ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/17 от 10.01.2017 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-461/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2017 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Сим О.Н.

при секретаре Вашлаевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сахалинской области в интересах Российской Федерации к К.Н, Б.Н, Региональному фонду социально – экономического развития «Сахалин XXI век» о применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с указанным иском к К.Н, о применении последствий недействительности ничтожной сделки по дарению некоммерческой организацией Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век» К.Н денежных средств в сумме <данные изъяты>, в рамках оплаты по договору купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с К.Н в доход Российской Федерации <данные изъяты>, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Б.Н и К.Н заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>.

Согласно п. 1.1. договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора вышеуказанное недвижимое имущество – квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из двух комнат, общей площадью <данные изъяты>., расположенную в многоквартирном доме, соответствующую требованиям, предъявляемым к техническому – санитарному состоянию.

В силу п.п. 2.1., 2.2. договора стоимость продаваемой квартиры составляет <данные изъяты>, оплата стоимости указанной квартиры будет производиться покупателем в течение тридцати банковских дней с момента регистрации настоящего договора и перехода права в Холмском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.

Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за номером

ДД.ММ.ГГГГК.Н обратилась в адрес руководителя некоммерческой организации Региональный фонд социально – экономического развития Сахалин XXI век» (, <адрес>М.А с заявлением об оказании ей материальной помощи в размере <данные изъяты> для приобретения в свою собственного жилого помещения (квартиры) в <адрес> в связи с переездом на работу и постоянное место жительства в <адрес> с перечислением денежных средств на банковский счет продавца Б.Н – в отделение ОАО «<данные изъяты>», лицевой счет .

ДД.ММ.ГГГГ Фондом на основании платежного поручения с банковского счета Фонда , открытом в <данные изъяты>», на банковский счет Б.Н, открытом в отделении ОАО «<данные изъяты>» (<адрес>), перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>.

В результате совершенной сделки купли-продажи недвижимого имущества К.Н с учетом незаконного полученного дохода (подарка), приобретено в собственность указанное жилое помещение.

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность исполняющей обязанности первого заместителя главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>».

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н уволена с муниципальной службы по соглашению сторон (п.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н принята на муниципальную службу и назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы первого вице-мэра муниципального образования «<данные изъяты>».

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию (п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха транспортных средств и иные вознаграждения).

Законом Сахалинской области от 06.07.2007 № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» предусмотрено, что реестр должностей муниципальной службы в Сахалинской области – перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиями муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Сахалинской области (приложение 1).

Первый заместитель главы администрации относится к высшей группе должностей муниципальной службы в администрации муниципального района (городского округа) (подраздел 1 раздела 2 приложения 1).

Таким образом, К.Н в период с 03.10.2011 по 10.10.2013г на момент подачи заявления, перечисления денежных средств и заключения договора купли-продажи квартиры, являлась муниципальным служащим, и на неё распространялись ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации, в части запрета на получение в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Она, являлась первым заместителем главы администрации муниципального образования МО «<данные изъяты>» и будучи обязанной соблюдать имеющиеся запреты, налагаемые в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства на муниципальных служащих, получила в период января – февраля 2012 года, в связи со своим должностным положением от Фонда вознаграждение (подарок) в виде денежных средств в размере <данные изъяты>.

В силу ст. 169 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ) сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскивать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

Сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 ГК РФ (двухсторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить последствия, установленные законом.

Получение К.Н денежных средств в размере <данные изъяты>, в качестве вознаграждения (подарка) в связи с должностным положением, свидетельствует о её заведомо противной основам правопорядка или нравственной деятельности.

Прокурор Сахалинской области просил применить последствия недействительности ничтожной сделки по дарению некоммерческой организацией Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век» К.Н денежных средств в сумме <данные изъяты>, в рамках оплаты по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать с К.Н в доход Российской Федерации <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ. Анивским районным судом в рамках подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве истца привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства в Сахалинской области.

Определением Анивского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано по подсудности в Южно-Сахалинский городской суд.

