ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-453/18 от 21.03.2018 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-453/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г.Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Самусенко О.А.,

при секретаре ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к МИФНС России № 12 по Приморскому краю о взыскании премии и денежной компенсации за задержку выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с иском к МИФНС России № 12 по Приморскому краю о взыскании премии и денежной компенсации за задержку выплаты.

В обоснование иска истец указала, что с <дата> по настоящее время работает в МИФНС России № 12 в должности главного налогового инспектора отдела камеральных проверок № <номер>.

С <дата> отдел переименован в отдел предпроверочного анализа и истребования документов. На протяжении всего периода работы замечаний по выполнению работы и должностных обязанностей не было.

<дата>ФИО ушла в отпуск по уходу за внучкой до исполнения ей 1,5 лет, до <дата>.

В мае 2017 истице были начислены средства материального стимулирования за 4 квартал 2016 в сумме 2000 руб., в июле 2017 – за 1 квартал 2017 в сумме 2788 руб.

<дата>ФИО письменно обратилась к работодателю по вопросам фактического лишения премии за полгода. Начальник отдела ПА и ИД ФИО в ответе на данное обращение, указала основания лишения премиальных выплат, такие как несоответствие критериям эффективности работника.

Истец считает указанные суммы заниженными, ссылается на то, что у работодателя не имелось оснований для снижения сумм материального стимулирования, считает, что данные действия носят дискриминационный характер в отношении нее, как работника.

ФИО просит суд:

- восстановить срок исковой давности по обжалованию нарушений трудового права;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю задолженность по выплате премии за 4 квартал 2016 и 1 квартал 2017 в размере 105 180 руб.;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю денежную компенсацию за задержку выплаты премии за 4 квартал 2016, за каждый день задержки, начинаю со следующего дня после установленного срока выплаты <дата> по день вынесения решения суда;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю денежную компенсацию за задержку выплаты премии за 1 квартал 2017, за каждый день задержки, начинаю со следующего дня после установленного срока выплаты <дата> по день вынесения решения суда.

Согласно протоколу судебного заседания от <дата>, ФИО уточнила исковые требования, просит суд:

- восстановить срок исковой давности по обжалованию нарушений трудового права;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю задолженность по выплате премии за 4 квартал 2016 и 1 квартал 2017 в размере 105 180 руб.;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю денежную компенсацию за задержку выплаты премии за 4 квартал 2016 в размере 9 137 руб. 50 коп.;

- взыскать с МИФНС России № 12 по Приморскому краю денежную компенсацию за задержку выплаты премии за 1 квартал 2017 в размере 6 993 руб. 58 коп.

В судебном заседании истец ФИО поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении уточненных требований.

Представитель ответчика МИФНС России № 12 по Приморскому краю по доверенности ФИО возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таких выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю. По результатам служебной проверки в отношении ФИО установлены факты систематического нарушения служебного распорядка в январе-феврале 2017 года. Приказом от <дата><номер> к ФИО применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение исполнительской дисциплины. Приказом по инспекции от <дата><номер> и Приказом от <дата><номер> снижен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Комиссия МИФНС России № 12 по Приморскому краю по оценке эффективности деятельности отделов и сотрудников инспекции за 4 квартал 2016, 1 квартал 2017 правомерно установила размер материального стимулирования ФИО из расчета, определенного начальником отдела, с учетом рекомендаций по снижению (увеличению) средств материального стимулирования, а также учитывая дисциплинарные взыскания сотрудника. Также заявила о пропуске истцом исковой давности по заявленным требованиям.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательств, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

В судебном заседании установлено, что с <дата> по настоящее время, истец работает в Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю в должности главного налогового инспектора отдела камеральных проверок № <номер>. С <дата> отдел переименован в отдел предпроверочного анализа и истребования документов (л.д. 7-10).

Приказами и.о. начальника МИФНС России <номер> по Приморскому краю от <дата><номер>, от <дата><номер>, в отношении главного государственного налогового инспектора отдела предпроверочного анализа и истребования документов ФИО снижен размер премии за январь, февраль, март 2017.

Приказом начальника МИФНС России <номер> по Приморскому краю от <дата> утверждены средства материального стимулирования сотрудникам инспекции за 4 квартал 2016 года.

ФИО определена сумма материального стимулирования в размере 2000 рублей за 4 квартал 2016 года, и 2788 рублей за 1 квартал 2017 года.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 611 от <дата> "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", Правительство Российской Федерации постановляет осуществлять с <дата> и в 2008 - 2012 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, в 2013 году материальное стимулирование государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Во исполнение указанного выше Постановления, разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Также согласно п. 4 Порядка, решения о размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

В силу п. 5 Порядка, решения по вопросам материального стимулирования принимаются начальниками Инспекций на основании решения Комиссии, которая определяет оценку эффективности деятельности конкретного работника в налоговом органе.

