К делу № 2-4589/2023 УИД 23RS0006-01-2023-007203-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«28» ноября 2023 г. г. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Селихова Г.С.,
при секретаре Аванесян А.В.,
с участием истца ФИО1, ее представителя по доверенности ФИО2,
представителей ответчика ОСФР по Краснодарскому краю по доверенностям ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в <...> края, в котором просит признать незаконным решение отдела <...> ОСФР по <...> от <...><...> об отказе в назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав истца путем досрочного назначения трудовой пенсии с <...>. В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с ФЗ № 400-ФЗ от <...> «О страховых пенсиях» в ее трудовой стаж должен учитываться период с <...> по <...>, в который она являлась опекуном и занималась воспитанием ребенка инвалида. <...> отдел установления пенсий <...> ОСФР по <...> принял решение о досрочном установлении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от <...> «О страховых пенсиях». <...> отдел установления пенсий <...> ОСФР по <...> принял решение об отказе в установлении пенсии. Истец не согласна с данным решением, поскольку в соответствии с постановлениями администрации МО <...><...> от <...> и <...> от <...> она назначена опекуном на возмездной основе над ФИО5, <...> г.р., и ФИО6, <...> г.р., которые являются детьми-инвалидами. Согласно вышеуказанным постановлениям истец является опекуном. Также между истцом и администрацией МО <...> заключены договоры о приемной семье <...> от <...> и <...> от <...>, согласно которым истец является приемным родителем приемных детей ФИО5, <...> г.р., и ФИО6, <...> г.<...> действия ответчика нарушающими ее гарантированное право на получение льготной досрочной трудовой пенсии с <...>.
Определением суда от <...> произведена замена ответчика Управления Пенсионного фонда России в <...> края на надлежащего ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <...>.
От представителя ответчика ОСФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО7 поступили возражения на исковое заявление, в которых представитель ответчика просит во избежание незаконного расходования денежных средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование представленных возражений указала, что действующим пенсионным законодательством определен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, к числу которых относятся родители инвалидов с детства, опекуны и лица, являющиеся опекунами инвалидов с детства. Приемные родители не включены законодателем в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию. Семейным кодексом Российской Федерации установлен различный статус приемных родителей и опекунов. Порядок установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, а также требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя), предусмотрены главой 20 Семейного кодекса. Порядок образования приемной семьи и требования, предъявляемые к личности приемного родителя – главой 21 Семейного кодекса. В отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеке, как правило безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение. Государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка. Указанная позиция подтверждена Верховным судом Российской Федерации решением от <...> №ГКПИ08-2132, которым установлено, что для опекуна, который осуществляет свои полномочия на безвозмездной основе, законодателем установлены меры социальной поддержки: отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за обучение подопечного; право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Из приведенных норм следует, что законодательством установлен различный правой статус приемных родителей и опекунов и разные виды государственной поддержки для опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, и для приемных родителей. Согласно материалам выплатных дел <...>М.<...> г.р., и <...>Л., <...> г.р. являются детьми-инвалидами с <...> по настоящее время. Истец ФИО1 является стороной по договору о приемной семье (опекуном на возмездной основе) над детьми-инвалидами М. и Л.. и получает вознаграждение за выполнение своих обязанностей. В результате контрольной проверки выплатного дела ФИО1 выявлено, что правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ не имелось, пенсия по заявлению истца от <...> установлена неправомерно. В связи с чем, отделом установления пенсий <...> ОСФР по <...><...> вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и об отказе в необоснованно установленной досрочной страховой пенсии по старости, с <...> выплата ранее назначенной пенсии была прекращена, о чем истец была своевременно уведомлена письмом от <...> (ШПИ <...> от <...>).
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что у нее есть удостоверение о том, что она назначена опекуном.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что договор о приёмной семье был заключен после вынесения постановлений, согласно которым истец является опекуном. Полагает, что в пенсионном деле истца отсутствуют технические ошибки. Ответчик смешивает два понятия – опекун и приемная семья, при этом истец является опекуном на основании вышеуказанных постановлений и на нее были возложены полномочия опекуна.
Представитель ответчика ОСФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в представленных возражениях
Представитель ответчика ОСФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в представленных возражениях.
Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО1, суд приходит к следующим выводам:
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <...> (далее – Закон о страховых пенсиях).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, и имеющие страховой стаж не менее 15 лет (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. ст. 30 – 33 Закона о страховых пенсиях.
Таким образом, законодатель связывает возникновение у лица права на пенсионное обеспечение с достижением определенного возраста (независимо от возраста) и наличием необходимого страхового (специального) стажа.
Пунктом 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Закона о страховых пенсиях приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Закона о страховых пенсиях, согласно п. 4 которой правила подсчета и подтверждения страхового стажа, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановлений администрации МО <...><...> от <...> и <...> от <...> ФИО1 назначена опекуном на возмездной основе над малолетними М.., <...> г.р., и Л.., <...> г.р., и дети переданы на воспитание в приемную семью ФИО1
Согласно справкам МСЭ-2016 <...> и <...> от <...>, М.., <...> г.р., и Л.., <...> г.р., установлена инвалидность с <...> по категории «ребенок-инвалид».
Решением отдела установления пенсий <...> ОПФР по <...> от <...> ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с 07.12.2022 бессрочно.
Решением отдела установления пенсий <...> ОСФР по <...> от <...> ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с <...>, ввиду отсутствия у заявителя статуса опекуна, осуществляющего свои полномочия на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту: СК РФ), дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Таким образом, согласно абзацу 1 п. 1 ст. 123 СК РФ, опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16); подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).
Приемной семьей, в соответствии со ст. 152 СК РФ, признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.
В судебном заседании установлено, что на основании вышеуказанных постановлений администрации МО <...><...> от <...> и <...> от <...> ФИО1 назначена опекуном над малолетними детьми на возмездной основе, и обязанности, предусмотренные договором о передаче детей на воспитание в приемную семью, исполняются истцом на возмездной основе.
В данном случае отсутствуют законные основания для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии со снижением установленного возраста в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. При этом суд исходит из того, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Так, установление опеки и передача ребенка на воспитание в приемную семью являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение.
Поскольку при заключении договора о приемной семье приемный родитель с органом опеки и попечительства в трудовые отношения в том смысле, который им придается нормами действующего трудового законодательства (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации) не вступает, возникающие отношения на трудовом договоре, заключаемом в соответствии с Трудовым кодексом (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации), не основаны, рассматривать предусмотренные договором о приемной семье и выполняемые истцом обязанности как трудовые функции правовых оснований не имеется.
На вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому для опекуна, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе (не получающего за это материальное вознаграждение), законодателем установлены иные меры социальной поддержки, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии (п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При этом суд учитывает, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Кроме того, Конституционным Судом РФ в Определении № 1365-0-0 от 03.11.2009 года, указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Подпункт 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
В целях обеспечения пенсионных прав опекунов инвалидов с детства и соблюдения принципа справедливой и равной социальной защиты законодателем предусмотрена возможность назначения указанной категории граждан трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии воспитания детей до достижения ими возраста 8 лет и наличия страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин. При этом в интересах обеспечения реального осуществления опекунами своих функций снижение общеустановленного пенсионного возраста для них предусмотрено из расчета на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки над ребенком, являющимся инвалидом с детства, но не более чем на пять лет в общей сложности.
Согласно позиции, изложенной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года № 187-О, от 16 ноября 2006 года № 511-О), само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности досрочного назначения пенсии по старости, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу нуждающихся в повышенной социальной защите граждан, пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (статьи 2 и 7; статья 39, части 1 и 2).
Кроме того, дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с родительскими (опекунскими) обязанностями, на которых не распространяется действие подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с предписаниями статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, относящей защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 4 Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 177н, ФСС РФ № 91 от 16.04.2008», только для опекуна, который осуществляет свои полномочия на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки: отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за обучение подопечного; право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение отдела установления пенсий <...> ОСФР по <...> от <...>, которым ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с 07.12.2022, ввиду отсутствия у заявителя статуса опекуна, осуществляющего свои полномочия на безвозмездной основе, является законным и обоснованным, и отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии - отказать.
Решение изготовлено в окончательной форме 04 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.
Председательствующий: