ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2022 от 01.09.2022 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-452/2022

74RS0019-01-2022-000470-02

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Касли 01 сентября 2022 года

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Корнауховой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Муниципального образования «Каслинское городское поселение Челябинской области» к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

У С Т А Н О В И Л :

Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, Муниципального образования «Каслинское городское поселение <адрес>», обратилось в суд с исковым заявлением, с учетом поданного уточнения, к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки. Свое заявление мотивировал тем, что городской прокуратурой по результатам проведенной проверки действий должностными лицами администрации Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района <адрес> (далее, администрация) требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выявлены нарушения закона. Установлено, что Кадочников Д.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 655,39 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар. В целях увеличения площади земельного участка на 1160 кв.м. за счет земель кадастрового квартала , государственная собственность на которые не разграничена, Кадочников Д.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Каслинского городского поселения <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передаче ему в собственность образованного земельного участка путем перераспределения. По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением администрации Каслинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 1815,39 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 655,39 кв.м., принадлежавшего Кадочникову Д.И., и земельного участка площадью 1160 кв.м., находившегося в распоряжении городского поселения. Земельный участок площадью 1 815 +/- 8,53 кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый . Администрацией Каслинского городского поселения <адрес> с Кадочниковым Д.И. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности (далее - соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Кадочникову Д.И. принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый , общей площадью 655,39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар. Земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1160 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар, является государственной собственностью, передается в собственность Кадочникову Д.И. за плату, установленную Министерством имущества и природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П. В соответствии с п.2.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в результате перераспределения земельных участков образован земельный участок общей площадью 1 815 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар. Размер платы за земельный участок составил 70 619 рублей 64 копейки (п.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ). Оплата стоимости земельного участка Кадочниковым Д.И. произведена ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Кадочникова Д.И. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН сделана запись . Указанные постановление администрации Каслинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное администрацией Каслинского городского поселения <адрес> с Кадочниковым Д.И., являются незаконными, поскольку ни по одному из оснований, перечисленных в п.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставленный заявителю земельный участок не мог быть перераспределен. Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этик органов (ст.125 ГК РФ). В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории данного городского поселения. В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п.2 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. В силу пп.3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 ЗК РФ. Пунктом 1 ст.11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Таким образом, схема расположения земельного участка является одним из этапов процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Схема расположения земельного участка утверждается решением органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ). Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Вместе с тем статьей 39.29 Земельного кодекса определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В силу пп. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, представляется в уполномоченный орган для утверждения непосредственно с заявлением о перераспределении земельных участков. Согласно п.8 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 ст.39.29 ЗК РФ. В соответствии с пп.1 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Таким образом, поскольку вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, решается в зависимости от наличия или отсутствия основания для такого перераспределения, то помимо случаев, установленных п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земель может быть отказано при отсутствии оснований для такого перераспределения. Из правового смысла п.1 и п.3 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что перераспределение земельного участка осуществляется в целях приведения границ земельного участка в соответствие с требованиями закона и градостроительными нормативами, а также для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы. Пунктом 1 ст.39.28 ЗК РФ определен исчерпывающий перечень случаев перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Перераспределение земель и (или) земельных участков в случаях, предусмотренных в подпунктах 1, 2 пункта 1 ст.39.28 ЗК РФ, возможно при наличии утвержденного проекта межевания территории. Установлено, что в администрации поселения отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков может быть также произведено при отсутствии проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, но лишь в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а именно: при перераспределении земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельны максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:1102022:10, принадлежащий на праве собственности Кадочникову Д.И., имеет вид разрешенного использования - под нежилое здание - металлический ангар, перераспределенные земли имеют аналогичный вид разрешенного использования. Следовательно, по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 ст.39.28 ЗК РФ, земельный участок не мог быть сформирован и предоставлен заявителю. Обстоятельства, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, при предоставлении Кадочникову Д.И. земельного участка также отсутствовали. Указанные в пункте 3 ст.39.28 ЗК РФ документы территориального планирования, соответствующие требованиям законодательства, отсутствуют. Ст.39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а пунктом 9 данной статьи - основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. К таким основаниям, в частности, относится подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 ст.39.28 ЗК РФ. На основании изложенного, учитывая положения пункта 1 ст.39.28 ЗК РФ и вид разрешенного использования земельного участка, у администрации городского поселения отсутствовали законные основания для утверждения представленной Кадочниковым Д.И. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения с ним соглашения о перераспределении земельных участков. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 июня 2017 года №1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в ст.39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Учитывая, что действия Кадочникова Д.И. фактически были направлены на приобретение в собственность формируемого земельного участка в обход процедур, установленных действующим законодательством (проведение аукциона), принятие администрацией поселения незаконных решений о формировании и предоставлении указанного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, ограничило реализацию прав иных потенциальных участников земельных правоотношений. Кроме того, указанное повлекло нарушение прав муниципального образования в связи с тем, что реализация муниципального имущества путем проведения конкурентных процедур является приоритетным способом реализации имущества, влечет за собой получение большего дохода в бюджет муниципального образования, поскольку при продаже земельного участка на аукционе его начальная цена в силу п. 12 ст.39.11 ЗК РФ уполномоченным органом определялась бы исходя из рыночной или кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость проданного земельного участка составляет 223 612 руб., что больше 70 619 рублей 64 копеек, оплаченных при заключении сделки. По данному факту нарушения действующего законодательства городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе Каслинского городского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора отклонены, меры по устранению допущенных нарушений не приняты. Согласно п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Пунктом 2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В соответствии с ч.1 ст.61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Как следует из положений п.2 ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования. На основании изложенного, Каслинский городской прокурор просит признать недействительным постановление администрации Каслинского городского поселения Каслинского района Челябинской области от 09 июля 2020 года №185 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; признать недействительным соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное администрацией Каслинского городского поселения <адрес> с Кадочниковым ДИ; в порядке применения последствий недействительности сделки: снять с государственного кадастрового учета образованный путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1815+/-8,53 кв.м. по адресу: <адрес>; погасить запись о зарегистрированном праве собственности Кадочникова ДИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1 815+/- 8,53 кв.м. по адресу: <адрес>; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об исходном земельном участке общей площадью 655,39 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, , в том числе о зарегистрированном праве собственности Кадочникова Дмитрия Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на данный объект недвижимости; вернуть из бюджета муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района <адрес>» Кадочникову ДИ денежные средства в размере 70 619,64 руб., оплаченные за земельный участок.

