ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/20 от 01.09.2020 Печенгского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-452/2020

51RS0017-01-2019-000278-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2020 года п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алимовой Е.В.,

при секретаре Игумновой И.В., Еленской Е.Н.

с участием посредством ВКС с Октябрьским районным судом г.Мурманска:

ответчика ФИО1, действующей от своего имени по доверенности от имени ФИО2, и представителя ответчика ФИО1 ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО1 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ) обратилось в суд с иском к ФИО2 и ФИО1 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении.

В обоснование иска указано, что ФИО2 на основании ордера от 25.09.2003 на состав семьи 3 человека было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ул. <адрес>, в связи с трудовыми отношениями с КЭЧ в должности машиниста – кочегара. В настоящее время ответчик незаконно удерживает указанное жилое помещение.

Вышеуказанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ.

Согласно справке ФГБУ «ЦЖКУ» от 22.02.2019 в указанном жилом помещении зарегистрированы с 08.10.2003 по настоящее время ФИО2 и ее дочь ФИО1

В ходе проверки права пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации, проведенной в 2019 году, установлено, что финансово – лицевой счет открыт на ФИО2

Согласно сообщению войсковой части 08275 ФИО2 в трудовых отношениях с войсковой частью 08275 не состоит.

10.03.2017 в адрес ФИО2 направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде. По состоянию на 28.03.2017 требуемые документы в адрес учреждения не поступали, в связи с чем, в адрес ответчика направлено требование об освобождении жилого помещения.

Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчики не исполнили, жилое помещение не освободили, лицевой счет не закрыли. Срок исполнения указанного требования истек 11.04.2017.

Просит признать ответчиков ФИО2 и ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ответчиков из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Представитель истца ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по телефону. судебные повестки, направленные по месту регистрации возвратились в суд за истечением срока хранения.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании, действуя от своего имени и от имени ФИО2 на основании доверенности от 25.09.2015, а также ее представитель ФИО3, участвуя посредством ВКС через Октябрьский районный суд г. Мурманска, возражали против удовлетворения требований, поддержав письменные возражения, заявили о пропуске срока исковой давности для обращения в суд.

Помощник военного прокурора гарнизона Заозерск представил письменное заключение по делу, согласно которому, принимая во внимание, что трудовые отношения между ФИО2 и Министерством обороны Российской Федерации, в оперативном управлении которого находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прекращены, ФИО2 и ФИО1 следует признать утратившими право пользования спорным жилым помещением. в связи с чем исковые требования ФГКУ «Северор-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Заслушав ответчика ФИО1, ее представителя ФИО3, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть выселен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относится служебное жилое помещение.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.

В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, согласно ордеру ФИО2 и членам ее семьи: дочерям Ш.В., *.*.* года рождения, и Ш.Н., *.*.* года рождения, предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 6).

В представленной ответчиками копии типового договора найма жилого помещения в доме Министерства обороны Российской Федерации, заключенном между начальником Печенгского гарнизона в лице полковника К. и ФИО2, согласно которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членов его семьи на срок пять лет жилое помещение, состоящее из двух комнатной квартиры жилой площадью 40/26,8 кв. м в <адрес> не указана дата подписания договора, не заполнены все реквизиты типового договора.

Согласно информации ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного Флота домоуправление № 3 «Полярнинское» ЖЭ(К)О № 3 АП № 3/2 пгт Печенга от 22.02.2019 (л.д. 10), в указанном жилом помещении, в доме, принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации, с 08.10.2003 по настоящее время зарегистрирована ФИО2, *.*.* года рождения. Совместно с ней с 08.10.2003 по настоящее время зарегистрирована член ее семьи: дочь ФИО1, *.*.* года рождения. Основанием для вселения указан ордер от 14.05.2003, выданный Печенгской КЭЧ района ФИО2

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2017 № 765 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» (л.д. 13), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

Согласно копии информационного письма ВрИО начальника штаба войсковой части 08275 от 28.05.2019, войсковая часть 08275 не имеет трудовых отношений с ФИО2 (л.д. 12).

Вместе с тем, как следует из выписки лицевого счета за период с ноября 2017 года по февраль 2019 года, открытого на имя ФИО2 (л.д. 11), и акта проверки права пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации от 04.03.2019 (л.д. 15), ответчики до настоящего времени остаются зарегистрированными в указанном жилом помещении, и ФИО2 проживает в указанной квартире.

Согласно справке старшего УУП ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области от 29.03.2019 и объяснениями Д. от *.*.* по адресу: <адрес>, на момент проверки проживает военнослужащий войсковой части 08275 Д., *.*.* года рождения, со слов которого, данная квартира принадлежит ФИО2, которая фактически проживает в г. Мурманске.

