ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-455/2014 от 11.03.2014 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

                                                                             дело 2-455 / 2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 «11» марта 2014 года                                                    пос.Зубова Поляна

        Зубово - Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Косаревой Н.В., при секретаре Мучкиной Е.П.,

 с участием представителя заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1, действ. по доверенности от 01.01.2014 г № (сроком действия 1 год),

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зубово- Полянского районного суда Республики Мордовия дело по заявлению Чебан ФИО11 о признании незаконным ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 07 ноября 2013 года

 установил:

 ФИО2 обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просит суд:

     - признать ответ УФСИН Росси по Республике Мордовия от 07 ноября 2013 года не законным.

 В обоснование требований в заявлении указано, что ответом УФСИН России по Республике Мордовия от 07 ноября 2013 года на его заявление о сообщении даты ликвидации участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия ( далее ИК -1) ему сообщено, что запрашиваемые им сведения являются сведениями для служебного пользования, в связи с этим отказано в сообщении интересующей информации. Считает вышеуказанный ответ УФСИН России по Республике Мордовия не законным по следующим основаниям.

 26 ноября 2010 года он, ФИО2, был переведен для дальнейшего отбывания наказания из ИК-1 в распоряжение УФСИН России по Владимирской области. Основанием его перевода послужила ликвидация участка строгого режима ИК-1.     Сведения о его переводе являются сведениями, затрагивающими его права и законные интересы, на ознакомление с которыми он имеет предусмотренное законом право, после которого, в случае не согласия с чем-либо или при наличии каких-либо нарушений, имеет право на обращение в суд. Считает, что дата ликвидации участка строгого режима ИК-1 относится к сведениям, отражающим основания его перевода из ИК-1 26 ноября 2010 года, на ознакомление с которыми он имеет право в силу закона. Отсутствие у него копий документов, отражающих основания его перевода 26 ноября 2010 года из ИК-1, в числе которых дата ликвидации участка строгого режима не позволяет ему судить о законности этого перевода.

     Ссылаясь на п. 52 Административного регламента представления гос. услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных, усматривающим право осужденного получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, считает, что в обжалуемом ответе УФСИН России по РМ от 07 ноября 2013 года не отражена информация, касающаяся поставленного вопроса в заявлении относительно даты ликвидации участка строгого режима ИК-1, затрагивающая его права и интересы.

      В судебном заседании заявитель жалобы - осужденный ФИО2 участия не принимал, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы. О дне, месте, времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает этапирование осужденных для их участия в процессе рассмотрения гражданских дел.

     При таких обстоятельствах и на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, а следовательно, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

     Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия

 ФИО1 просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. В соответствии с частью 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условия отбывания наказания. Тогда как, запрашиваемая ФИО2 информация о дате ликвидации изолированного участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия не является информацией о порядке или условиях отбывания наказания заявителя, а является информацией, касающейся деятельности учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы.

      Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия, исследовав представленные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

      В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      Основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ).

      В соответствии с п.1 и 2 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы.

      Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

     В силу положений ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

      В ч..1 ст.12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

      В соответствии с Федеральным Законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ» О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 года № 373 »О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, в том числе осужденных (далее -Административный регламент), который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по организации личного приема, в том числе осужденных к лишению свободы, своевременного и полного рассмотрения их устных и письменных, индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб

 (далее обращения) принятию по ним решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок ( п.1).

      Из п.14 Административного регламента следует, что наименование государственной услуги - организация рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

     Рассмотрение обращений, в том числе осужденных, осуществляют учреждения и органы УИС.

     Непосредственно рассмотрение обращений, в том числе осужденных, осуществляют сотрудники УИС, работники учреждений, исполняющих наказания и федеральные государственные гражданские служащие ФСИН России (далее работники УИС)( п.15).

 Основанием для предоставления государственной услуги является обращение осужденного в учреждение и орган УИС.

     Результатами предоставления государственной услуги являются: устный или письменный ответ, в том числе осужденному, на поставленные в его обращении вопросы, в том числе с учетом принятых мер по ранее поступившим обращениям того же заявителя и существа данных ему ответов и разъяснений;

 Принятие решений по существу поставленных в обращении вопросов( п. 18 ).

 Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги определен в пункте 46 Административного Регламента, в подпункте 7 которого предусмотрено, что ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, подозреваемому, обвиняемому или осужденному, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

 Показатели доступности и качества государственной услуги определены в п. 52 Административного Регламента, согласно которого, осужденные имеют право в том числе:

 получать государственную услугу своевременно в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

 получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги;

 предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

 знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

 получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных, в том числе в п. 46 Административного Регламента.

 Исходя из положений п.53 Административного регламента руководитель учреждения или органа УИС, его заместитель, начальник структурного подразделения ФСИН России, которому обращение отписано на исполнение: по результатам объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в п. 46 Административного регламента, где указан исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

 При рассмотрении дела по существу, судом установлено, что осужденный ФИО2 обратился в адрес УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением, в котором просит сообщить о дате ликвидации участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по <Адрес>.

 Из письменного ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 07 ноября 2013 года № 14/ТО/11-Ч-8 за подписью заместителя начальника ФИО3 усматривается, что заявление ФИО2 по вопросу ликвидации участка строгого режима ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия рассмотрено. 23.11.2010 года осужденный ФИО2 был переведен из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия для дальнейшего отбывания наказания на участке строгого режима, согласно мотивированному заключению. 26.11.2010 года в связи с ликвидацией участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2 согласно указанию ФСИН России был направлен отбывать назначенное судом наказание в УФСИН России по Владимирской области.

 Запрашиваемые сведения о ликвидации участка строгого режима ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия являются сведениями для служебного пользования ( л.д.3).

      Суд находит, что в заявлении осужденного ФИО2 оспаривается правомерность ответа УФСИН России по Республике Мордовия относительно поставленного в его обращении вопроса о сообщении даты ликвидации участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия.

       В соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ

 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

      Порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения регламентируется Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1233, в п. 2 которого установлено, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

 В соответствии с п.1.2 Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

     Перечень информации, которая не может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения содержится в пункте 1.3 данного Положения.

 Информация, запрашиваемая заявителем к указанному перечню не относится, соответственно является служебной информацией, ограничения на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

 В силу п.1.5 названного Положения руководитель федерального органа исполнительной власти, в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

 В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 (в ред. последующих Указов Президента РФ по сост. на 14.05.2010 г. № 589) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

 Одним из основных задач ФСИН России является управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями ( подп.8 п.3 Положения).

 ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и( или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы ( п.5 Положения).

 Одним из полномочий, осуществляемых ФСИН России, является защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе ( абз. 7 подп.1 п.7 Положения) ( л.д. 25-35).

 Приказом директора ФСИН России от 19 февраля 2007 года № 87-дсп «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» определен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Согласно п.2 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности учреждений и органов ФСИН России, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Выписка из данного приказа имеется в деле ( л.д..38).

 УФСИН России по Республике Мордовия является территориальным органом ФСИН России и осуществляет свою деятельность на основании Положения об УФСИН России по Республике Мордовия, утв. Приказом ФСИН России от 16. 03.2005 г. № 121.

 В пункте 86 раздела 3 названного Положения предусмотрено, что УФСИН России по Республике Мордовия организует ведение делопроизводства в соответствии с требованиями ФСИН России, хранение и использование архивных документов в управлениях и учреждениях, исполняющих наказания, в следственных изоляторах и в других подведомственных учреждениях и предприятиях ( л.д.36-37).

 Из вышеприведенных нормативных актов следует, что начальники территориальных органов ФСИН России наделены правом определять в пределах своей компетенции информацию, относимую к служебной информации ограниченного распространения.

 Из номенклатуры дел УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год, утвержденной начальником УФСИН России по Республике Мордовия следует, что переписка по вопросам конвоирования, этапирования осужденных и лиц заключенных под стражу относится к служебной информации ограниченного распространения с грифом « для служебного пользования» ( л.д.39).

 Справкой УФСИН России по Республике Мордовия от 11 марта 2014 года подтверждается, что информация о ликвидации участка строгого режима в ФКУ ИК-1, является информацией, касающейся деятельности учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы и относится к информации и сведениям ограниченного распространения с грифом «для служебного пользования»( л.д.40).

       Вышеприведенные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, подтверждающими о том, что испрашиваемая ФИО2 информация о дате ликвидации участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, согласно п. 2 Приложения 2 к приказу ФСИН России от 19.02.2007 г. № 87 дсп «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», в номенклатуре дел УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год

 относится к служебной информации ограниченного распространения с грифом «для служебного пользования», в связи с этим, суд находит обоснованным указанная УФСИН России по Республике Мордовия в обжалуемом ответе от 07.11.2013 года ссылка на то, что запрашиваемые ФИО2 сведения о ликвидации участка строгого режима ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия являются сведениями для служебного пользования.

     Суд находит обоснованным довод УФСИН России по Республике Мордовия в той части, что запрашиваемая ФИО2 информация о дате ликвидации изолированного участка строгого режима в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия не является информацией о порядке или условиях отбывания наказания заявителя, а является информацией, касающейся деятельности учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы.

 В содержании обжалуемого ответа усматривается информация об основаниях перевода осужденного ФИО2 из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, и с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в распоряжение УФСИН России по Владимирской области(л.д.3).

     При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ч.4 ст.258 ГПК РФ, находит подлежащим отказать в удовлетворении требований заявителя.    

     Руководствуясь ст. 194- 198, ч.4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленного требования ФИО2 о признании ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 07 ноября 2013 года незаконным, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный Республики Мордовия.

 Председательствующий судья:                                             Н.В.Косарева