Дело № 2-461/2021 27RS0020-01-2021-001276-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,
с участием:
- процессуального истца – помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Шайтанова А.С.,
при секретаре Исаченковой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» о запрете эксплуатации полигона размещения твердых коммунальных отходов, обязании произвести рекультивацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в результате проверки исполнения в аэропорту Николаевск-на-Амуре законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения воздушного законодательства, выразившиеся в эксплуатации вблизи аэропорта полигона по размещению и захоронению отходов производства и потребления. Согласно п.1 ст.14 Воздушного Кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. В соответствии с положениями ч.2, ч.3 ст.47 ВК РФ установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Во исполнение требований ст.47 ВК РФ в целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства разработаны правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. № 1460 (далее по тексту – Правила). Согласно п.1 Правил определяется порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации. В соответствии с пп. «е» п.2 Правил на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. В соответствии с пп. «д» п.3 Правил выделение следующих подзон осуществляется: шестая подзона - по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория аэродрома Николаевск-на-Амуре установлена приказом ДВ МТУ Росавиации от 20.08.2020 г. № 211-п. Внешняя граница шестой подзоны определена радиусом 15 км от контрольной точки аэродрома. Как указано в иске, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома. Как установлено проверкой, в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 13 км от аэропорта Николаевск-на-Амуре на земельном участке с кадастровыми номером 27:10:0010134:239 расположен полигон размещения твердых коммунальных отходов, на котором происходило складирование, в том числе пищевых, привлекающих колонии птиц, отходов, что подтверждается актом Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры от 05.04.2021 г. с фотоматериалами, отчетом об эколого-орнитологическом обследовании аэродрома и приаэродромной территории от 29.11.2019 г. Согласно ответу администрации Николаевского муниципального районам следует, что существующая свалка твердых коммунальных отходов является исторически сложившимся местом размещения отходов, в Государственном реестре объектов размещения отходов не состоит, проведение рекультивации свалки на сегодняшний день невозможно ввиду отсутствия альтернативного объекта размещения отходов, включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также отсутствия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с п.97 Приложения № 5 к Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 г. № 477-пр, указанное выше место размещения твердых коммунальных отходов является несанкционированным. С 18.12.2019 г. по 30.09.2020 г. земельный участок с кадастровым номером 27:10:0010134:239 использовался под объект размещения твердых коммунальных отходов ООО «Полигон» согласно договору аренды от 18.12.2019 г. № 46/19, заключенному с Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. В соответствии с п.5 ст.13 Земельного Кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Согласно ч.4 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ). В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности на накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26.04.2016 г. № 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных средств и сил мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов. Поскольку размещение отходов осуществлялось на полигоне, следовательно, в силу изложенных выше правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства также обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления. Неисполнение требований действующего воздушного законодательства, при эксплуатации полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления создает угрозу возникновения авиакатастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан. На основании изложенного процессуальный истец просит суд запретить администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края эксплуатацию полигона по размещению, захоронению твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:10:0010134:239, обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и общество с ограниченной ответственностью «Полигон» произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010134:239, установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.01.2023 г.
В судебном заседании помощник Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры Шайтанов А.С. полностью поддержал заявленные к ответчикам исковые требования, по существу иска показал, что возражения ответчика несостоятельны, по п.1 следует указать, что приаэродромная территория установлена приказом Росавиации и в соответствии с действующим воздушным законодательством и правилами установления приаэродромных территорий на шестой подзоне запрещается использовать земельные участки, которые способствуют массовому скоплению птиц, в том числе как полигон для твердых бытовых отходов, в материалах дела имеется эколого-орнитологическое заключение, из которого следует, что расположенная свалка твердых бытовых отходов на указанном земельном участке способствует скоплению птиц и на ней зафиксировано скопление птиц, которые оказывают негативную обстановку для обеспечения безопасности полетов, что касается доводов ответчика, что согласно правилам землепользования и застройки указанный земельный участок относится к типу – размещение объекта использования для отходов, то в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ органы местного самоуправления обязаны в течение 6 месяцев после установления приаэродромной территории для отходов, привести правила землепользования и застройки поселений, которые находятся в указанной приаэродромной территории, в соответствии с требованиями к приаэродромной территории, администрацией Николаевского муниципального района данная обязанность не исполнена, в связи с чем Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором было внесено представление, которое было рассмотрено администрацией и удовлетворено, указано на то, что эти мероприятия запланированы и по мере финансирования правила землепользования и застройки будут приведены в соответствие, таким образом, утверждение администрации о том, что на данной приаэродромной территории в соответствии с правилами они могут осуществлять данный вид деятельности, не состоятельны, что касается использования твердых бытовых отходов со стороны администрации, то в соответствии с требованиями закона, изложенных в исковом заявлении, обязанность по организации, захоронении, складировании твердых бытовых отходов лежит на администрации, кроме того, согласно договора, который был признан недействительным и впоследствии расторгнут, администрация передала этот земельный участок для складирования твердых бытовых отходов ООО «Полигон», что подтверждается и актом приема-передачи данного земельного участка, из которого следует, что земельный участок передавался именно для хранения твердых бытовых отходов, в связи с чем, довод администрации о том, что свалка является исторически сложившимся место, как указано в возражениях, для хранения твердых бытовых отходов, и ими не использовалась, не соответствует действительности, других мест хранения твердых бытовых отходов на территории Николаевского муниципального района не имеется и не установлено, по поводу рекультивации земель, то в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ следует, что хранение твердых бытовых отходов непосредственно на земельных участка и в местах, не оборудованных для этого, т.е. не имеющих полигонов, а из схемы размещения твердых бытовых отходов на территории Хабаровского края усматривается, что данный земельный участок включен в перечень несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, почве и земельному участку был нанесен ущерб и он подлежит рекультивации, в связи с чем указанное требование является законным, при этом ответчикам необходимо предоставить срок для исполнения решения суда до 01.01.2023 г. в соответствии с нормами положений ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрен переходный период для перехода на новую систему обращения с отходами.
В судебное заседание представители ответчика - администрации Николаевского муниципального района не прибыли, извещены в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется расписка о получении судебного извещения 10.06.2021 г. на судебное заседание 08.07.2021 г., причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили, об отложении рассмотрения дела суд не просили, ранее в порядке подготовки дела к рассмотрению, представили письменные возражения на иск, которые приобщены к материалам дела.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика в лице представителя администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, по имеющимся в деле материалам, по правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ.
В судебное заседание ответчик в лице представителя ООО «Полигон» не явились, извещены судом в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое извещение о направлении в адрес юридического лица заказной судебной корреспонденции по адресу регистрации юридического лица согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.04.2021 г., которое возвращено в суд с отметкой «истечение срока хранения», т.е. неприбытием адресата за его получением.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица участвующие в деле, должным добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение.
Судом неоднократно направлялись извещения по адресу места регистрации ответчика согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.04.2021 г., однако судебные повестки были возвращены с отметкой «за истечением срока хранения», иного адреса места нахождения ответчика, у суда не имеется.
Приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года № 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное". Этим Приказом в п. п. 3.4, 3.6 установлено, что при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
В соответствии с ч.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
В соответствии с п.67 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При этом как указано в п.68 Постановления Пленума, статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Судом неоднократно в надлежащем порядке и заблаговременно направлялись извещения ответчику ООО «Полигон» по адресу места регистрации общества, однако ответчик уклонился от их получения, в связи с чем заказная судебная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения.
Руководствуясь положениями ст.113 ГПК РФ, ст.54 ГК РФ, ст.165.1 ГК РФ, ч.3 ст.165 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика ООО «Полигон» по имеющимся в деле материалам, поскольку ответчик надлежащим образом и заблаговременно был извещен о месте и времени судебного заседания, реализовав предоставленные ему процессуальные права в форме бездействия.
Суд, выслушав процессуального истца, изучив материалы дела, письменные возражения ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, приходит к следующим выводам.
Положениями норм статьи 47 Воздушного кодекса РФ установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Во исполнение требований ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства разработаны правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2017 № 1460.