ДД.ММ.ГГГГ. в рамках подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечен Б.Н в качестве 3-х лиц на стороне ответчика привлечены Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век», Т.В

ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве соответчика был привлечен Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век».

В судебном заседании старший прокурор Сахалинской области Е.А исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниями. Просил иск удовлетворить.

Указал также, что срок исковой давности прокурором не пропущен, так как о нарушении интересов Российской Федерации прокурор Сахалинской области узнал из рапорта прокурора отдела по надзору за уголовно процессуальной и оперативно розыскной деятельностью органов безопасности и госнаркоконтроля С.АДД.ММ.ГГГГ., который в свою очередь получил сведения о незаконной сделке от следователя следственного отдела Управления ФСБ России по Сахалинской области Г.АДД.ММ.ГГГГ

Настаивал на исковых требованиях только к К.Н, не желал заявлять требования к Региональному фонду социально – экономического развития «Сахалин XXI век» и Б.Н

Ответчик К.Н и ее представитель Т.Е, действующий по доверенности, исковые требования не признали в полном объеме.

Ответчик пояснила, что не нарушала основы правопорядка и нравственности, ничего противоправного не сделала, была приглашена на работу в другой городской округ. В связи с отсутствием жилья мэр администрации Холмского ГО предложил ей написать заявление в Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век для выделения материальной помощи. В ноябре – декабре ДД.ММ.ГГГГ она лично обратилась с заявлением об оказании материальной помощи в Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век» для выделения ей денежных средств. Также ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор купли-продажи квартиры с Б.Н, оплата по которому была перечислена последнему в январе 2012 года самим Фондом. О запрете, установленном законодательством для муниципальных служащих получать в связи с должностным положением вознаграждение и подарки от физических и юридических лиц, ей было известно. Указала, что прокурором пропущен срок исковой давности. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Т.Е, действующий по доверенности в деле, с исковыми требованиями также не согласился. Пояснил, что источником формирования доходов Регионального фонда социально – экономического развития «Сахалин XXI век» являются поступления от физических и юридических лиц. Денежные средства фонда не находятся в государственной собственности РФ. Средства из государственного бюджета для осуществления отдельных проектов, программ и мероприятий в указанный фонд не поступали. Таким образом, формирование и исполнение бюджета фонда не осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ и, следовательно, отсутствуют нарушения имущественных и иных прав и законных интересов РФ. Кроме того, поскольку государство не является собственником средств Регионального фонда социально – экономического развития «Сахалин XXI Век», то прокурор не вправе на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращаться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав.

Указал, что истец, апеллируя доводами относительно дарения денежных средств К.Н, не представил сам договор дарения, который должен быть обязательно заключен в письменной форме.

Также просил применить последствия пропуска срока на обращение в суд, поскольку денежные средства были выделены Региональным фондом ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок исковой давности для предъявления иска истек ДД.ММ.ГГГГ и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Президент Регионального фонда социально – экономического развития «Сахалин XXI век» - М.А с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» обратился в Региональный фонд за оказанием помощи конкретному лицу-К., указав о том, что она является членом Центра и нуждается в улучшении жилищных условий. Вопросы о предоставлении материальной помощи отдельным лицам и организациям решались на заседаниях Попечительского совета Фонда, во главе которого находился губернатор Сахалинской области Х.А Протокол заседания попечительского совета Фонда о выделении денежных средств «<данные изъяты>» он предоставить не может, поскольку вся документация изымалась следствием, в связи с возбуждением уголовного дела. Дату и номер протокола он также назвать не может. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Сахалинской области, третье лицо на стороне ответчика Тен В.А., в судебное заседание вызвались и не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Ответчик Б.Н извещался судом неоднократно по известному суду <адрес>1. Заказная корреспонденция возвратилась в адрес суда с отметкой « истек срок хранения».

Согласно п. 68. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Статья 165.1 ГК РФ «Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик уклоняется от получения извещений о рассмотрении иска. С учетом изложенного суд полагает, что ответчик является надлежаще извещенным и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика Б.Н

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Нормами статьи 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья. Прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.01.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), контрольно – счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно указанного закона местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Законом Сахалинской области от 06.07.2007 № 78 – ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы Сахалинской области» предусмотрено, что реестр должностей муниципальной службы в Сахалинской области – перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и местных традиций. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Сахалинской области (приложение 1).