Согласно информации Отдела муниципального имущества администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 28.03.2019 за и от 03.08.2020 (л.д. 22, 91) ФИО2, *.*.* года рождения, ФИО1, *.*.* года рождения, с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в отдел муниципального имущества не обращались.

*.*.* за исх. в адрес ФИО2 было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 7), а 28.03.2017 за исх. в адрес ФИО2 направлено требование об освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием права проживания в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 8, 9), которое ответчиком до настоящего времени не исполнено. Таким образом, в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение ответчик отказывается, чем нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при прекращении ФИО2 трудовых отношений с Министерством обороны, она и члены ее семьи обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорное жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, было предоставлено ФИО2 в связи с осуществлением трудовой деятельности в КЭЧ в должности машиниста-кочегара, поскольку трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации и предприятиями обслуживающими жилищный фонд Министерства обороны прекращены в 2014 году, что подтверждено копией е трудовой книжкой (л.д. 121-136), то она должна освободить служебное жилое помещение в п. Печенга, однако, постоянно не проживая в помещении, добровольно освободить представленное ей на основании ордера № 151 от 25.09.2003 служебное жилое помещение не желает.

Вместе с тем отказ ответчиков в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку жилые помещения специализированного жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для обеспечения жильем военнослужащих и гражданского персонала, состоящего в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации по месту дислокации в п. Печенга.

При этом, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала не является обязанностью Минобороны России, и такие граждане имеют право проживать в служебных жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации только по решению уполномоченного представителя собственника жилья.

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что с момента прекращения трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации в п. Печенга Мурманской области, право пользования служебным жилым помещением, предоставленным ответчику и членам ее семьи во временное пользование на период трудовых отношений было прекращено, в связи с чем истцом направлено требование об освобождении занимаемого жилого помещения, которое ответчиками до настоящего времени не исполнено.

Доказательств того, что ФИО2 обращалась к истцу с заявлением о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения вновь и получила отказ, состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, материалы дела не содержат.

Оценивая в совокупности изложенные выше обстоятельства, с учетом вышеперечисленных норм закона, суд приходит к выводу о том, что у ответчика ФИО2 отсутствуют законные основания для пользования служебной квартирой и находит требования истца в части признания ответчика ФИО2 утратившей право пользования жилым помещением и ее выселении обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иных обстоятельств, при которых, в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение ответчика из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, при рассмотрении дела не установлено.

Доказательств того, что ФИО2 с членами семьи состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения дела не установлено.

Довод ответчиков о том, что ФИО2 с 2009 года состоит на учете на получение ГЖС, не нашел подтверждения, по сообщению ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сведений о том, что ФИО2 и ФИО1 состоят на жилищном учете, не имеется (л.д. 139).

По сообщению отделения (территориальное, пгт.Печенга, Мурманской области) ФГКУ Северное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10.08.2020 № 868, сведениями о включении ФИО2 и ФИО1 в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата учреждение не располагает. При этом заявления от указанных граждан согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 в адрес ФГКУ «Северрегионжилье» Минобороны России не поступали (л.д. 162).

Довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, отклоняется судом, как не основанный на нормах материального права, с учетом того, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ФИО2 совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО2 из Печенгской КЭЧ в 2008 году не имеется.

Право членов семьи ФИО2 на проживание в данном жилом помещении является производным от прав самой ФИО2, самостоятельного права пользования спорной квартирой члены ее семьи не приобрели, так как данное служебное жилье было предоставлено на период трудовых отношений именно ФИО2

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик ФИО1 зарегистрирована временно и проживает по адресу: <адрес>, с 18.10.2016. ФИО2 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> 01.08.2018 по 01.08.2028.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выселения ответчиков ФИО2 и ФИО1 из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, на основании части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет.

По общему правилу, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Согласно абзацу 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере: при подаче искового заявления неимущественного характера: для организаций - 6000 рублей.

В силу изложенного с ФИО2 и ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, по 3000 рублей с каждой.

Учитывая, что на основании вынесенного заочного решения по данному делу с ответчиков ФИО2 и ФИО4 была взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей по 3000 рублей с каждой, заочное решение суда исполнено в данной части в полном объеме, о чем свидетельствуют постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Печенгского района Мурманской области от 21.06.2020 и от 11.06.2019 (л.д 95, 96), то взысканная государственная пошлина подлежит зачету при рассмотрении данного дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать ФИО2, *.*.* года рождения, ФИО1, *.*.* года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: пгт Печенга, <адрес>, и выселить из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Е.В. Алимова