ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4541/20 от 12.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2 – 4541/2020 (13) 66RS0004-01-2020-005762-27

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 12 октября 2020 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, пресечении действий, признании поведения недобросовестным,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее – Управление, ответчик) о взыскании начисленной, но невыплаченной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья в сумме 14893,75 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 461,72 руб., компенсации морального вреда.

В порядке ст. 39 ГПК РФ 25.08.2020 г. истец заявленные требования уточнил, просил взыскать с ответчика начисленную, но невыплаченную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья в размере 16645,34 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 621,59 руб., компенсацию морального вреда, а также пресечь действия ответчика по незаконному удержанию начисленной компенсации расходов и незаконному пользованию чужими денежными средствами.

В порядке ст. 39 ГПК РФ 21.09.2020 г. истец заявленные требования уточнил, просил взыскать с ответчика начисленную, но невыплаченную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья в размере 17558,19 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 683,78 руб., компенсацию морального вреда, пресечь действия ответчика по незаконному удержанию начисленной компенсации расходов и незаконному пользованию чужими денежными средствами, а также признать поведение ответчика недобросовестным.

В обоснование заявленных требований, с учетом письменных уточнений, пояснил, что за счет средств федерального бюджета ему как ветерану боевых действий и инвалиду <данные изъяты> группы выплачивается компенсация расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья. Начиная с 07.06.2019 г. начисленные суммы компенсации незаконно удерживаются и ему не выплачиваются. Полагает, что выплаты могут быть приостановлены только при наличии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 года и подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. Кроме того, та задолженность, о которой его уведомили, он погасил, но при погашении образовалась новая задолженность, о которой его не уведомляли. Плата за жилье, коммунальные услуги и капитальный ремонт вносится им ежемесячно, пени ему не начисляются, сумма недоплаты за жилье, коммунальные услуги многократно меньше суммы компенсации расходов, которая удерживается ответчиком, что свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным выше доводам, дополнительно заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, АО «Орджоникидзевское УЖК». Пояснил, что обращался в данную управляющую компанию с вопросом о перерасчете оплаты жилья и коммунальных услуг, его обращение должно было быть рассмотрено, однако ответа не поступило. В судебном порядке с требованиями к управляющей компании он не обращался, равно как и управляющая компания не обращалась к нему с требованиями о взыскании задолженности. В удовлетворении заявленного ходатайства, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, протокольным определением суда было отказано, поскольку рассматриваемый спор не влияет на права и законные интересы данного юридического лица, предметом заявленного истцом спора является не размер начисляемой платы за жилье и коммунальные услуги, а наличие оснований для начисления и выплаты компенсации расходов по оплате жилья и коммунальные услуги. При обсуждении судом вопроса об окончании рассмотрения дела по существу истец покинул судебное заседание по собственному волеизъявлению.

Ответчик исковые требования не признал, в письменном отзыве пояснил, что ФИО1 проживает по адресу: <данные изъяты>, с 01.01.2010 г. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения по категории «ветеран боевых действий» и на оплату коммунальных услуг по категории «инвалид». С января 2019 г. организация, начисляющая плату по месту жительства истца, - ООО «Единый расчетный центр» в рамках Соглашения об информационном взаимодействии ежемесячно предоставляет сведения о наличии задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги по адресу истца и об отсутствии соглашения о погашении задолженности. На основании п. 26 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 688-ПП от 26.02.2012 г. (далее – Порядок), с 01 июня 2020 г. выплата компенсации ФИО1 приостановлена. О наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и о возможном приостановлении выплаты компенсации расходов истец был извещен в уведомлениях о начисленной компенсации расходов от 05.02.2019 г., 06.03.2019 г., 08.04.2019 г. В соответствии с ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Согласно п. 27 Порядка возобновление выплаты компенсации расходов осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено. Ответчик полагает, что истцом был выбран неверный способ защиты права.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы отзыва с учетом дополнений поддержала в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ООО «Единый Расчетный Центр» (далее – ООО «ЕРЦ»), привлеченное к участию в деле определением суда от 21.09.2020 г., просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в письменном отзыве пояснило, что ООО «ЕРЦ» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, к которому относится жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, на основании договора с АО «Орджоникидзевская УЖК», а также Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в части взносов на капитальный ремонт. На имя ФИО1 оформлен лицевой счет № <данные изъяты>. На основании Соглашения об информационном взаимодействии в системе электронного документооборота от 30.12.2014 г., а также дополнительного соглашения к нему, ООО «ЕРЦ» ежемесячно предоставляет в Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга информацию по обслуживаемому жилищному фонду, необходимую для расчета компенсации, в том числе, о наличии задолженности по оплате, соглашения о ее погашении. Информация пол лицевому счету истца предоставлялась корректно, в соответствии с имеющимися данными на момент ее предоставления. Так, 30.09.2020 г. были сформированы файлы-ответы для Управления за сентябрь 2020 г., на 01.09.2020 г. по лицевому счету истца было не оплачено 2129,01 руб., 02.09.2020 г. внесен платеж 2123,71 руб. Таким образом, предоставлена информация о наличии задолженности в размере 5,3 руб. Обязанность по оплате начислений за сентябрь 2020 г. должна была быть исполнена до 10.10.2020 г. Согласно данным по лицевому счету истца на 07.10.2020 г. не оплачено 2,92 руб.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов ветеранам боевых действий, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ (п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

