена документация по планировке территории объекта, являющаяся приложением к настоящему распоряжению.

Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км. 47 – км. 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд РФ и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье».

В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), предусмотрено: изъятие земельного участка площадью 749 кв.м., кадастровый 000, и земельного участка площадью 332 кв.м., кадастровый 000.

Пунктом 3 ст. 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.

С 01.04.2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ, подп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п.п.2, 4 ст.56.10 ЗК РФ).

В соответствии с требованиями законодательства ФКУ «Упрдор «Черноморье» письмом № 3453/10 от 12.04.2019 г. уведомило ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию Распоряжений Росавтодора от 05.04.2019 года № 770-р, в его адрес письмом с объявленной ценностью, регистрируемое почтовое отправление № 34400235235845 от 06.06.2019 г.

Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо с объявленной ценностью РПО № 34400235235845 от 06.06.2019 года, вручено адресату 10.07.2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно пункту 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются:

1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);

2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения Единого государственного реестра недвижимости, является выписка.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно представленной выписки ЕГРН от 21.06.2019г., представленных Управлением Росреестра по КК копий правоустанавливающих документов, земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 749 кв.м., (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования). Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...)», принадлежит Эмериди А.А. на праве собственности, земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 332 кв.м., (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования). Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...) принадлежит Эмериди А.А.

В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

До 01.04.2015 г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 г. необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (ст. 281 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 56.4, п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

С 01.04.2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 01.04.2015г. редакция ст. 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений ст. 26 названного Закона.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015 г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.

Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 ЗК РФ процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Истцом определен размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 749 кв.м., определен в соответствии с отчетом от 01.06.2019 № 28/38-04/2019, составленными независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ((...), ИНН 691605512338). Размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 000 рубля, в том числе: - рыночная стоимость права собственности земельного участка площадью 749 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000, по состоянию на дату оценки 15 мая 2019 г., составляет (НДС не облагается) 000 рублей; - рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых Правообладателю изъятием земельного участка (НДС не облагается): 0 (Ноль) рублей. Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 332 кв.м определен в соответствии с Отчетом от 01.06.2019 №28/38-04/2019, составленными независимым оценщиком ИП Ж.Н.С. ((...), ИНН 000). Размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 000, в том числе: - рыночная стоимость права собственности земельного участка площадью 332 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000, по состоянию на дату оценки 15 мая 2019 г., составляет (НДС не облагается) 000; - рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 0 (Ноль) рублей. Согласно положительному заключению № 23/100619/90-21 от 14.06.2019 года, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, Отчет от 01.06.2019 №28/38-04/2019 «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельного участка, площадью: 332 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка, площадью: 17 000 кв.м., кадастровый 000; земельного участка, площадью: 749 кв.м., кадастровый 000, образованного в результате раздела земельного участка, площадью: 17 000 кв.м., кадастровый 000, а также убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

31.07.2019 года посредством почтовой связи (РПО № 34400233887473 от 31.07.2019 года, опись вложения в ценное письмо от 31.07.2019 года) Истцом отправлено Ответчику: - соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа вместе с актом приема-передачи земельного участка в отношении земельного участка с кадастровыми номерами: 000, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2019 г. № 23/ИСХ/19-1057051; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2019№ 23/ИСХ/19-1057052; - отчет об оценке от01.06.2019 №28/38-04/2019; Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью РПО № 34400233887473 от 31.07.2019 года вручено адресату 21.08.2019 года.

Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству Эмериди А.А. была назначена судебная оценочная экспертиза в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – краевое БТИ», с целью определения размера рыночной стоимости земельных участков, а также размера убытков за изъятие.

Согласно заключению эксперта от 06.08.2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 332 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: (...), (...)» составляет 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 749 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: (...), с(...)» составляет 000 рублей. Размер убытков и упущенной выгоды в результате изъятия земельного участка площадью 332 кв.м., с кадастровым номером 000 образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000 составляет 0 рублей; Размер убытков и упущенной выгоды в результате изъятия земельного участка площадью 749 кв.м., с кадастровым номером 000 образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 17000 кв.м., кадастровый 000 составляет 0 рублей.