Заместитель главы администрации относится к высшей группе должностей муниципальной службы в администрации муниципального района (городского округа) (подраздел 1 раздела 2 приложения 1).

В соответствии с действовавшим в период с 2011 – 2012 п. 3 ч. 1 ст. 23 Устава муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденного Решением Собрания муниципального образования «<данные изъяты>» от 17.12.2009 № ? - 31 ( в ред. От 01.12.2011 № 36/4-648), структуру органов местного самоуправления «Холмского городского округа» составляет исполнительно – распорядительный орган <данные изъяты> (местная администрация) – администрация муниципального образования (<данные изъяты>).

Согласно ч. 1 ст. 25 Устава, должностными лицами местного самоуправления в Холмском городском округе признаются выборные либо заключившие контракт (трудовой) договор лица, наделенные исполнительно – распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления Холмского городского округа.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 25 Устава должностными лицами местного самоуправления в Холмском городском округе является в Администрации – глава Администрации, первый заместитель главы Администрации, заместители главы Администрации, а также руководители, заместители руководителей органов Администрации, обладающие правом юридического лица.

Согласно действовавшим в период 2012 – 2012 гг. положений подпунктов 1,10,11, 12 части 1 статьи 9 положения «О муниципальной службе в муниципальном образовании «<данные изъяты>», утвержденного Решением Собрания муниципального образования «<данные изъяты>» от 12.05.2010 № 10/4-127, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные – правовые акты Сахалинской области, Устав Холмского городского округа и иные нормативно – правовые акты органов местного самоуправления Холмского городского округа и обеспечивать их исполнение (п.п. 1); соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами (п.п. 10); сообщать представителю нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (п.п. 11); избегать конфликтов интересов и исключать действия, связанные с влиянием каких – либо личных, имущественных (подарки, вознаграждения и т.п.) и иных интересов, которые могут оказать влияние на его независимость и честность (п.п. 12).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

В силу п.п. «а» пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 273 – ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ») под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Частью 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Пунктом 3 части 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, К.Н назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность исполняющей обязанности первого заместителя главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>».

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>».

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н уволена с муниципальной службы по соглашению сторон (п.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н принята на муниципальную службу и назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы первого вице-мэра муниципального образования «<данные изъяты>».

Распоряжением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГК.Н уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию (п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, К.Н в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала муниципальную должность и на нее в указанный период распространялись ограничения, установленные вышеуказанным законодательством для муниципальных служащих.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Б.Н ( Продавец) и К.Н (Покупатель) был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты>..

Согласно п. 1.1. договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора вышеуказанное недвижимое имущество – квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из двух комнат, общей площадью <данные изъяты>., расположенную в многоквартирном доме, соответствующую требованиям, предъявляемым к техническому – санитарному состоянию.

В силу п.п. 2.1., 2.2. договора стоимость продаваемой квартиры составляет <данные изъяты>, оплата стоимости указанной квартиры будет производиться покупателем в течение тридцати банковских дней с момента регистрации настоящего договора и перехода права в Холмском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области. Договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за номером .

Как следует из материалов регистрационного дела правоустанавливающих документов по объекту, расположенному по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ между Б.Н и К.Н подписан акт приема – передачи спорной квартиры.

Судом также установлено и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГК.Н обратилась в адрес руководителя некоммерческой организации Региональный фонд социально – экономического развития Сахалин XXI век» (ИНН , <адрес>, офис 209) М.А с заявлением об оказании ей материальной помощи в размере <данные изъяты> для приобретения в свою собственного жилого помещения (квартиры) в <адрес> в связи с переездом на работу и постоянное место жительства в <адрес> с перечислением денежных средств на банковский счет продавца Б.Н – в отделение ОАО «<данные изъяты>», лицевой счет 42.

