ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457/2013 от 19.08.2014 Шушенского районного суда (Красноярский край)

  Дело № 2-457/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 19 августа 2014 года п. Шушенское

 Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

 Председательствующего судьи Л.Н. Мальцевой

 при секретаре И.С. Немцевой

 с участием старшего помощника прокурора Шушенского района Красноярского края А.В. Сажиной (по поручению)

 главы МО Каптыревского сельсовета ФИО1

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Каптыревский сельсовет о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в 2013 году прокуратурой Шушенского района рассмотрено коллективное обращение жителей с. Каптырево о бесхозяйных объектах ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612 в <адрес>. В ходе проверки установлено, что администрация Каптыревского сельсовета, в границах территории которого находятся бесхозяйные объекты ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612, в нарушение ч.3 ст.225 ГК РФ, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов в органы Росреестра не обращалась. Отсутствие собственника у объектов ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612, отсутствие лица, обеспечивающего их надлежащее содержание, влечет за собой потенциальную угрозу их сохранности, а также нарушает права граждан, проживающих в РФ, которые в соответствии со ст.18 Конституции РФ являются непосредственно действующими.

 Собственником объектов ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612 могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения (ст.213-215 ГК РФ).

 В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

 Учитывая, что данные объекты в государственной собственности Российской Федерации, Красноярского края и муниципальной собственности муниципальных образований не находятся, собственностью граждан и юридических лиц не являются, то есть собственника данное имущество не имеет, поэтому, в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ, является бесхозяйным недвижимым имуществом.

 В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.


В соответствии с п.п.2,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 года № 627), принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества; принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

 25.09.2013 прокурором района по выявленному нарушению главе Каптыревского сельсовета ФИО1 внесено представление.

 22.10.2013 получен ответ на представление, в соответствии с которым, глава Каптыревского сельсовета ФИО1 сообщает, что администрация собирает документы, подтверждающие, что объект ЗТП 10/0,4 кВ № 612 не имеет собственника, а также документы содержащие описание объекта недвижимого имущества.

 30.04.2014 прокурором района проведена проверка, в ходе которой установлено, что до настоящего времени на вышеуказанные объекты не подготовлена техническая документация и с заявлением в Управление Росреестра по Красноярскому краю о постановке на учет бесхозяйных объектов администрация Каптыревского сельсовета не обращалась.

 Таким образом, не оформляя техническую документацию на объекты ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612, не обращаясь в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Каптыревского сельсовета, администрация Каптыревского сельсовета Красноярского края уклоняется от осуществления действий, относящихся к ее компетенции и выполнения правовых предписаний, предусмотренных статьей 225 ГК РФ.

 Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каптыревский сельсовет», в части не оформления технической документации на объекты ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612 и не обращения в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества ВЛ-10кВ и 3T1I 10/0,4 кВ № 612. Обязать администрацию муниципального образования «Каптыревский сельсовет» оформить техническую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества ВЛ-10кВ и ЗТП 10/0,4 кВ № 612.

 Определением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом прокурора от части заявленных требований, прекращено производство по данному делу в части признания незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каптыревский сельсовет» в части не оформления технической документации на объект ЗТП 10/0,4 кВ № 612, не обращения в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет данного объекта бесхозяйного недвижимого имущества; возложении обязанности на ответчика оформить техническую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет данного объекта бесхозяйного недвижимого имущества в связи с досудебным урегулированием спора по данному объекту..

 Старший помощник прокурора Сажина А.В., действующая по поручению прокурора Шушенского района, в судебном заседании требования в части признания незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каптыревский сельсовет» в части не оформления технической документации на объект ВЛ-10кВ, и не обращения в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет данного объекта бесхозяйного недвижимого имущества; возложении обязанности оформить техническую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет данного объекта бесхозяйного недвижимого имущества, поддержала, настаивает на их удовлетворении. Не оформляя техническую документацию на ВЛ-10кВ, не обращаясь с заявлением о постановке на учет как объект бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Каптыревского сельсовета, ответчик уклоняется от осуществления действий, относящихся к его компетенции и выполнения правовых предписаний, предусмотренных ст.225 ГК РФ. Отсутствие лица, обеспечивающего надлежащее содержание, влечет за собой потенциальную угрозу их сохранности.

 Ответчик - глава администрации Каптыревского сельсовета ФИО1 требования прокурора не признал, пояснив, что обязанность постановки сельсоветом на учет электросетей как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, не предусмотрена законодательством. Нигде не говорится, что органы местного самоуправления должны принимать бесхозяйные объекты на свой баланс. В связи с этим, он не видит оснований, чтобы обязать их принимать эти объекты на учет. Сначала граждане устанавливали опоры (высоковольтные линии), потом граждане стали оформлять землю, так было до 2006 года. Линии устанавливал РЭС и местные жители. В то время когда устанавливали опоры в советские времена, никто из жителей был не против, чтобы на их земле стояли опоры. Администрация и так обслуживает эти ВЛ, назначена организация, отвечающая за надежность обеспечения потребителей электрической энергии и без постановки на учет. Для постановки на учет данного объекта нам необходимо провести инвентаризацию, получить кадастровые паспорта.

 Представитель третьего лица администрации Шушенского района, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель третьего лица ОАО «МРСК Сибири» П., действующий на основании доверенности №, пояснил, что бесхозяйная ВЛ-10кВ подключена к сети МРСК на основании Постановления Администрации Каптыревского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени они обслуживают данную линию ВЛ-10 и, следят за ее эксплуатацией, устраняют неисправности.

 Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Начальник Шушенского отдела Управления К. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

 Суд, выслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему:

 Руководствуясь ч.1 ст.46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 Согласно ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 Судом установлено, что на территории Каптыревского сельсовета находится ВЛ-10кВ в <адрес>, и не имеет собственника, то есть является бесхозяйным.

 Доводы главы сельсовета ФИО1 о том, что принятие на учет бесхозяйного имущества является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права. Буквальное толкование положений пункта 3 ст.225 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

 Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

 В материалах дела имеется Постановление Администрации Каптыревского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственной организации за эксплуатацию бесхозяйных электросетей ВЛ 10 кВ и ЗТП/10/-4 кВ №612, которым глава ФИО1 указывает на бесхозяйное имущество и обязывает П/СТ110/35/10 «Каптыревскую « №34 до перехода права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты обеспечивать их эксплуатацию. Тем самым, ФИО1 признает, что на ДД.ММ.ГГГГ данные объекты бесхозяйные.

 Не оформление технической документации на объект ВЛ-10кВ и не обращение в регистрирующие органы с заявлением о принятии данного объекта недвижимости на учет как бесхозяйное имущество, свидетельствуют о невыполнении обязанности администрацией Каптыревского сельсовета, вытекающей из п.3 ст.225 ГК РФ, п.5 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

 Принимая во внимание, что органами местного самоуправления никаких мер для оформления технической документации на объект недвижимого имущества и постановки его на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, не предпринималось, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части объекта ВЛ-10кВ.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Требования прокурора удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каптыревский сельсовет по не оформлению технической документации на объект ВЛ-10кВ и не постановке на учет бесхозяйного объекта ВЛ-10кВ.

 Обязать администрацию муниципального образования Каптыревский сельсовет оформить техническую документацию на объект ВЛ-10кВ и обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта ВЛ-10кВ в срок до 20 августа 2015 года.

 Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы в течение тридцати дней через суд, принявший решение.

 Судья Л.Н. Мальцева

 Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2014

 Решение на 01.09.2014 не вступило в законную силу.