ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-462/2022 от 16.03.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS14

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Постоялко С.А.,

При секретаре Гребенщиковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» к Новосибирскому областному союзу организаций профсоюзов <адрес> о признании недействительном решения об избрании единоличного исполнительного органа,

У С Т А Н О В И Л:

Общероссийский Союз «Федерация Независимых Профсоюзов России» обратился к Новосибирскому областному союзу организаций профсоюзов <адрес> о признании недействительным решения об избрании единоличного исполнительного органа.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что <адрес> союз организаций профсоюзов <адрес> (далее ФП НСО) является членской организацией Общероссийского Союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» (далее ФНПР). Факт членства ФП НСО в ФНПР подтверждается абз.2 п. 4.9 ст. 4 Устава ФП НСО.

Согласно абз.2 п.1.1 ст.1 Устава ФП НСО, ответчик является некоммерческой корпоративной социально-ориентированной организацией, территориальным объединением, созданным в форме союза структурных организаций (территориальных, первичных и (или) иных) общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Федерацию Независимых Профсоюзов России, а так же учредителей Федерации и организаций профсоюзов, действующих на территории <адрес>, признающих Устав Федерации и уплачивающих членские взносы. В связи с этим деятельность ФП НСО регулируется нормами ГК РФ о корпоративных юридических лицах и Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях». Согласно п. 10.2 ст.10 Устава ФП НСО, высшим органом управления ФП НСО является Конференция. Постоянно действующим коллегиальным органом управления является Совет (п.10.2 ст.10 Устава ФП НСО). Единоличным исполнительным органом является Председатель (счт.16 Устава ФП НСО).

К компетенции Конференции ФП НСО п.11.3 ст.11 Устава ФП НСО отнесено избрание единоличного исполнительного органа (председателя) и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий.

В соответствии с п. 11.17 ст.11 Устава ФП НСО решение об избрании единоличного исполнительного органа (председателя) относится к исключительной компетенции Конференции и не может быть передано иным органам. Иного порядка избрания единоличного исполнительного органа председателя действующим законодательством и Уставом ФП НСО не предусмотрено.

Однако постоянно действующим коллегиальным органом ФП НСО Советом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об избрании единоличного исполнительного органа Председателя Козлова А.А. (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Информация об избрании размещена на официальном сайте ответчика (HTTP:fpnso.ru/news/5702/).

Действующее законодательство РФ и Устав ФП НСО не предусматривает возможность избрания единоличного органа (председателя) постоянно действующим коллегиальным органом организации, а относит это к исключительной компетенции высшего органа управления организацией, т.е. Конференции.

Таким образом, решение Совета ФП НСО от ДД.ММ.ГГГГ об избрании единоличного исполнительного органа (председателя) в силу п. 3 ст. 181.5 ГК РФ является ничтожным, как принятое по вопросу, не относящемуся к компетенции Совета.

Требование Устава ФНПР обязательны к исполнению ФП НСО в силу п. 2 ст. 14 Закона О некоммерческих организациях. Уставом ФНПР предусмотрена обязанность членских организаций выполнять Устав Федерации (п.1 ст. 9 Устава ФНПР).

Правовой статус ФП НСО как членской организации ФНПР определен главой 5 Устава ФНПР, которая устанавливает особенности ее правового положения.

В соответствии с п.3.5 ст. 33 Устава ФНПР Конференция территориального объединения организаций профсоюзом образует единоличный исполнительный орган путем избрания Председателя. Согласно абз.2 п.3.15 Устава ФНПР избрание единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции конференции.

Таким образом, решение Совета ФП НСО от ДД.ММ.ГГГГ об избрании единоличного исполнительного органа (председателя) нарушает Устав ФНПР и охраняемый законом и уставом ФНПР интерес истца.

На основании изложенного, истец просит признать недействительным ничтожное решение <адрес> союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов <адрес>» об избрании единоличного исполнительного органа от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Купреев Я.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Синица Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась, указав, что ФНПР участником (членской организацией) ФП НСО не является, в связи с чем, не имеет права на участие в органах управления ФП НСО, следовательно, не вправе определять содержание устава ФП НСО, в том числе компетенцию органов управления ФП. Также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Конференция не приняла решение об избрании председателя, ее работа была прекращена, полномочия по управлению ФП НСО имелись у Совета Президиума – органов управления, образованных конференцией наряду с единоличным исполнительным органом (председателем) в соответствии с Уставом ФП НСО от ДД.ММ.ГГГГ (постановление ). Согласно ст. 12 Устава ФП НСО в период между конференциями совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления, избираемым из представителей членских организаций ФП НСО, делегируемых и отзываемых их выборными органами. Поскольку на XIII Конференции ДД.ММ.ГГГГ председатель избран не был, т.к. одна из кандидатур не набрала необходимого количества голосов, Совет, руководствуясь ст. 13 Устава ФП НСО в целях недопущения невозможности осуществления ФП НСО своей уставной деятельности, принял решение о возложении обязанностей единоличного исполнительного органа на Козлова А.А. При этом, Совет не избирал председателя (избрание относится к исключительной компетенции Конференции), а возложил обязанности образованного Конференцией единоличного исполнительного органа на конкретное лицо до проведения внеочередной Конференции по избранию председателя. При этом, совет не нарушил норм устава Федерации и действующего законодательства, поскольку Устав ФП НСО не устанавливает порядок возложения полномочий единоличного исполнительного органа в случае неизбрания конференцией председателя, а совет является органом управления в период между конференцией и вправе разрешать все вопросы, связанные с осуществлением Федерацией уставных задач, не отнесенных к компетенции других органов управления. Таким образом, решение совета от ДД.ММ.ГГГГ приятно в рамках его компетенции и не повлияло, и не могло повлиять на права и законные интересы ФНПР.