В судебном заседании представитель истца – помощник Каслинского городского прокурора Преображенская К.А., заявленные исковые требования, с учетом поданных уточнений, поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации Каслинского городского поселения Конюхов М.Н. в судебном заседании пояснил, с поданным исковым заявлением, с учетом поданного уточнения, не согласился, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснил, что в соответствии п.3 ст.39.28 ЗК РФ при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка и было принято решение об утверждении схемы без проведения торгов.

В судебном заседании ответчик Кадочников Д.И. с заявленными исковыми требованиями, с учетом поданных уточнений, не согласился, просил их удовлетворении отказать, поддержал доводы, указанные в письменных возражениях, с учетом поданных возражений, на исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Дорофеева Н.В., действующая на основании заявления Кадочникова В.А., с заявленными исковыми требованиями, с учетом поданных уточнений, не согласилась, просила их удовлетворении отказать, поддержала доводы своего доверителя, указанные в письменных возражениях, с учетом поданных возражений, на исковые требования.

В судебное заседание представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили мнение по существу заявленных исковых требований.

В судебное заседание не явилось третье лицо Чидакин В.А. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель третьего лица Кобелев Д.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования, с учетом поданных уточнений, считает, что они подлежат удовлетворению. Пояснил, что документов о том, что земельный участок подпадает под действие ст.39.28 ЗК РФ не представлено.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Установлено, что Кадочников Д.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 655,39 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).

ДД.ММ.ГГГГ Кадочников Д.И. обратился в администрацию Каслинского городского поселения <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передаче ему в собственность образованного земельного участка путем перераспределения.

Постановлением администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов в границах кадастрового квартала , площадью 1815,39 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, . Вид разрешенного использования: под нежилое здание – металлический ангар. Площадь образуемого земельного участка путем перераспределения земель государственной собственности с земельным участком частной собственности составляет 1815,39 кв.м. Образуемый земельный участок находится в территориальной зоне ОД-1 (административно-деловые, торгово-бытовые, культурно-просветительные). Земельный участок образуется путем перераспределения следующих земельных участков: кадастровый , площадью 655,39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования – под нежилое здание – металлический ангар, принадлежащего Кадочникову Д.И. на праве собственности; участок площадью 1160 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования – под нежилое здание – металлический ангар, являющийся государственной собственностью. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией Каслинского городского поселения <адрес> с Кадочниковым Д.И. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности (л.д.18-19).

Согласно п.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Кадочникову Д.И. принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый , общей площадью 655,39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар. Земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1160 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар, является государственной собственностью, передается в собственность Кадочникову Д.И. за плату, установленную Министерством имущества и природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П.

