Дело № 2-4566/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Рыбалко О.Г.,
при секретаре Йылмаз Л.Н.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае о признании движимого имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае обратилось в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным, обращении его в собственность государства, передаче имущества для уничтожения. В обоснование заявленных требований указано, что 17 и 18 декабря 2014 года в ходе проведения рыбоохранных мероприятий на водоемах Усть-Камчатского района, Камчатского края, а именно на оз. Тахирское, оз. Нерпичье, должностными лицами Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству отдела рыбоохраны было обнаружено и изъято следующее имущество в отсутствии владельца: 17 декабря 2014 года - сеть жилковая, длина 25 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (сельдь) в количестве 15 штук; сеть жилковая, длина 15 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 13 штук; 18 декабря 2014 года - сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 75 штук; сеть жилковая, длина 50 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 60 штук; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 85 штук. Лица, осуществляющее постановку данных орудий лова, а также их собственники на месте не обнаружены.
В связи с обнаружением указанного имущества по факту нарушения ст. 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. ст. 67.4, 72 действующих «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», № 671 от 06.07.2011, были возбуждены дела об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 в отношении неустановленных лиц, по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обнаруженные орудия лова были изъяты и переданы на хранение на склад отдела рыбоохраны Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству, расположенному по адресу: <...>.
В ходе проведения административного расследования лица, которым принадлежит вышеуказанное изъятые орудия лова, установлены не были.
Производство по вышеуказанным делам об административном правонарушении были прекращены на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Поскольку, изъятое в рамках вышеуказанных дел об административном правонарушении орудия лова являются брошенными, оставленными с целью отказа от права собственности на них, копии материалов дела об административном правонарушении были переданы Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае для признания указанного имущества бесхозяйным.
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Камчатского края, Чукотского автономного округа.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеизложенного, у Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству есть все основания и полномочия по уничтожению изъятых в ходе рейдов орудий лова без обращения в судебные органы и необходимости передачи их в Территориальное Управление Росимуществом в Камчатском крае.
На основании вышеизложенного, заявитель просил суд признать изъятое в рамках дел об административном правонарушении №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 имущество, а именно: сеть жилковая, длина 25 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм; сеть жилковая, длина 15 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм; сеть жилковая, длина 50 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации. Передать изъятое, в рамках дел об административном правонарушении №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 имущество для последующего уничтожения (утилизации) в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Указала, что в пункте 2 просительной части иска истец просит передать изъятое имущество для уничтожения именно в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, т.к. они обладают полномочиями на его уничтожение, для этого им потребуется проведение менее затратных процедур, чем истцу. Настаивала на удовлетворении заявленных в просительной части иска исковых требований.
Заинтересованное лицо Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству о времени и месте рассмотрения дела судом извещено, для участия в судебном заседании представителя не направили.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 4 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи возможно при наличии условий, прямо предусмотренных законодательством. Во внесудебном порядке право собственности возникает на малоценные вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ) и на находку (ст. ст. 227—229 ГК РФ).
Статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ), либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (пункт 2 статьи 226 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 17 и 18 декабря 2014 года в ходе проведения рыбоохранных мероприятий на водоемах Усть-Камчатского района, Камчатского края, а именно на оз. Тахирское, оз. Нерпичье, должностными лицами Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству отдела рыбоохраны было обнаружено и изъято следующее имущество в отсутствии владельца: 17 декабря 2014 года - сеть жилковая, длина 25 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (сельдь) в количестве 15 штук; сеть жилковая, длина 15 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 13 штук; 18 декабря 2014 года - сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 75 штук; сеть жилковая, длина 50 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 60 штук; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22x22 мм. Водные биологические объекты выпущены в естественную среду обитания в живом виде (корюшка) в количестве 85 штук. Лица, осуществляющее постановку данных орудий лова, а также их собственники на месте не обнаружены.
В связи с обнаружением указанного имущества по факту нарушения ст. 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. ст. 67.4, 72 действующих «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», № 671 от 06.07.2011, были возбуждены дела об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 в отношении неустановленных лиц, по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 51-53, 60-62).
Обнаруженные орудия лова были изъяты и переданы на хранение на склад отдела рыбоохраны Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству, расположенному по адресу: <...>.
В ходе проведения административного расследования лица, которым принадлежит вышеуказанное изъятые орудия лова, установлены не были.
Производство по вышеуказанным делам об административном правонарушении были прекращены на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 57, 66).
Поскольку, изъятое в рамках вышеуказанных дел об административном правонарушении орудия лова являются брошенными, оставленными с целью отказа от права собственности на них, копии материалов дела об административном правонарушении были переданы Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае для признания указанного имущества бесхозяйным.
Частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, при этом в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления Пленума от 23 ноября 2010 года № 27 (ред. от 31 октября 2017 года) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» исходя из смысла части 1 статьи 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или в случае установления их собственника конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Статья 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержит перечень возможных ограничений рыболовства, в том числе виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
Ограничения, предусмотренные подп. 4, 5 пункта 1 настоящей статьи, направлены на недопущение использования запрещенных орудий лова и способами, противоречащими действующему законодательству и соответствующим техническим нормам.
Согласно пункту 72 Приказа Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» при любительском и спортивном рыболовстве без путевок запрещается применение драг, ставных, плавных и иных видов сетей, неводов, бредней, вентерей (верш) (за исключением добычи (вылова) вентерями карася в Усть-Камчатском и Мильковском районе Камчатского края), мереж (рюж), ручных сачков (за исключением добычи (вылова) мойвы и анчоуса), подъемных сеток, петель, захватов, фитилей, а при любительском и спортивном рыболовстве по путевка в водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных на территории Камчатского края во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод, сетями длиной до 5 м (а на реках Камчатка и Большая сетями длиной до 50 м) с размером (шагом) ячеи не менее 40 мм (одна сеть у одного гражданина) при добыче (вылове) тихоокеанских лососей (за исключением симы).
Из материалов дела следует, что обнаруженные орудия лова по своей правовой природе являются бесхозяйными. Их правовой статус определяется статьями 225 - 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом приобретение права собственности на бесхозяйные вещи в судебном порядке не предусмотрено, за исключением вещей от которых собственник отказался, недвижимых вещей или безнадзорных животных.
Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые вещи возможно при наличии условий, прямо предусмотренных законодательством. Во внесудебном порядке право собственности возникает на малоценные вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ) и на находку (ст. ст. 227—229 ГК РФ).
На основании статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82 «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 01 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Подпунктом 3.6.1. «Методическим рекомендациям о производстве в органах рыбоохраны дел об административных правонарушениях в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», установлено что, запрещенные орудия лова кустарного изготовления, не имеющие аналога промышленного производства, оценке не подлежат.
Орудия лова вносятся в акт-оценку, но в графе «оценка каждого предмета» делается запись «без оценки», а в графе «состояние имущества и процент годности» указывается «запрещенное, кустарного изготовления».
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что вышеуказанные предметы относятся к имуществу, представляющему культурную ценность, и в отношении данного изъятого имущества установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственности лица, вступившего во владение ею.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленное Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае требование о признании изъятого имущества в рамках дел об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14, а именно: сеть жилковая, длина 25 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 15 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 50 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм. бесхозяйными обоснованно и подлежит удовлетворению и соответственно передает вышеуказанное имущество в собственность Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части передачи изъятого в рамках дел об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 имущества для последующего уничтожения (утилизации) в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, ввиду следующего.
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (пункт 5.35).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 229 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно п. 3 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, при этом территориальные органы Росимущества обеспечивают осуществление действий по защите в пределах компетенции, установленной положением о каждом территориальном управлении, а также на основании отдельных поручений Росимущества.
Указанными нормативные правовыми актами регламентированы действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов в части принятия решений, связанных с дальнейшей судьбой имущества, признанного судом бесхозяйным и обращенным в собственность государства.
Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки, и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» регламентирует порядок уничтожения бесхозяйного имущества.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлено:
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно «Методическим рекомендациям о производстве в органах рыбоохраны дел об административных правонарушениях в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», утвержденным от 13 июня 2002 года № 12-02-02/474 при обнаружении или изъятии у нарушителя запрещенных орудий лова кустарного изготовления и при невозможности их доставки на склад инспекции рыбоохраны они могут уничтожаться на месте обнаружения (кроме случаев, предусмотренных п.3.5.3) с составлением подробной описи (описания) орудий лова и приобщением к материалам дела фрагмента (части) в качестве вещественных доказательств с внесением соответствующей записи в протокол.
Росимущество с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Пунктом 5.5 Положения определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию конфискованного имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств – его уничтожение.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в части требования о передаче изъятого в рамках дел об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 имущества для последующего уничтожения (утилизации) в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, ввиду необоснованности.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае удовлетворить частично.
Признать изъятое в рамках дел об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14, а именно: сеть жилковая, длина 25 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 15 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 50 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм.; сеть жилковая, длина 70 м., высота 1 м., ячея 22х22 мм. бесхозяйными, обратить в собственность Российской Федерации, передав для последующего уничтожения в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в части требования о передаче изъятого в рамках дел об административных правонарушениях №№ 1170/20-14, 1169/20-14, 1173/20-14, 1174/20-14, 1175/20-14 имущества для последующего уничтожения (утилизации) в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 июля 2018 года.
Председательствующий подпись
ВЕРНО:
Подлинник решения подшит в деле № 2-4566/18.
Судья О.Г. Рыбалко