Третье лицо Козлов А.А. в судебное заседание не явился, извещен, его представитель Козлова М.А., действующая на основании доверенности, возражала по заявленным требованиям, дала пояснения.

Представитель Главного управления Министерства Юстиции по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, ранее просил дело рассматривать в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии со ст. 14 указанного закона, Устав является учредительным документом некоммерческой организации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлены правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулируются отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяется правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 названного федерального закона, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В статье 3 указанного закона дано понятие общероссийского профсоюза –это добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации.

В этой же статье дано понятие территориального объединения (ассоциации) организаций профсоюзов – это добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.

В соответствии со ст.50 ГК РФ Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ является некоммерческой общественной организацией.

Согласно с.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общественных объединениях», Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов.

В силу положений ст.123.5 ГК РФ в Уставе общественной организации содержатся сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

В соответствии со ст.181.1 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Согласно п.1 ст.181.2 решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса).

При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания (п.2 ст.181.2 ГК РФ).

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п.3 ст.181.2 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В силу п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Абз.5 п. 2 ст. 65.3 ГК РФ предусматривает, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся: образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.

Согласно положениям п.2 Устава, Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России» является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза.

Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России» действует в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными законодательными актами РФ и настоящим уставом (п.1 ст. 1 Устава, л.д.32).

<адрес> союз организаций профсоюзов <адрес> (ФП НСО) является членской организацией Общероссийского Союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» (далее ФНПР), что следует из абз.2 п. 4.9 ст. 4 Устава ФП НСО (л.д.16).

П. 1 ст. 9 Устава ФНПР предусмотрена обязанность членских организаций выполнять Устав ФНПР.

Согласно п. 10.2 ст.10 Устава ФП НСО, высшим органом управления ФП НСО является Конференция.

Постоянно действующим коллегиальным органом управления является Совет (ст.12 Устава ФП НСО (л.д.22).

Единоличным исполнительным органом является Председатель (ст.16 Устава ФП НСО).

К компетенции Конференции ФП НСО (п.11.3 ст.11 Устава ФП НСО (л.д.21) отнесено в том числе, избрание единоличного исполнительного органа (председателя) и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий.

Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом ФНПР (ст.33 Устава ФНПР).

Из Постановления <адрес> союза организаций Профсоюзов «Федерация <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Совет ФП НСО постановил: в связи с неизбранием председателя ФП НСО возложить обязанности председателя ФП НСО на Козлова А.А. на полгода до 19.05.2021г. (л.д.133).

В соответствии с п. 11.19 ст. 11 Устава ФП НСО, решение Конференции считаются принятыми, если за них проголосовало более половины делегатов, принимающих участие в работе Конференции, при наличии кворума. Порядок голосования при принятии решений конференции определяют ее делегаты. Решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции конференции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей делегатов, принимавших участие в работе конференции, при наличии кворума.

Из протокола XIII Конференции Федерации профсоюзов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с п. 11.19 ст. 11 Устава ФП НСО председатель ФП НСО не избран (л.д.133а-134).

Согласно п. 12 Устава ФП НСО, в период между конференциями совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления, избираемым из представителей членских организаций ФП НСО, делегируемых и отзываемых их выборными органами.

Согласно п.7 ст. 33 Устава ФНПР, в случае, если конференция не состоялась в установленные сроки или в ходе конференции не были проведены выборы органов территориального объединения организаций профсоюзов, полномочия органов территориального объединения организаций профсоюзов прекращаются за исключением полномочий выборных органов по подготовке, созыву и проведению конференции.

Из Постановления <адрес> союза организаций Профсоюзов «Федерация <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Совет ФП НСО постановил: в связи с неизбранием председателя ФП НСО возложить обязанности председателя ФП НСО на Козлова А.А. на полгода до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135).

Из буквального толкования Постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> союза организаций Профсоюзов «Федерация <адрес>» не принимал решение об избрании председателя ФП НСО, а временно возложил обязанности председателя на Козлова А.А., что не запрещено Уставом ФНПР и не противоречит нормам действующего законодательства, соответствует уставным целям организации, отвечает интересам Федерации, поскольку текущая деятельность организации не прекращена. Суд также принимает во внимание, что председатель ФП НСО в том числе заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Федерации, определяет систему и размеры оплаты труда работников, штатное расписание аппарата Федерации.

С учетом установленных обстоятельств, суд не усматривает оснований для признания недействительным Постановления <адрес> союза организаций Профсоюзов «Федерация <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Судья -