ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-459/2014 от 13.05.2014 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Г. Слюдянка

     13 мая 2014г. Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,

 при секретаре Мишиной Г.Н.,

 с участием заявителя прокурора Слюдянского района в лице помощника прокурора Гайдай Ю.Н,

 органа, чьи бездействия обжалуется, Администрация Култукского городского поселения Слюдянского района в лице представителя по доверенности б/н от 05.08.2013 г. ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-459/2014 по заявлению прокурора Слюдянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Култукского муниципального образования Култукское городское поселение, обязании поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса в границах Култукского городского поселения,

 у с т а н о в и л :

 В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральных законов « Об охране окружающей среды», « О государственном кадастре недвижимости», а также лесного законодательства и законодательства о противодействии возникновению пожаров в лесах администрация не исполняет обязанности по охране и защите лесов, не осуществляет кадастровый учет лесных участков. Сведения о целевом назначении данных земель в государственный кадастр недвижимости не внесены, что влечет нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 4, ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ.

 Поэтому прокурор просит обязать администрацию поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены « городские леса» площадью 23, 2 га и участки, занятые лесом, расположенные вне границ населенных пунктов площадью 22985,7 га.

 В судебном заседании прокурор Гайдай Ю.Н. поддержала заявленные требования с учетом уточнений, дополняя, что в силу характера и объема предстоящих работ по лесоустройству возможно обязать администрацию устранить допущенное бездействие путем постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены городские леса в границах Култукского городского поселения, в срок до 31.12.2015г.

 Представитель администрации ФИО1 не возражал против удовлетворения заявленных требований, о чем представил письменное заявление указывая, что в границах поселения существуют разрозненные участки городских лесов. Согласно данным учета их площадь составляет 35,9 га. Землеустроительные и кадастровые работы в отношении территории городских лесов Култукского муниципального образования запланированы. С учетом предстоящего объема работ и необходимости запланировать в бюджете соответствующие расходы на указанные работы исполнить судебное решение в полном объеме будет возможно не ранее декабря 2015 года.

 Выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

 Наличие лесных участков в административных границах Култукского городского поселения не оспаривалось представителем Администрации ФИО1 и подтверждается материалами дела, в частности генеральным планом и правилами землепользования и застройки Култукского муниципального образования Слюдянского района, утвержденного решением Думы от 29.08.2013г. № ***.

 Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

 В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

 При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

 Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

 По смыслу пунктов 19 и 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - также Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля.

 Аналогичное положение закреплено в Уставе Култукского муниципального образования ( ст. 6 п. 1.20, п. 1.31).

 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесено владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1).

 Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

 Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № ***.

 Согласно Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

 Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

 В ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

 Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

 Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

 Согласно ч. 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

 Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

 Частью 5 ст. 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2011 N 22684).

 Вместе с тем, в муниципальную собственность городские леса Култукского городского поселения не оформлены. Кадастровый учет в отношении земельных участков под городскими лесами не проводился; земельные участки, на которых расположены городские леса на территории поселения, не индивидуализированы (не сформированы).

 Оформление права собственности поселения на лесные участки, находящиеся в границах поселения, необходимо в целях реализации Култукским муниципальным образованием прав собственника в отношении данных территорий, в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов.

 Невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесным кодексом РФ, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности.

 Отсутствие в реестре муниципальной собственности лесных участков свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом.

 Для определения местоположения и границ данных лесных участков прокурором заявлены требования о проведении кадастровых работ и постановке земельных участков, на которых расположены городские леса, на государственный кадастровый учет.

 При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 1 ст. 258 ГПК Российской Федерации,

 Р е ш и л :

 Заявленные требования прокурора Слюдянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Култукского муниципального образования Култукское городское поселение, обязании поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса в границах Култукского городского поселения удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации Култукского городского поселения, выразившееся в непостановке на кадастровый учет городских лесов, расположенных в границах муниципального образования.

 Обязать администрацию Култукского городского поселения в срок до 31 декабря 2015 г. поставить на кадастровый учет городские леса, расположенные в границах Култукского муниципального образования.

 Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.

 Судья: