ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/20 от 20.07.2020 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2-455/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2020 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Коротковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации к Симоновой Надежде Валерьевне о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу обратился в суд с иском к Симоновой Н.В. о признании отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что вышеуказанные земельные участки сформированы и, впоследствии, предоставлены в собственность ответчика с нарушением требований земельного и водного законодательства, поскольку расположены во втором поясе зоны санитарной охраны Истринского водохранилища. Кроме того, несмотря на то, что указанные земельные участки полностью расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов, в правоустанавливающих документах на указанные участки и ЕГРН сведений об особых условиях (ограничениях) их использования с соблюдением требований СП 2.1.4.2625-10 не содержится.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд признать отсутствующим право собственности Симоновой Н.В. на земельные участки с кадастровыми номерами и и указать в решении, что оно является основанием для исключения указанных сведений из ЕГРН; внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков в соответствии с п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10.

В судебном заседании помощник прокурора – Цепилов А.Н. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности – Симонова А.А. против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель третьего лица АО «Мосводоканал» - Филаткина Ю.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и , площадью 2500 кв.м. каждый, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащие на праве собственности Симоновой Н.В., расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны Истринского водохранилища, расстояние от границ земельных участков до нормального подпорного уровня Истринского водохранилища составляет около 110 метров.

На территории участок произрастает многолетняя древесно-кустарниковая растительность, строений и сооружений не имеется, хозяйственная деятельность не ведется.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями статьи 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В том числе, ограничения могут быть установлены в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (статья 56 ЗК РФ).

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов гражданского назначения зданий и сооружений культурно-бытового назначения должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ч. 1 ст. 34 Водного кодекса РФ в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны Истринского водохранилища установлены постановлением Совнаркома РСФСР от 23 мая 1941 г. № 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17 апреля 1980 г. № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45 утверждены Санитарные правила и нормы СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», в соответствии с которыми (п. 2.3.4) второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 08.06.2006 г.) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» указанный подпункт был признан утратившим силу.

В то же время на основании подпункта 5 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.

Судом, по ходатайству стороны ответчика назначена комплексная судебная землеустроительная и гидрологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ».

По результатам исследования экспертом установлено, что границы земельных участков на натуру не вынесены, в связи с чем за границы исследуемых земельных участков приняты границы по сведениям ЕГРН.

В приложении 3, Лист 1 представлен план исследуемых земельных участков с наложением на данные дистанционного зондирования Земли от 29 апреля 2013 года на пике экстремального половодья. Уровень зеркала воды в Истринском водохранилище был равен НПУ. Проведено дешифрирование местоположения береговой линии Истринского водохранилища.

При сопоставлении результатов дешифрирования материалов дистанционного зонирования Земли, данных ЕГРН и результатов натурных измерений выявлено, что: 1) исследуемые земельные участки не входят в пределы береговой полосы Истринского водохранилища шириной 20 м.; 2) исследуемый земельный участок с кадастровым номером частично входит (рассекается) береговой полосой ручья – притока 1-го порядка Истринского водохранилища, шириной 5 м. Площадь наложения (с учетом ширины водотока 2 м) составляет 697 кв.м. или 27,9 % от общей площади земельного участка. Геоданные площади наложения представлены в таблице 3 на листе 17 заключения и в приложении 3, лист 2; 3) исследуемый земельный участок с кадастровым номером не входит в пределы береговой полосы ручья – притока 1-го порядка Истринского водохранилища, шириной 5 м.; 4) исследуемые земельные участки не входят в пределы прибрежной защитной полосы Истринского водохранилища шириной 50 м.; 5) исследуемый земельный участок с кадастровым номером полностью входит в пределы прибрежной защитной полосы ручья – притока 1-го порядка Истринского водохранилища, шириной 50 м. (она же – водоохранная зона ручья). Площадь наложения составляет 2500 кв.м. или 100 % от общей площади земельного участка); 6) исследуемый земельный участок с кадастровым номером частично входит в пределы прибрежной защитной полосы ручья – притока 1-го порядка Истринского водохранилища, шириной 50 м. (она же – водоохранная зона ручья). Площадь наложения составляет 1623 кв.м. или 64,9 % от общей площади земельного участка. Геоданные площади наложения представлены в таблице 4 на листе 18 заключения и в приложении 3, лист 2; 7) оба исследуемых земельных участка полностью входят в пределы водоохранной зоны Истринского водохранилища шириной 200 м. Согласно Карте «Зона с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса Истринского водохранилища» № б/н от 2013-07-05», на которую имеется ссылка в публичной кадастровой карте Росреестра, ширину 200 м. имеет и прибрежная защитная полоса Истринского водохранилища, в соответствии с ч. 13 ст. 65 Водного Кодекса РФ; 8) исследуемый земельный участок с кадастровым номером частично входит в пределы полосы шириной 100 м. (отложенной от берега Истринского водохранилища при НПУ), фигурирующей в формулировке п. 4.4.4. Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10. Площадь наложения составляет 450 кв.м. или 18,0 % от общей площади земельного участка. Геоданные площади наложения представлены в таблице 5 на листе 18 заключения и в приложении 3, лист. 2; 9) исследуемый земельный участок с кадастровым номером частично входит в пределы полосы шириной 100 м. (отложенной от берега Истринского водохранилища при НПУ), фигурирующей в формулировке п. 4.4.4. Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10. Площадь наложения составляет 160 кв.м. или 5,2 % от общей площади земельного участка. Геоданные площади наложения представлены в таблице 6 на листе 19 заключения и в приложении 3, лист. 2.

Согласно проведенному исследованию, земельные участки полностью входят в пределы 500-метровой полосы от уреза Истринского водохранилища при НПУ. Однако, экспертом указано, что нахождение объекта в 500 или менее метрах от уреза не означает автоматического вхождения объекта во 2-ой пояс ЗСО водотока. Должно быть выполнено два условия: объект должен находится в пределах верхней и нижней границ 2-го пояса ЗСО, а затем рассматривается его вхождение в пределы боковых границ.

Согласно требованиям Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 года № 45 п. 3.4.1. Верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (120 часов) при расходе воды 95 % обеспеченности, но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.

Согласно требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 п. 2.3.2.5. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км. – при наличии нагонных ветров до 10 % и 5 км. – при наличии нагонных ветров более 10 %.

Длина необходимого пробега по водной глади Истринского водохранилища составляет 19,445 км., что почти в 4 раза больше дистанции, установленной п. 2.3.2.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. При совместном действии попутных ветров и максимального пропуска на Истринском гидроузле, время добегания загрязнения от створа испрашиваемого земельного участка до плотины Истринского гидроузла составит от 22 суток и 13,5 часов в мае до 32 суток и 13 часов в октябре, в среднем за меженный период – 25 суток и 18,5 часов, превышает необходимые для естественного самоочищения 5 суток в 4,51 – 6,51 раза.

На основании данных исследований эксперт пришел к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и , площадью 2500 кв.м. каждый, не входят в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла.

На момент производства судебной экспертизы вступило в силу Постановление правительства Москвы и правительства Московской области от 17 декабря 2019 года № 1705-ПП/970/44 «О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области», согласно которому: 1.1. не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР, направленные на регулирование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы, в том числе постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 года № 696 «О санитарной охране канала Москва – Волга как источника водоснабжения г. Москвы», постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 мая 1941 года № 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения». В то же время, согласно п. 1.2 вышеуказанного Постановления, для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 года № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

В приложении 10 заключения представлена Карта восстановления местоположения границы 2 пояса ЗСО по постановлению СНК РСФСР № 355 от 23.05.1941 и трофейным немецким номенклатурным листам м-ба 1:50000 1931-1934 г.г. издания, составленным на основе советских номенклатурных листов м-ба 1:50000 1928 года издания. Гидрография и местоположение водоразделов по номенклатурным листам м-ба 1:50000 1984-1989 г.г. издания. Также на карте нанесена внешняя граница ЛПСП г. Москвы по генплану 1971 года.

Красные линии границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП проходят по МКАД на запад по границе 2 пояса ЗСО по постановлению СНК РСФСР № 355 от 23.05.1943 года (синяя линия), до пересечения с внешней границей ЛПЗП, далее на юг по внешней границе ЛПСП до пересечения с ЖЛ Москва-Минск, по которой идет граница 2 пояса ЗСО по постановлению СНК РСФСР и далее на восток по ЖД до МКАД.

Таким образом, согласно выводам эксперта, в границы 2 пояса ЗСО по решению Московского городского и Московского областного исполкомов от 17 апреля 1980 года № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» земельные участки с кадастровыми номерами и также не входят, хотя и входили в границы 2 пояса ЗСО по постановлению СНК РСФСР от 23.05 1941 года № 355, действие которого приостановлено. В результате, установленный факт частичного нахождения исследуемых земельных участков в 100-метровой зоне от берега Истринского водохранилища при НПУ полностью теряет юридические последствия.

Оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы у суда не имеется, поскольку выводы эксперта, допрошенного в судебном заседании и поддержавшего заключение, согласуются с собранными по делу доказательствами, являются логичными и никем не оспорены. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Оценивая данное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу с учетом содержания статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о соответствии данного заключения экспертизы требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, в связи с чем данное заключение принимается судом как допустимое и относимое доказательство по делу.

Учитывая изложенное, принимая во внимание выводы судебной экспертизы о том, что спорные земельные участки в соответствии действующими нормативными актами, регулирующие спорные правоотношения, расположены за пределами границ 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в рамках заявленных требований и признания права собственности ответчика на вышеуказанные земельные участки отсутствующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации к Симоновой Надежде Валерьевне о признании отсутствующим права собственности на земельные участки – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 27 июля 2020 года.

Судья Байчоров Р.А.