дело № 2-4617/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 23 декабря 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Волковой Т.Д.,
при секретаре судебного заседания Байлуковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором с учетом уточнений просит взыскать солидарно с ответчиков сумму ущерба в размере 201700 рублей, сумму расходов по оценке в размере 6000 рублей, по оплате услуг представителя 20000 рублей, по оплате государственной пошлины 5217 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что 3 августа 2021 года по адресу: <адрес> в результате падения дерева ее транспортному средству истца <данные изъяты>, причинены механические повреждения. Поскольку автомобиль в момент падения дерева находился на участке, относящемся к собственности муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола», а дерево росло на газоне, относящемуся к неразмежеванному земельному участку, ответственными за причиненный ей ущерб является муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице администрации и Управление городского хозяйства администрации городской округ «Город Йошкар-Ола».
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя ФИО2 Последний в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на отсутствии на стороне истца грубой неосторожности.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ Город Йошкар-Ола» по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на иск и дополнениям к нему, указав, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации городской округ «Город Йошкар-Ола» ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагая Управление ненадлежащим ответчиком.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником автомобиля <данные изъяты> что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства.
3 августа 2021 года в период времени с 12 часов 30 минут до 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>, б<адрес>, в результате падения дерева транспортному средству истца причинены механические повреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются копией материала КУСП <номер>, в том числе заявлением ФИО1, ее объяснениями, фототаблицами, а также рапортом УУМ УМВД России по г. Йошкар-Оле от <дата>.
Согласно заключению <номер>, изготовленному индивидуальным предпринимателем ФИО5, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет без учета износа заменяемых деталей 201700 рублей.
Факт и обстоятельства причинения вреда имуществу истца, размер причиненного вреда автомобилю истца не оспорены ответчиками.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Из вышеуказанных обстоятельств с учетом приведенного правового регулирования следует, что за причиненный истцу ущерб ответственно муниципальное образование городской округ «Город Йошкар-Ола», на территории которого произошло спорное происшествие.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 51 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, принятого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года № 21-VII (далее – Устав городского округа «Город Йошкар-Ола»), администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
Согласно пункту 25 статьи 53 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 год (Приложение № 7 к решению Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23.12.2020 N 166-VII) в качестве главного распорядителя бюджетных средств выступает администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».
Исходя из системного анализа приведенного выше законодательства суд приходит к выводу о возложении обязанности по возмещению ущерба, причиненного истцу, на муниципальное образование «Городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Доводы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что организация благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» отнесена к задачам Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», и поэтому за причиненный истцу вред ответственен указанный ответчик, подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу пункта 10.3 Правил благоустройства уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение, повреждение газона и естественного травяного покрова разрешаются в соответствии с пунктом 10.4 Правил благоустройства в случае проведения санитарных рубок и конструкции зеленых насаждений (а также в связи с их аварийным состоянием).
Пунктом 10.4 указанных Правил установлено, что уничтожение, повреждение и реконструкция зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, разрешается производить при наличии согласования с комитетом экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», полученного в установленном порядке.
В соответствии со статьей 16 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории ГО «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 июня 2011 года №279-V, функции контроля за использованием, охраной и защитой зеленых насаждений осуществляет администрация городского округа «Гор Йошкар-Ола» в лице специального уполномоченного органа по охране зеленых насаждений, под которым понимается уполномоченное главой администрации структурное подразделение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Причинно-следственную связь между бездействием публично-правового образования и фактом причинения ущерба является установленной, поскольку сам факт падения дерева свидетельствует о бездействии органов и должностных лиц местного самоуправления по предотвращению соответствующих событий.
В соответствии с частью 2 статьи 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Согласно подпункту 10 пункта 10.5 Правил на газонах и других озелененных территориях запрещается осуществлять стоянку автотранспортных средств.
Как следует из представленных в материалы дела фотографий места происшествия, спорный автомобиль был припаркован ФИО1 на газоне, в непосредственной близости от деревьев, что не только не исключало, но и способствовало повреждению ее автомобиля в результате падения дерева или его ветвей.
Кроме того, согласно сведениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по данным метеостанции Йошкар-Ола 3 августа 2021 года наблюдались во второй половине дня ливневой дождь, гроза, порывы юго-западного ветра 13 м/с, температура воздуха днем 24-34 градуса. По данным авиаметеорологической станции Йошкар-Ола 3 августа 2021 года в период времени с 14-48 по 14-54 наблюдался очень сильный ветер западный, юго-западный, порывы 25 м/с. В связи с этим 3 августа 2021 года дежурным синоптиком дано предупреждение о сильном ветре порывы 15-20 м/с, ливни, грозы, град. Согласно РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений", введенный в действие Приказом Росгидромета от 16 октября 2008 года № 387, очень сильный ветер 25 м/с и более относится к опасным явлениям природы.
С учетом приведенных обстоятельств оставления истцом автомобиля в непредусмотренном для этого месте, оставления ею без внимания сообщений соответствующих служб о надвигающихся опасных природных явлениях и возможности наступления неблагоприятных природных последствий суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 грубой неосторожности, находящейся в причинно-следственной связи с причинением ей материального ущерба. Как следствие, суд приходит к выводу об уменьшении размера возмещения, подлежащего взысканию с администрации в пользу истца на 40%, соответствующих степени вины самого истца в причинении ей спорного материального ущерба.
Таким образом, с учетом установленной судом степени вины сторон, с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 121020 рублей (201700 рублей х 60%)
Истцом за проведение экспертизы уплачена сумма 6000 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеками.
Учитывая, что данные расходы понесены истцом с целью восстановления нарушенного права на возмещение ущерба, указанная сумма также подлежат взысканию с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу ФИО1 пропорционально удовлетворенным требованиям 3600 рублей (6000 рублей х 60%).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 20000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 16 августа 2021 года, квитанцией.
Оценивая продолжительность времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, исследовав условия договора оказания юридических услуг, заключенного между истцом и представителем, продолжительность рассмотрения и сложность дела, положения статьи 98 ГПК РФ, частичное удовлетворение исковых требований, суд полагает заявленный размер судебных расходов неразумным, и подлежащим снижению пропорционально удовлетворенным требованиям, до 6000 рублей.
Исходя из удовлетворенных требований, согласно статьи 98 ГПК РФ, сумма государственной пошлины в размере 3130 рублей 20 копеек, соответствующая объему подлежащих удовлетворению требований истца, подлежит взысканию с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
взыскать с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу ФИО1 в возмещение ущерба 121020 рублей, в возмещение расходов по оценке 3600 рублей, расходов по оплате услуг представителя 6000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины 3130 рублей 20 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Д.Волкова
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021 года.
Решение11.01.2022