ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/2013 от 29.11.2013 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

  Дело № 2-458/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 29 ноября 2013 года г. Змеиногорск

 Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Крупского В.Г.,

 с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Андрус А.И., при секретаре Верменичевой Т.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Комитету администрации Змеиногорского района Алтайского края по образованию и делам молодежи, Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитету Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначить компенсацию, взыскании понесенных расходов,

 у с т а н о в и л:

 Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском указав, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>. Имеет педагогический стаж продолжительностью более <данные изъяты> лет, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ей назначены пенсия по выслуге лет.

 Согласно записям в трудовой книжке, архивным документам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) ФИО1 работала в детском саду совхоза «<данные изъяты>», располагавшемся в <адрес>, в качестве <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ). Уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением численности работников.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в комитет по образованию администрации <адрес> с заявлением о предоставлении льгот по возмещению расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения и представила следующие документы: справку о составе семьи, копию паспорта, копию пенсионного удостоверения, договор о передаче квартиры в собственность, копию трудовой книжки.

 Однако, ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении компенсации истице отказано, по причине не предоставления документов подтверждающих пользование данной мерой социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

 Кроме того, в назначении компенсации истице отказано Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в письме от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному основанию, а также в связи с отсутствием педагогического стажа в государственным и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности.

 Между тем, действовавшие в момент назначения ФИО1 пенсии правовые акты, регулирующие порядок предоставления льгот педагогическим работникам, проживавшим и работавшим в сельской местности, не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.

 Так, жилищно-коммунальные льготы для специалистов сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках. Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и

 освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).

 Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для проживающих в сельской местности закреплялось ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, и специально оговаривалось для педагогических работников дошкольных учреждений, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, в разъяснениях постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» (п. 1) и постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» (п. 23). Последний распространил на данную категорию педагогов действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и подп. «б» п. 6 постановления Совета Министров СССР от 04.03.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

 Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакциях действовавших с 23.01.1996).

 Введенный в действие с 01.03.2005 Жилищный кодекс РФ, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В ст. 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

 Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части

 совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

 В Алтайском крае принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - закон Алтайского края), и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 07.12.2009 № 515 и от 29.02.2012 № 99).

 Согласно названным правовым актам в крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.

 В силу ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации при издании органами государственной власти субъектов Российской федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31.12.2004, а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

 Таким образом, действовавшие в момент работы ФИО1 в детском саду совхоза «<данные изъяты>» и ее выхода на пенсию правовые акты не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.

 Учитывая изложенное, а также правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-O-O, согласно которой субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами, отказ органов государственной власти края и органа местного самоуправления является незаконным.

 ФИО1, как имевшая право в период трудовой деятельности на льготы педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогом в сельской местности более <данные изъяты> лет, вышедшая на пенсию по выслуге лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.

 В силу вышеназванных Правил возмещения расходов с 01.01.2005 компенсация предоставлялась органами местного самоуправления или управомоченным им муниципальным учреждением, с 01.01.2012 управлениями социальной защиты населения по месту жительства педагогического работника.

 Согласно п. 1 ст. 3 Закону Алтайского края в редакции, действовавшей до 01.01.2012, и п. 37 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2009 № 515, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета. До выделения средств на указанные цели из федерального бюджета финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из краевого бюджета.

 С 01.01.2012 на основании п. 1 ст. 3 Закону Алтайского края в редакции, действующей с 01.01.2012, п. 45 Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников являются расходными обязательствами Алтайского края.

 При этом ни ранее действовавшее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное прав педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогом членов семьи.

 Просит: 1. Признать незаконным отказ комитета по образованию администрации Змеиногорского района от дата ответа комитета и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

 2. Признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ - даты первоначального обращения в уполномоченный орган.

 3. Взыскать с Управления социальной защиты населения по <адрес> за счет средств <адрес> в пользу ФИО1 затраты на оплату отопления и освещения <адрес>,

 <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

 4. Обязать Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения ФИО1 затраты на оплату отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.

 5. Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня вынесения решения суда.

 Помощник прокурора Андрус А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в части, уточнив их, а именно просил:

 1. Признать незаконным отказ комитета по образованию администрации Змеиногорского района от даты ответа комитета и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

 2. Признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

 3. Взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району за счет средств Алтайского края в пользу ФИО1 затраты на оплату отопления и освещения <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб.

 4. Обязать Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения ФИО1 затрат на оплату отопления и освещения в размере <данные изъяты> руб.

 5. Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня вынесения решения суда.

 ФИО1 суду пояснила, что поддерживает уточненные исковые требования заявленные прокурором по обстоятельствам изложенным в нем, указав, что когда она работала всегда получала льготы, а теперь с нее требуют подтверждение этого. Она обращалась в краевое управление, но ей отказали в предоставлении льгот. Справку которую от не требует предоставить нет возможности в виду того, что совхоз <данные изъяты> ликвидирован.

 В Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району с заявлением о предоставлении льгот так же обращалась, только устно, в ДД.ММ.ГГГГ, ей сказали нужно подтвердить, что раньше ей предоставляли подобные льготы, она обратилась в архив, ей ответили, таких документов нет. В Управлении сказали, что на момент, когда она уходила на пенсию, этот вопрос курировал комитет по образованию, а не Управление по социальной защите населения. Потом она стала писать жалобы на это, однако результатов это не давало, до предъявления иска прокурором.

   Представитель ответчика комитет администрации Змеиногорского района Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. В своем отзыве исковые требования не признал в полном объеме.

 Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В своем отзыве исковые требования не признал в полном объеме, просил суд применить общий срок исковой давности предусмотренный ст. 196 ГК РФ и последствия его пропуска.

 Представитель ответчика комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В своем отзыве исковые требования не признал в полном объеме.

 Представитель третьего лица управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

 Представитель управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району ФИО2 суду пояснила, что полномочия по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края на управления социальной защиты населения возложены постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 г. № 99, которым распространено действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года. Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края разработаны на основании закона Алтайского края от 03.11.2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края».

 Порядок предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер. Истица ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в управление за назначением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не обращалась. Из комитета по образованию, при передаче дел, ее в списках льготников, не было. Отсутствуют сведения о получении истицей ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления, согласно акту приема-передачи документации по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается). В связи с чем, управление считает преждевременным обращением Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах истицы ФИО1 в суд, поскольку не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Отказа в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со стороны управления не имеется, поскольку не имеется обращения ФИО1, следовательно, и привлечение управления в качестве ответчика по иску не правомерно. Права истицы ФИО1 управлением не нарушались. Кроме того, отсутствуют правовые основания для предоставления мер социальной поддержки истице ФИО1, поскольку на момент выхода на пенсию она мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, не пользовалась, что является обязательным условием. Однако даже если бы она и обратилась к ним, то в предоставлении данных льгот ей было бы отказано.

 Управление не является правопреемником краевых и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), само определить ФИО1 право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, не имеет возможности.

 На основании выше изложенного, в иске Змеиногорскому межрайонному прокурору в интересах ФИО1 просит отказать.

 Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

 Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 5\12-22 утверждено Разъяснение «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.

 Согласно п.4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

 Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1.

 Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ были внесены изменения в п.5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании». В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», а именно ст. 47 п. 8 так же было подтверждено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Алтайским краем, как субъектом Российской Федерации, принят Закон Алтайского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в ред. от 27.12.2011 №159-ЗС), согласно которому педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

 В соответствии с п.2 «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

 Из приведенной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, изменялся лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности. Имеющееся у педагогических работников, проработавших более 10 лет в сельской местности, и вышедших на пенсию, право на льготы не отменено.

 Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013г. N 9-П изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.

 Судом установлено, что в соответствии с трудовой книжкой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работала в деском саду совхоза « <данные изъяты>» как в должности <данные изъяты>, так и должности <данные изъяты> вплоть до ее сокращения ДД.ММ.ГГГГг.

 Поскольку истица пользовалась правом на получение выше указанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, то факт того, что она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющемся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.

 В соответствии с ответом комитета по образованию администрации Змеиногорского района от ДД.ММ.ГГГГ., а так же последующими ответами и отзывом комитета по образованию и делам молодежи <адрес>, ФИО1 было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что ею не были представлены все необходимые документы для ее назначения, в том числе, в частности, документ подтверждающий то, что она пользовалась льготами на момент выхода на пенсию.

 Суд полагает, что ФИО1 работая педагогом в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ, имела право на получение указанных мер поддержки и до принятия Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156 и до издания Приказа Главалтайсоцзащиты от 01.12.2009 N 220 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Социальная поддержка отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, путем предоставления ежемесячных денежных выплат", при этом ее право или его отсутствие не обуславливалось, наличием или отсутствием документа подтверждающего получение льготы в период трудовой деятельности до выхода на пенсию, в связи с чем ФИО1 была вправе рассчитывать на их получение после выхода на пенсию, учитывая что данные льготы не отменены и на настоящее время.

 Как установлено судом оспариваемый прокурором отказ Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, был мотивирован тем, что отсутствовало два условия предоставления компенсаций: наличия стажа работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки.

 Рассматривая данную мотивировку, суд считает, как уже было указано выше, что работа ФИО1 в детском саду, который был на балансе сельхозпредприятия, не влияет на ее право в получение данных компенсаций.

 Судом так же было установлено, что педагогический стаж истицы составляет свыше <данные изъяты> лет, в том числе на момент ее первичного обращения в уполномоченные органы, что подтверждается ее трудовой книжкой.

 Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 суду пояснила, что ранее в период существования <данные изъяты> «<данные изъяты>» затем <данные изъяты> на балансе которого и находился детский сад, в котором работала ФИО1, она занималась бухгалтерией в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ее вопросы входила так же деятельность по начислению и удержанию из заработной платы работников <данные изъяты> средств за пользование отоплением и электричеством, водой. При этом, данные удержания делались из зарплаты всех работников не пользующихся льготами. ФИО1 же как работник детского сада т.е. педагог в сельской местности и его директор, данной льготой пользовалась, т.е. не платила за свет и отопление, данные расходы <данные изъяты> компенсировались потом из районного бюджета. Данной льготой ФИО1 пользовалась вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года когда детский сад закрыли а всех работников, в том числе и ее сократили.

 С учетом изложенного суд полагает, что доводы ответчиков в той части, что ФИО1, как педагог в сельской местности не пользовалась на момент ее выхода на пенсию, а так же на момент ее сокращения в ДД.ММ.ГГГГ мерами социальной поддержки не нашли свое подтверждение. В обоснование своих доводов и возражений в данной части, ответчиками ни чего суду предоставлено не было.

 Кроме того, истцом заявлено к взысканию с ответчика <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. затрат на оплату отопления дома расположенного по <адрес> <адрес>.

 Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 В силу ст.1 Закона Алтайского края от 03.11.2005 г. №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

 Согласно Правилам предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (п.1).

 Компенсация данным педагогическим работникам предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства (п.3).

 Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (п.4).

 Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства (п.5).

 Таким образом, в силу требований вышеназванного закона компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.

 Истицей представлены суду, в подтверждение своих расходов на отопление жилого помещения в котором она проживает, в соответствии с которыми она понесла расходы на отопление в размере <данные изъяты>

   Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг ФИО1 обращалась в комитет по образованию Администрации Змеиногорского района о предоставлении компенсаций по расходам по оплате жилого помещения, отопления, освещения. Администрации Змеиногорского района в этом ФИО1 отказало, что свидетельствует из писем и ответов за ДД.ММ.ГГГГ

 ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было отказано в этом и Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 Представитель ответчика управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району ФИО2, не смотря на ее доводы о том, что ФИО1 к ним не обращалась, в судебном заседании пояснила, что даже если бы ФИО1 и обратилась ей было бы отказано, по тем основаниям, которые она уже изложила суду, и по которым ей отказывали ранее.

 Таким образом, суд полагает, что уполномоченные государственные органы, а именно: ранее, комитет по образованию Администрации Змеиногорского района; управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, препятствовали ФИО1 получать положенную ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. В результате чего, ФИО1 была лишена положенной ей компенсации. В связи с чем суд полагает, что ФИО1 понесла убытки, т.е. расходы по оплате услуг отопления.