Согласно п. 1 Правила определяют порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. "е" п. 2 Правил на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В соответствии с п. п. "д" п. 3 Правил выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
Согласно статье 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Как установлено судом, приаэродромная территория аэродрома Николаевск-на-Амуре установлена приказом ДВ МТУ Росавиации от 20.08.2020 г. № 211-п, где внешняя граница шестой подзоны определена радиусом 15 км от контрольной точки аэродрома.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на приаэродромной территории аэродрома г. Николаевск-на-Амуре в границах шестой подзоны на расстоянии 13 км от аэродрома находится полигон размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 27:10:0010134:239, ранее переданный администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ООО «Полигон по договору аренды вместе с земельным участком с кадастровыми номером 27:10:0010134:239 в эксплуатацию ООО «Полигон», что следует из анализа договора аренды земельного участка № 46/19 от 18.12.2019 г. и акта приема-передачи от 18.12.2019 г. (л.д.22-28).
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, что подтверждено ответом Администрации № 1.1-63-2414 от 28.04.2021 г., в котором указано, что существующая свалка твердых коммунальных отходов является исторически сложившимся местом размещения отходов, в Государственном реестре объектов размещения отходов не состоит, проведение рекультивации свалки на сегодняшний день невозможно ввиду отсутствия альтернативного объекта размещения отходов, включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также отсутствия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.21).
Как установил суд, ранее заключенный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010134:239 расторгнут, о чем заключено соглашение о расторжении договора аренды от 30.09.2020 г. (л.д.28).
Из актов обследования приаэродромной территории аэропорта г. Николаевска-на-Амуре от 05.04.2021 г., фотоматериалов к акту обследования, а также эколого-орнитологического исследования аэропорта г. Николаевска-на-Амуре от 29.11.2019 г. года установлены факты массового скопления птиц на полигоне по размещению отходов коммунального хозяйства (л.д.8-18).
Как установил суд, в соответствии с п.97 Приложения № 5 к Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 г. № 477-пр, размещенного в системе «Консультант Плюс», указанное выше место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке является несанкционированным.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Кроме того в соответствии с п.3 ст.31 Градостроительного Кодекса РФ установлены требования о необходимости приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.13 Земельного Кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26.04.2016 г. № 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных средств и сил мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории, отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Таким образом, установив факт размещения отходов на полигоне, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, учитывая, что это может привести к возникновению угрозы и необратимых последствий, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований процессуального истца о запрете эксплуатации данного полигона, при этом запрет на эксплуатацию полигона по размещению отходов производства и потребления, является необходимой правовой мерой, направленной на недопущение возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Следовательно, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках, в том числе обязанность произвести рекультивацию земельного участка, с учетом вышеуказанной правовой позиции Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 13-П от 26.04.2016 г.
В связи с чем суд соглашается с доводами процессуального истца о необходимости обязания ответчиков произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010134:239, в силу вышеприведенного законодательства Российской Федерации, и с учетом положений п.8 ст.29.1 ФЗ № 89-ФЗ (объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Определяя срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, включая обязанность произвести рекультивацию земельного участка, суд соглашается с указанным процессуальным сроком исполнения решения суда до 01.01.2023 г., указанного прокурором в иске, поскольку указанный срок установлен положениями ст.29.1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (2.1. - до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи), а именно в соответствии с п.7 ст.12 ФЗ № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.8 ст.29.1 ФЗ № 89-ФЗ - до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводам об обоснованности заявленных исковых требований прокурора, полномочия прокурора, в том числе права на обращение в суд, реализовано в рамках ст.45 ГПК РФ, поскольку последний наделен соответствующими полномочиями, являясь по делу процессуальным истцом.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» о запрете эксплуатации полигона размещения твердых коммунальных отходов, обязании произвести рекультивацию земельного участка, удовлетворить.
Запретить администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края эксплуатацию полигона по размещению, захоронению твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:10:0010134:239.
Установить ответчику - администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края срок для исполнения решения суда в указанной части – до 01.01.2023 года.
Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН 1172724005299) произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010134:239.
Установить ответчикам - администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» срок для исполнения решения суда в указанной части – до 01.01.2023 года.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня изготовления решения суда.
Судья Е.Н. Головина