Эксперт мотивировал выводы как о размере рыночной стоимости земельных участков, так и об отсутствии каких-либо убытков, в связи с отсутствием следов сельскохозяйственной обработки участка (с учетом категории земель земли сельскохозяйственного назначения), участок не обработан, отсутствием ведения хозяйственной деятельности.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, сомнения в правильности или обоснованности данного экспертного заключения отсутствуют, в связи с чем, оценивая в соответствии со ст.ст. 86, 67 ГПК РФ заключение эксперта в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, суд находит возможным принять его при разрешении настоящего гражданского дела в качестве доказательства.

В заключении эксперта приведены ответы на поставленные вопросы, выводы экспертом мотивированы, имеются сведения о квалификации эксперта, который предупрежден судом об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

По этим же мотивам суд принимает за основу выводы судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, а не отчет об оценке, выполненный истцом.

Поскольку Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы» (2018-2024 гг.), утвержденная Правительством РФ от 20.12.2017г. № 1596, распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.02.2018г. № 322-р до настоящего времени не отменена, не признана незаконной или не действующей, а также учитывая доводы, представленные в обоснование заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Эмериди А.А. об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки обоснованы и подлежат удовлетворению.

При определении размера возмещения, подлежащего оплате ответчику за изымаемые земельные участки, суд принимает рыночную стоимость изымаемых земельных участков 51 570 рублей, и 116 342 рублей а также рыночную стоимость убытков, причиненных изъятием земельных участков 0 рублей.

Согласно ст. 210 ГПК РФ решения суда в некоторых случаях приводится в исполнение немедленно.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. (ч.1 ст. 212 ГПК РФ.)

Учитывая тот факт, что затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ, а также с учетом правовой позиции стороны истца, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в случае освобождения истца от уплаты госпошлины последняя взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты таковой.

С учетом того, что истец в силу положений подп. 1 п.1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден ввиду того, что заявлены требования об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, в связи с исполнением истцом публичной функции, суд полагает, что с ответчика Эмериди А.А. в пользу соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 000 рублей в соответствии с нормами ст. 333.33 НК РФ.

При назначении по делу экспертизу судом была возложена обязанность ее оплаты на ответчика, что не было им исполнено, исходя из письма экспертного учреждения от 10.08.2020 года об оплате стоимости экспертизы, вместе с тем, согласно ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Экспертным учреждением было направлено суду заключение вместе с ходатайством о возмещении расходов на ее производство.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом требований ст.98 ГПК РФ, судебные расходы за производство судебной экспертизы подлежат взысканию с проигравшей стороны, то есть с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Эмериди А.А. об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить.

Изъять у Эмериди А.А. земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 749 кв.м., земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с перечислением Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорого «Черноморье» Федерального дорожного агентства» на расчетный счет ответчика Эмериди А.А. или на депозитный счет нотариуса возмещение за изымаемый земельный участок в размере 000.

Изъять у Эмериди А.А. земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 332 кв.м., земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 17 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с перечислением Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорого «Черноморье» Федерального дорожного агентства» на расчетный счет ответчика Эмериди А.А. или на депозитный счет нотариуса возмещение за изымаемый земельный участок в размере 000

Решение суда в силу положений ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.

Отметить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда Краснодарского края от 07.02.2020 года, в обеспечение иска Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Эмериди А.А. об изъятии недвижимости.

Отменить запрет Управлению Росреестра по (...) осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровым номером 000, 000, кроме действий по государственной регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием земельных участков.

Взыскать с Эмериди А.А. государственную пошлину в размере 000 рублей в федеральный бюджет Российской Федерации.

Исполнение решения в части отмены обеспечительных мер поручить Анапскому городскому отделу судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю.

Взыскать с Эмериди А.А. судебные расходы в пользу ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 000 рублей, реквизиты: ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ», л/с 821516440, ОГРН 1172375070735, ИНН 2308248329, КПП 231045001, р/с 4060180603491000004, Южное ГУ Банка России г. Краснодар, БИК 040349001, ОКПО 19386858, ОКВЭД 91.01, назначение платежа УН №432001003163, Выполнение судебных экспертиз (п.2.3.6).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 08.09.2020 года.

Председательствующий И.О. Долина