ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457 от 06.05.2011 Тулунского городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Тулунский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тулунский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 мая 2011 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием представителя заявителя помощника Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В., представителя Думы Шерагульского сельского поселения Абраменко С.Г. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-457 (2011г.) по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Думе Шерагульского сельского поселения о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону

У С Т А Н О В И Л

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Думе Шерагульского сельского поселения, указав в обоснование, что решением Думы Шерагульского муниципального образования от 24.12.2007 №6А утверждено «Положение о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании» (далее по тексту - Положение). Данное Положение опубликовано в газете «Шерагульский вестник» № 12 от 25.12.2007г. Отдельные нормы указанного Положения противоречат действующему федеральному законодательству.

Так, абзацем 3 ст. 2 Положения установлено, что участником бюджетного процесса в Шерагульском муниципальном образовании является глава администрации Шерагульского муниципального образования. Вместе с тем, ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлено, что участником бюджетного процесса является глава муниципального образования. Абзацем 12 статьи 3 Положения к полномочиям Думы Шерагульского муниципального образования отнесено утверждение целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения, и отчетов об их исполнении. Абзацем 7 статьи 4 Положения к полномочиям главы администрации отнесено внесение на рассмотрение и утверждение Думы Шерагульского муниципального образования проектов целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета поселения и отчетов об их исполнении. Данные нормы противоречат требованиям ч. 1 ст. 179 БК РФ, в соответствии с которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Статьей 7 Положения установлены бюджетные полномочия контрольно - счетной палаты МО «Тулунский район», согласно абзацу 2 которой установлено, что КСП МО «Тулунский район» по обращению администрации осуществляет контроль за исполнением бюджета поселения, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета поселения, отчета о его исполнении. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ) контроль за исполнением местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ и ФЗ № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 265 БК РФ непосредственно Дума осуществляет контроль за исполнением бюджета в следующих формах: предварительный (в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам), текущий (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами) и последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов) за исполнением бюджета. В порядке реализации полномочий по контролю за исполнением бюджета законодательством предусмотрено право создания представительными органами местного самоуправления собственных органов финансового контроля (ст. 265 БК РФ). В силу с ч. 3 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Таким образом, ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет полномочия органов местного самоуправления (представительного органа, органа финансового контроля) и не допускает передачу исключительных полномочий Думы. Бюджетное законодательство не допускает возможности осуществления контроля за исполнением бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета поселения, отчета о его исполнении контрольным органом другого муниципального образования (КСП МО «Тулунский район»). По вышеуказанным основаниям противоречит действующему законодательству и статья 35 Положения «Финансовый контроль, осуществляемый контрольно - счетной палатой МО «Тулунский район». Абзацем 4 статьи 7 Положения также установлено, что КСП МО «Тулунский район» по обращению администрации поселения проводит внешнюю проверку годового отчета и готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета поселения. Данная норма Положения противоречит требованиям бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения проводится по обращению представительного органа поселения контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального образования района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Таким образом, согласно бюджетному законодательству, основанием для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения является обращение Думы поселения (но не администрации как установлено Положением) либо в контрольный орган района либо в контрольно - счетную палату области. 08.05.2010г. был принят ФЗ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений» (далее по тексту ФЗ № 83-ФЗ). Указанным федеральным законом были внесены в том числе изменения и дополнения в БК РФ. В связи с указанными изменениями отдельные нормы Положения пришли в противоречие с действующим федеральным законодательством. Так, в абзаце 9 ч. 1 статьи 8 Положения установлено, что главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений. Однако п. 8 ст. 158 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель бюджетных средств) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. В абзаце 10 ч. 1 ст. 8 Положения установлено, что главный распорядитель формирует муниципальные задания по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств, однако п. 9 ст. 158 БК РФ (в редакции федерального закона № 83-ФЗ) установлено, что главный распорядитель) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания. В пункте 2 абзаца 14 ч. 1 ст. 8 Положения установлено, что главный распорядитель выступает в суде от имени администрации Шерагульского сельского поселения в качестве представителя ответчика по искам к Шерагульскому муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Между тем, пунктом 2 ч. 3 ст. 158 БК РФ (в редакции ФЗ № 83-ФЗ) главный распорядитель выступает в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Статья 29 «Бюджетная смета» Положения в связи с принятием ФЗ № 83-ФЗ полностью подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. Так частью 1 ст. 29 Положения установлено, что бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. В соответствии с общими требованиями, установленными Министерством Финансов Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ (ч. 1 статьи 221 БК РФ в редакции ФЗ № 83-ФЗ) установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Частью 2 ст. 29 Положения установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Частью 2 ст. 221 БК РФ (в редакции федерального закона № 83-ФЗ) установлено, что утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения. Частью 3 ст. 29 Положения установлено, что показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем третьим ч. 2 ст. 221 БК РФ (в редакции федерального закона № 83-ФЗ) установлено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Абзацем 6 ч. 1 ст. 8 Положения определено, что главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета района. Вместе с тем, одними из принципов бюджетной системы РФ является принцип подведомственности расходов бюджетов, установленный ст. 38.1 БК РФ, а также принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ), Таким образом, исходя из указанных принципов главный распорядитель бюджетных средств поселения не вправе исполнять соответствующую часть бюджета района. Абзацем 8 ч. 1 ст. 20 Положения предусмотрено, что глава администрации Шерагульского муниципального образования не позднее 15 ноября текущего года вносит на рассмотрение Думы Шерагульского муниципального образования проект решения о бюджете одновременно со следующими документами и материалами, в том числе проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год. Однако, ФЗ № 314-ФЗ от 17.12.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» данное требование утратило силу с 01.01.2010г. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, статьей 1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Положение о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании в действующей редакции нарушает интересы Российской Федерации, гарантировавшей и заинтересованной в неукоснительном соблюдении федерального законодательства органами местного самоуправления. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ. Статьей 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 245, 251 ГПК РФ, ст.ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать абзац 3 ст. 2, абзац 12 ст. 3, абзац 7 ст. 4, абзац 2 ст. 7, абзац 4 ст. 7, абзац 6 ч. 1 ст. 8, абзац 9 ч. 1 ст. 8, абзац 10 ч. 1 ст. 8, пункт 2 абзаца 14 ч. 1 ст. 8, абзац 8 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 29, ст. 35 Положения о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Шерагульского муниципального образования № 6А от 24.12.2007г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

В судебном заседании помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора и принятием Думой Шерагульского сельского поселения решения № 12 от 15.04.2011 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании», которым оспариваемое решение Думы от 24.12.2007 № 6 А «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании», признано утратившим силу, в связи с чем, устранены нарушения прав Российской Федерации, просила суд производство по настоящему делу прекратить в связи с отказом от иска, последствия принятия отказа от заявленных требований в силу ст. 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны, о чем суду представлено заявление.

Представитель Думы Шерагульского сельского поселения Абраменко С.Г. действующий на основании доверенности, суду пояснил, что допущенные нарушения, изложенные в заявлении прокурора, Думой Шерагульского сельского поселения устранены, о чем суду представлены соответствующие доказательства.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Согласно ст. 252 ч. 3 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

В силу требований ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В обоснование заявленных требований прокурором суду представлены следующие доказательства: решение Думы Шерагульского муниципального образования от 24.12.2007 № 6 А, л.д. 8; Положение о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании, л.д. 8-13.

В судебное заседание представителем Думы Шерагульского сельского поселения суду представлено свидетельство серии 38 *** от ...... о государственной регистрации юридического лица Думы Шерагульского сельского поселения, свидетельство серии 38 *** о постановке на учет юридического лица Думы Шерагульского сельского поселения в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, устав Шерагульского муниципального образования, утвержденный решением Думы Шерагульского сельского поселения от 07.07.2009 № 14, решение Думы Шерагульского сельского поселения от 15.04.2011 № 12 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством положений, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления Шерагульского МО по составлению и рассмотрению проекта бюджета Шерагульского МО и т.д. 2. Решение Думы Шерагульского муниципального образования от 24.12.2007 № 6 А «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шерагульском МО, от 02.05.2009 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Положение о бюджетном процессе в Шерагульском МО, утвержденное решение Думы Шерагульского сельского поселения от 24.12.2007 № 6 А», считать утратившими силу. 3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.

Суд, дав анализ всем представленным по делу сторонами доказательствам, находит требования иска прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом в силу требований ст. 252 ч. 3 ГПК РФ производство по делу не может быть прекращено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 251, 252, 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Признать абзац 3 статьи 2, абзац 12 статьи 3, абзац 7 статьи 4, абзац 2 статьи 7, абзац 4 статьи 7, абзац 6 части 1 статьи 8, абзац 9 части 1 статьи 8, абзац 10 части 1 статьи 8, пункт 2 абзаца 14 части 1 ст. 8, абзац 8 части 1 статьи 20, часть 1 статьи 29, часть 2 статьи 29, часть 3 статьи 29, статью 35 Положения о бюджетном процессе в Шерагульском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы Шерагульского муниципального образования № 6 А от 24.12.2007г. и № 12 от 02.05.2009г., противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тулунский городской суд.

Судья: Н.А.Рыжова