ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-454/2016 от 11.05.2016 Десногорского городского суда (Смоленская область)

Дело № 2-454/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2016 года г. Десногорск

Десногорский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего (федерального судьи) Михаленкова Д.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию по доверенности ФИО3,

при секретаре Терзи Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения об отмене федеральной льготы по коммунальным услугам и восстановлении компенсации по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения об отмене федеральной льготы по коммунальным услугам и восстановлении компенсации по оплате коммунальных услуг, указав в обоснование заявленных требований, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общ. площадью <данные изъяты> кв.м и жилой <данные изъяты> кв.м., согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации жилья и договора от ДД.ММ.ГГГГ о расходах на содержание жилья, где оговорены права и обязанности всех сторон, согласно ЖК РФ. Согласно этому договору производилась и производится оплата коммунальных услуг и содержание общего имущества многоквартирного дома. Согласно закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу производилась денежная компенсация по оплате коммунальных услуг и содержания общего многоквартирного дома. С ДД.ММ.ГГГГ была прекращена выплата денежной компенсации уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию разъяснить, почему прекращена оплата федеральной льготы по коммунальным услугам и содержанию общего имущества, если по этим видам услуг у истца долга нет. Ответ от ДД.ММ.ГГГГ из Департамента истца не убедил. Пунктом 1 ст. 166 фонд формируется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом РФ. Поэтому истец не согласна с расчетами г. Смоленска об оплате кап. ремонта общего имущества дома, в котором она проживает. На обращение в Главное управление жилищной инспекции Смоленской области ей получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ С «Региональным Фондом» по капитальному ремонту истец договор не заключала, поэтому и не оплачивает квитанции по капитальному ремонту.

Просит признать решение Департамента по социальному развитию об отмене с ДД.ММ.ГГГГ оплаты федеральной льготы по коммунальным услугам от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить ФИО1, ликвидатору ЧАЭС 1986-1987 гг. согласно закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ компенсацию по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме, дала объяснения, аналогичные тем, которые содержатся в исковом заявлении, при этом пояснила суду, что не оспаривает того, что она обязана оплачивать квитанции по капитальному ремонту, но не согласна с расчетами г. Смоленска об оплате кап.ремонта дома, в котором она проживает, однако в суд и иные органы об оспаривании сумм, начисляемых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области, не обращалась. Кроме того, просила взыскать с ответчика моральный вред в размере 5000 рублей, так как нарушены её права как ликвидатора ЧАЭС.

Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО3 в судебном заседании заявила, что исковые требования ФИО1 не признает в полном объеме, представила суду письменный отзыв на иск, в котором указала, что так как ФИО1 является ликвидатором последствий катастрофы 1986-1987 гг. на Чернобыльской АЭС на неё распространяются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. С 01.01.2009 по 31.01.2016 Истцу начислялась и выплачивалась компенсация расходов на оплату жилого помещения (содержание и ремонт, с 01.10.2014 - взнос на капитальный ремонт) и коммунальных услуг (водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение).

В соответствии с пунктом 2.16 Постановления от 13.11.2015 № 714 при начислении компенсации расходов учитываются требования части 3 статьи 160 ЖК РФ. Согласно указанной норме ЖК РФ, компенсация расходов предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В связи с чем, органы социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) льготника ежемесячно от предприятий ЖКХ получают сведения о наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенного между Департаментом и Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» соглашения от 01.10.2014 № 1819. Одним из условий приостановления выплаты компенсации расходов является неуплата получателем текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев (подпункт 2 пункта 4.1 постановления от 13.11.2015 № 714).

В январе 2016 года в отдел социальной защиты населения г. Десногорска (далее - отдел) поступила информация о наличии у истца задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт перед предприятием НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (далее - Региональный оператор) за 14 месяцев. В связи с чем, компенсация расходов была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку в течение одного месяца с момента отправки Истцу уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов вопрос о погашении долга или заключении с Региональным оператором соглашения о его реструктуризации Истцом не был решен, то выплата компенсации расходов была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 5 п. 4.15 постановления от ДД.ММ.ГГГГ), соответствующее уведомление было направлено в адрес Истца ДД.ММ.ГГГГ.

Для возобновления выплаты компенсации расходов с ДД.ММ.ГГГГ Истцу необходимо либо погасить задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт, либо заключить соглашение о погашении указанного долга с Региональным оператором и обратиться в сектор социальных выплат, приема и обработки информации Смоленского ОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» по адресу регистрации или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства, с заявлением. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Кроме того, представитель ответчика ФИО3 пояснила, что поскольку первоначальные требования удовлетворению не подлежат, ввиду необоснованности, то не подлежит удовлетворению и требование о компенсации морального вреда.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика ФИО3, исследовав письменные доказательства, оценив их в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу. Также как плата за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячный взнос на капитальный ремонт является обязательным платежом.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области и опубликована 20.01.2014 г.

Таким образом, у собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт возникла с 1 октября 2014 года.?

Постановлением Администрации Смоленской области от 06.11.2015 № 680 на территории Смоленской области для собственников жилых помещений в многоквартирном доме установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества на 2016 год в размере 6,08 рубля на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Минимальный размер взноса одинаков для всех многоквартирных домов во всех муниципальных образованиях Смоленской области.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

В силу ст. 15 ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного областным нормативным правовым актом, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных федеральным законодательством), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном федеральным законодательством порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном федеральным законодательством порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Порядок предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки на территории Смоленской области установлен постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015 № 714 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска» (далее - постановление от 13.11.2015 № 714).

В соответствии с пунктом 2.16 Постановления от 13.11.2015 № 714 при начислении компенсации расходов учитываются требования части 3 статьи 160 ЖК РФ. Согласно указанной норме ЖК РФ, компенсация расходов предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. В силу ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на неё распространяются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В январе 2016 года в отдел социальной защиты населения г. Десногорска поступила информация о наличии у ФИО1 задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт перед предприятием НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» за 14 месяцев. В связи с чем, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг была приостановлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в течение одного месяца с момента отправки истцу уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов вопрос о погашении долга или заключении с Региональным оператором соглашения о его реструктуризации истцом не был решен, то выплата компенсации расходов была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, соответствующее уведомление было направлено в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность по оплате коммунальных услуг в виде взносов на капитальный ремонт истцом не погашена.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, представителя ответчика, а также письменными доказательствами: уведомлением Департамента Смоленской области по социальному развитию о прекращении выплаты денежной компенсации расходов с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7); удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. на имя ФИО1 (л.д. 8); квитанциями на оплату коммунальных услуг (л.д. 9-10); договором о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11-13); письмом Департамента Смоленской области по социальному развитию от 01.03.2016г. (л.д. 16-17); письмом Администрации Смоленской области ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от 06.05.2015г. (л.д. 18-20).

Таким образом, по мнению суда, у истца в настоящее время отсутствует право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается истцом, что у неё имеется задолженность по оплате коммунальных услуг в виде взносов на капитальный ремонт за 14 месяцев, которая не погашена.

Суд также учитывает, что по смыслу Закона, законодатель, предоставляя такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в соответствии с нормами ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вправе самостоятельно определять условия и порядок ее выдачи, а из системного толкования п. 2.16 Постановления от 13.11.2015 № 714 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска» при начислении компенсации расходов учитываются требования части 3 статьи 160 ЖК РФ согласно которой, компенсация расходов предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поскольку ФИО1 в судебном заседании не оспаривается существование у неё задолженности по взносам на капитальный ремонт, данная задолженность до настоящего времени не погашена, то решение Департамента Смоленской области по социальному развитию о прекращении выплаты денежной компенсации расходов истцу от ДД.ММ.ГГГГ следует признать законным, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, а поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то не подлежит удовлетворению и требование о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения об отмене федеральной льготы по коммунальным услугам и восстановлении компенсации по оплате коммунальных услуг, - отказать в полном объеме, ввиду необоснованности.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Михаленков Д.А.