Кроме того, о выделении денежных средств К. на приобретение жилого помещения в Фонд обратилась Автономная некоммерческая организация Эстетический центр «Гармония», что не оспаривалось в судебном заседании представителем Регионального фонда социально – экономического развития Сахалин «XXI век» М.А

Согласно сведений, предоставленных АНО Эстетический центр «Гармония» ДД.ММ.ГГГГ., К.Н не являлась членом некоммерческой организации. В ДД.ММ.ГГГГ по просьбе бывшего начальника секретариата губернатора Б.А руководитель Эстетического центра «Гармония» С.Е обратилась с ходатайством в Региональный фонд социально – экономического развития Сахалин XXI век» о выделении средств для приобретения жилья К.Н

ДД.ММ.ГГГГ Фондом на основании платежного поручения с банковского счета Фонда , открытом в <данные изъяты>», на банковский счет Б.Н, открытом в отделении ОАО «<данные изъяты>» (<адрес>), перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГК.Н получено свидетельство о государственной регистрации права на квартиру по <адрес> ( запись о регистрации ).

Таким образом, в результате совершенной сделки купли-продажи недвижимого имущества, К.Н, посредством полученных от Фонда в дар денежных средств в сумме <данные изъяты>, приобретено в собственность жилое помещение.

Суд полагает, что получение К.Н - мунициапльной служащей, в дар от Фонда денежных средств сумме <данные изъяты> для приобретения жилого помещения, является нарушением действующих для муниципальных служащих ограничений на получение подарков от физических и юридических лиц в связи с должностным положением и действия.

Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

В соответствии с п. 85 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.

Таким образом, для применения статьи 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при её совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.

Получение К.Н денежных средств в размере <данные изъяты> в качестве вознаграждения (подарка) в связи с должностным положением, свидетельствует о её умышленных действиях, заведомо противных основам правопорядка, то есть установленных государством основополагающих норм об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, направленных на соблюдение и уважение такого устройства, обеспечение соблюдения правовых предписаний и защиту прав и свобод граждан,.

Совершение сделок, противных основам правопорядка и нравственности, нарушает интересы Российской Федерации и такая сделка является ничтожной.

В связи с изложенным требования прокурора Сахалинской области о применении последствий недействительности ничтожной сделки по дарению некоммерческой организацией Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век» К.Н денежных средств в сумме <данные изъяты>, в рамках оплаты по договору купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с К.Н в доход Российской Федерации <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика К.Н, представителя ответчика Т.Е о том, что прокурором Сахалинской области пропущен срок исковой давности, суд отклоняет в силу следующего.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу положений статей 196, 197 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. При этом для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные.

В силу ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Из материалов дела следует, что Прокурор Сахалинской области узнал о проведении незаконной сделки, где в качестве одной из сторон выступала К.Н лишь ДД.ММ.ГГГГ, когда получил информацию от прокурора отдела по надзору за уголовно процессуальной и оперативно розыскной деятельностью органов безопасности и госнаркоконтроля С.А о незаконной сделке. Таким образом, поскольку прокурор не является стороной по сделке, то срок исковой давности по настоящему иску прокурора Сахалинской области начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным довод стороны ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности является несостоятельным и подлежит отклонению.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Б.Н и Региональный Фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век». Между тем в судебном заседании прокурор отказался заявлять требования к указанным ответчикам и настаивал на исковых требованиях только к К.Н

Поскольку данные ответчики были самостоятельно привлечены судом, исходя из характера спорного правоотношения, а прокурор к ним требования не заявляет, в отношении данных ответчиков иск подлежит отклонению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора Сахалинской области заявленные в интересах Российской Федерации к К.Н, о применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки по дарению некоммерческой организации Региональный фонд социально – экономического развития «Сахалин XXI век» К.Н денежных средств в сумме <данные изъяты>, в рамках оплаты по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с К.Н, в доход Российской Федерации <данные изъяты>, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований Прокурора Сахалинской области в интересах Российской Федерации к Б.Н, Региональному фонду социально – экономического развития «Сахалин XXI век» о применении последствий недействительности сделки- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд, через Южно-Сахалинский городской суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 16 января 2017 года

Председательствующий судья О.Н.Сим