В Свердловской области порядок предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ, п. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.

Порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п. 4 ст. 2 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ).

С 01.01.2010 Правительством Свердловской области утвержден Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсации отдельным категориям граждан, оказанием мер социальной поддержки, который относится к ведению субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП), которым предусмотрена выплата компенсации расходов, являющаяся денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законами Свердловской области.

В последующем порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг изменялся, в том числе с принятием Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП, внесения в него изменений Постановлениями Правительства Свердловской области от 15.07.2014 N 597-ПП, 06.03.2015 N 138-ПП, которыми введено положение о выплате гражданам денежной компенсации в том случае, когда жилищно-коммунальные услуги ими были фактически оплачены.

Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности. (п. 6 Порядка).

На основании п. 26. Порядка выплата компенсации расходов приостанавливается по истечении трех месяцев с даты направления получателю компенсации расходов уведомления по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку о наличии задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и необходимости ее погашения, отсутствии соглашения по погашению задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги или невыполнении получателем компенсации расходов условий соглашения.

Возобновление выплаты компенсации расходов осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено (п. 27 Порядка).

Аналогичные положения закреплены в ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <данные изъяты>, является получателем компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (ветеран боевых действий, инвалид <данные изъяты> группы бессрочно).

Постановлением Главы города Екатеринбурга от 30.03.2017 г. № 456 органом, уполномоченным от имени Администрации города Екатеринбурга осуществлять переданные государственные полномочия Российской Федерации и Свердловской области по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.

На основании Соглашения об информационном взаимодействии в системе электронного документооборота, с целью обеспечения расчетов размеров компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 30.12.2014 г. и дополнительного соглашения к нему от 03.07.2017 г. информацию с целью обеспечения расчетов размеров компенсаций расходов отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в адрес Управления предоставляет ООО «ЕРЦ».

Из сведений ООО «ЕРЦ» об операциях по лицевому счету истца № <данные изъяты>, а также квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> следует, что с июня по настоящее время у истца ежемесячно имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.

Наличие задолженности, в том числе, по состоянию на октябрь 2020 г. истцом не оспаривается. О существовании задолженности, начиная с января 2019 г., и приостановлении по этой причине выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2019 г. истец извещен Управлением письменными уведомлениями от 05.02.2019 г., 06.03.2019 г., 08.04.2019 г., 08.05.2019 г. Начиная с июня 2019 г. истец ежемесячно уведомлялся письменными уведомлениями о приостановлении выплаты компенсации расходов по причине наличия задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вопреки доводам истца, для приостановления выплаты компенсации согласно изложенным выше нормам законодательства, имеет значение не размер, а фактическое наличие задолженности. Возобновление выплаты компенсации расходов в соответствии с п. 27 Порядка осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено. Требование о необходимости для приостановления выплат компенсации вступившего в законную силу решения суда о наличии у гражданина задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг действующими нормами права не предусмотрено. Сведений о заключении между истцом и управляющей компанией соглашения о погашении задолженности в материалы дела не представлено.

Учитывая, что недоплата начисленной платы за жилье и коммунальные услуги осуществляется истцом ежемесячно, по состоянию на дату судебного заседания задолженность также имеется (из начисленной по квитанции за сентябрь 2020 г. суммы 1920,02 руб. оплачено 1917,1 руб.), основания для возобновления Управлением выплаты компенсации расходов отсутствуют, а заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, пресечении действий, признании поведения недобросовестным – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья А.А. Пономарёва