 Вышеназванные расходы подтверждаются представленными ФИО1 суду квитанциями: квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.; Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> руб.;

 Сомнения представителя ответчика в квитанциях от ДД.ММ.ГГГГ. в части того что оплата согласно квитанции произведена в <данные изъяты> а не <данные изъяты> или <данные изъяты> судом во внимание не принимается поскольку основание платежа указано как за « <данные изъяты>» сумма платежа соотносится с последующими в <данные изъяты> в связи с чем суд полагает, что была допущена описка.

 Суд учитывает заявленное представителем ответчика ходатайство о пропуске истцом сроков исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.

 Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

 В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

 Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

 С учетом заявленных исковых требований, учитывая, что прокурором в пользу истицы заявлено к взысканию сумма ущерба, которая образовалась в период с ДД.ММ.ГГГГ суд полагает, что в части возмещения ущерба срок исковой давности не истек.

   Таким образом, суд полагает, что заявленная истцом сумма ущерба подлежит взысканию в полном объеме.

 Суд так же учитывает, что заявление о применении исковой давности, сделанное одним из соответчиков, (т.е. Главного управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), не распространяется на других соответчиков, в том числе и при солидарной обязанности (ответственности).

 При этом прокурор просит признать незаконным отказ Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ т.е. на момент рассмотрения дела в суде, общий срок исковой давности не прошел.

 Остальные ответчики применить последствия истечения срока исковой давности не просили.

 Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов

 местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в качестве представителя ответчика выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

 В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

 Пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Так, согласно приложению 10 к закону Алтайского края от 28.11.2011 № 156-ЗС «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», приложению 9 к закону Алтайского края от 03.12.2012 № 90-ЗС «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне указано в ведомственной структуре расходов на 2012-2013 годы как главный распорядитель средств краевого бюджета в отношении расходов по обеспечению мер социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности.

 Согласно Положению о Главном управлении Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденному постановлением Администрации края от 30.06.2010 №285, Главалтайсоцзащита организует социальную поддержку определенных действующим законодательством Российской Федерации категорий граждан в рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации; готовит расчеты и обоснования, бюджетные заявки, необходимые для выделения ассигнований из федерального и краевого бюджетов на финансирование мероприятий в установленной сфере деятельности; является главным распорядителем, получателем и администратором средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание Главного управления, территориальных органов и подведомственных учреждений, а также на реализацию возложенных на Главное управление полномочий.

 Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств, относительно предмета спора, является главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 С учетом изложенных требований суд полагает, что исковые требования к комитету администрации Алтайского края по финансам налоговой и кредитной политике являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 Кроме того, суд полагает, что прокурором и ФИО1 заявленные требования в части взыскания сумм затрат на освещение не нашли своего подтверждения, так как стороной истца квитанции были представлены только на оплату отопления, в связи с чем взыскивать какие либо суммы по оплате освещения с ответчиков у суда нет.

 Таким образом, с учетом изложенного суд полагает, что исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 следует удовлетворить частично.

 Следует признать незаконным отказ комитета по образованию администрации Змеиногорского района от ДД.ММ.ГГГГ. и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

 Следует признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

 Взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району за счет средств Алтайского края в пользу ФИО1 затраты на оплату отопления дома расположенного по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

 Обязать главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения ФИО1 затраты на оплату отопления в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

 Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГГГг.

 В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

 В удовлетворении исковых требований к комитету Администрации Алтайского края по финансам налоговой и кредитной политике отказать в полном объеме.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ комитета по образованию администрации Змеиногорского района от ДД.ММ.ГГГГ и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

 Признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

 Взыскать с Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району за счет средств Алтайского края в пользу ФИО1 затраты на оплату отопления дома расположенного по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>

 Обязать главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне выделить денежные средства Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району для возмещения ФИО1 затраты на оплату отопления в размере <данные изъяты>.

 Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГГГг.

 В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

 В удовлетворении исковых требований к комитету Администрации Алтайского края по финансам налоговой и кредитной политике отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Председательствующий судья Крупский В.Г.

 Решение в окончательной форме изготовлено 3 декабря 2013г.

 Председательствующий судья Крупский В.Г.