Судом установлено, что начальником отдела предпроверочного анализа и истребования документов (камеральных проверок № 3) ФИО в Комиссию МИФНС России № 12 по Приморскому краю по оценке эффективности деятельности сотрудников инспекции представлена пояснительная записка к таблице распределения средств стимулирования за 4 квартал 2016 года, согласно которой в отношении главного государственного налогового инспектора ФИО средства материального стимулирования распределены в размере 2 000 руб. из оценки эффективности профессиональной служебной деятельности и учетом напряженности труда, определенной объемом, и качеством выполненных работ, своевременность и оперативность выполнения поручений, выполнение служебной дисциплины.

Согласно Протоколу заседания Комиссии МИФНС России № 12 по Приморскому краю по оценке эффективности деятельности сотрудников инспекции от <дата> № 5, члены комиссии о расчете средств материального стимулирования решили «учесть средства материального стимулирования, определенные начальниками отделов с учетом рекомендаций по снижению (увеличению) средств материального стимулирования, а также учитывая дисциплинарные взыскания сотрудников».

Начальником отдела предпроверочного анализа и истребования документов (камеральных проверок № <номер>) ФИО в Комиссию МИФНС России № 12 по Приморскому краю по оценке эффективности деятельности сотрудников инспекции представлена пояснительная записка к таблице распределения средств материального стимулирования за 01 квартал 2017, согласно которой в отношении главного государственного налогового инспектора ФИО средства материального стимулирования распределены в размере 2 788 руб. из оценки эффективности профессиональной служебной деятельности и учетом низкого качества выполненных работ, не своевременность выполнения поручений, не исполнение служебной дисциплины (допущены нарушения служебного распорядка налогового органа)(л.д.78).

Согласно протоколу заседания Комиссии МИФНС России № 12 по Приморскому краю по оценке эффективности деятельности сотрудников инспекции от <дата> № 10, члены комиссии о расчете средств материального стимулирования решили «учесть суммы средства материального стимулирования, определенные начальниками отделов с учетом рекомендаций по снижению (увеличению) средств материального стимулирования, а также дисциплинарные взыскания сотрудников».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается; запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Как следует из раздела 4 служебного контракта, заключенного с истцом, денежное содержание государственного служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5 044 рублей; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1599 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 10 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 90 процентов этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; надбавка к должностному окладу за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30 процентов должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; районный коэффициент в размере 20 процентов денежного содержания; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актам (л.д. 8).

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.

Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

В соответствии с п. 1.3.1.1., 4.1. - 4.7 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, суммы материального стимулирования гражданских служащих ИФНС определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных сумм материального стимулирования отделов налогового органа и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы субъекта стимулирования, представляются в комиссию и утверждаются руководителем (начальником) (исполняющим обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.

Критериями оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей являются: достижение высоких показателей при особой напряженности труда, определенной большим объемом работы в сжатые сроки, личное участие гражданского служащего в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных работ и заданий, участие гражданского служащего в проверках крупнейших налогоплательщиков регионального и федерального уровня, участие при защите интересов налогового органа в судебных органах, формирование обоснованной доказательной базы и умение аргументированно отстаивать интересы налоговых органов как на стадии вынесения решения по результатам налогового контроля, так и при рассмотрении спора в первой, апелляционной, кассационной, надзорной стадиях производства, способность эффективно заменять временно отсутствующих гражданских служащих отдела, активное участие во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов, наличие предложений по внутриведомственному изменению структур, технологий работ и т.д., существенно влияющих на изменение показателей работы по направлениям деятельности налоговых органов или снижение трудозатрат.

Из представленных протоколов № 5 от <дата> и № 10 от <дата> усматривается, что размер материального стимулирования за 4 квартал 2016 года составляет 2000 рублей, за 1 квартал 2017 года составляет 2788 рублей (л.д. 58-60, 76-78).

По результатам служебной проверки в отношении ФИО установлены факты нарушения ею служебного распорядка в январе-феврале 2017 года. Приказом от <дата><номер> к ФИО применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

ФИО приказом от <дата><номер> и приказом от <дата><номер> снижен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий (л.д. 87-91).

Таким образом, при распределении средств материального стимулирования за 4 квартал 2016 года и за 1 квартал 2017 года между сотрудниками отдела предпроверочного анализа и истребовании документов, начальником отдела была дана оценка эффективности деятельности главного государственного налогового инспектора ФИО, в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов ФНС России.

Учитывая, что определение качества и эффективности работы истца является прерогативой работодателя, в действиях ответчика в части снижения средств материального стимулирования за 4 квартал 2016 года и за 1 квартал 2017 года нарушения трудовых прав судом не установлено.

Факты дискриминации истца при установлении размера сумм материального стимулирования не подтверждены.

Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по премии и денежной компенсации за задержку выплаты премии за 4 квартал 2016 и за 1 квартал 2017 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований ФИО к МИФНС России № 12 по Приморскому краю о взыскании премии и денежной компенсации за задержку выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, исчисляя срок с <дата>.

Судья О.А. Самусенко

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

<дата> г.Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Самусенко О.А.,

при секретаре ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к МИФНС России № 12 по Приморскому краю о взыскании премии и денежной компенсации за задержку выплаты,

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований ФИО к МИФНС России № 12 по Приморскому краю о взыскании премии и денежной компенсации за задержку выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.А. Самусенко