В соответствии с п.2.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в результате перераспределения земельных участков образован земельный участок общей площадью 1 815 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, , вид разрешенного использования - под нежилое здание-металлический ангар.

В соответствии п.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за земельный участок составил 70 619 рублей 64 копейки. Оплата стоимости земельного участка Кадочниковым Д.И. произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности Кадочникова Д.И. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН сделана запись .

Решением Каслинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными отказы администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Чидакину ВА путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, , площадью 637 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства. Признаны недействительным постановление администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Признано недействительным Соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Каслинского городского поселения и Кадочниковым Дмитрием Ивановичем. Применены последствия недействительности сделки и аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, , принадлежащем на праве собственности Кадочникову ДИ. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, . Восстановлен за Кадочниковым ДИ право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , общей площадью 655,39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, . В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Каслинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований Чидакина ВА отменено. В отмененной части принято новое решение об отказе Чидакину ВА в удовлетворении исковых требований к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании незаконными отказов администрации Каслинского городского поселения в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признании недействительными постановления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным соглашения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , исключении из Единого государственного реестра записи о праве собственности Кадочникова ДИ на вышеуказанный земельный участок. В остальной части это же решение оставлено без изменения.

В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно п.2 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории данного городского поселения. В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Статьей 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно пп.2 п.3 ст.39.29 Земельного кодекса РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Согласно п.8 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно пп.1 р.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии если, заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 1 ст.39.28 ЗК РФ определен исчерпывающий перечень случаев перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:1102022:10, принадлежащий на праве собственности Кадочникову Д.И., имеет вид разрешенного использования - под нежилое здание - металлический ангар, перераспределенные земли имеют аналогичный вид разрешенного использования.

Учитывая положения п.1 ст.39.28 ЗК РФ, а также вид разрешенного использования земельного участка, у администрации городского поселения отсутствовали законные основания для утверждения представленной Кадочниковым Д.И. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения с ним соглашения о перераспределении земельных участков.

Кроме того, апелляционным определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Чидакина ВА к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании отказа администрации незаконным, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установлено нарушение администрацией Каслинского городского поселения порядка перераспределения земельных участков, что свидетельствует только о нарушении прав муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Установлено, что по данному факту нарушения действующего законодательства Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе Каслинского городского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора отклонены, меры по устранению допущенных нарушений не приняты.

Согласно п.1 ст.61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 ст.166 Гражданского процессуального кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ч.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что по основаниям, предусмотренным ст.39.28 Земельного кодекса РФ, земельный участок с кадастровым номером 74:09:1102022:347 общей площадью 1815+/-8,53 кв.м. по адресу: <адрес>, не мог быть сформирован и предоставлен Кадочникову А.В. без проведения торгов.

Следовательно, имеются основания для признания недействительным постановления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

В связи с чем, имеются правовые основания для признания недействительным соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и частной собственности, заключенное ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Каслинского городского поселения и Кадочниковым Д.И..

При этом, суд применяет последствия недействительности сделки путем аннулирования из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1815 кв.м., распложенном по адресу: <адрес>, , принадлежащем на праве собственности Кадочникову Д.И. и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, .

Суд также считает необходимым, восстановить за Кадочниковым Д.И. право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , общей площадью 655,39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , и взыскать с администрации Каслинского городского поселения <адрес> в пользу Кадочникова Д.Т. денежные средства, оплаченные за земельный участок, в размере 70 619 рублей 64 копейки.

Таким образом, исковые требования Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Муниципального образования «Каслинское городское поселение <адрес>» к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с Кадочникова Д.И. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Муниципального образования «Каслинское городское поселение <адрес>» к администрации Каслинского городского поселения, Кадочникову ДИ о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, - удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Признать недействительным Соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Каслинского городского поселения и Кадочниковым ДИ.

Снять с государственного кадастрового учета образованный путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 815+/- 8,53 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Погасить в ЕГРН запись о зарегистрированном праве Кадочникова ДИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 815+/- 8,53 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Восстановить в ЕГРН сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 655,39 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, , а также восстановить сведения в ЕГРН о зарегистрированном праве собственности Кадочникова ДИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на данный объект недвижимости.

Взыскать с администрации Каслинского городского поселения <адрес> в пользу Кадочникова ДИ денежные средства, оплаченные за земельный участок, в размере 70 619 рублей 64 копейки.

Взыскать с Кадочникова ДИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.