ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-463/2023 от 23.10.2023 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-463/2023

УИД 75RS0022-01-2023-000285-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Хилок 23 октября 2023 г.

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Клейнос С.А.

при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению забайкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующему в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Ухинову Григорию Юрьевичу о запрете деятельности по использованию лесов,

установил:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением. В обоснование указал, Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства на Байкальской природной территории установлено. На основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины № 21-48 от 01.06.2021 г. ИП Ухинову Г.Ю. сроком на 25 лет для осуществления деятельности по заготовке древесины предоставлен в возмездное временное пользование лесной участок площадью 14409 га, имеющий местоположение: Забайкальский край, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140. Привел положения законодательства в области охраны озера Байкал: Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р о вхождении Петровск-Забайкальского района в границы Байкальской природной территории, положения ст.ст.12,24, 88 Лесного кодекса РФ, приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 и указал, по информации Министерства природных ресурсов Забайкальского края в отношении арендуемого ИП Ухиновым Г.Ю. лесного участка проект освоения лесов не разработан, положительное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов не получено. Также указал, что иск заявлен в интересах Российской Федерации, как собственника лесного фонда. Осуществление незаконной деятельности на лесном участке без проекта освоения лесов получившего положительное заключение исключает возможность выполнения в необходимом объеме мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, по охране объектов животного мира и водных объектов и может привести к негативным изменениям качества окружающей среды и уникальной экологической системы озера Байкал, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Обосновывая изложенным, сославшись на ст.ст.12,1065 ГК РФ, просил суд: запретить со дня вступления решения суда в законную силу ИП Ухинову Г.Ю. (ИНН 030180642194) деятельность по использованию лесов на лесном участке, площадью 14409 га, имеющему местоположение: Забайкальский край, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140, для заготовки древесины до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд: запретить со дня вступления решения суда в законную силу ИП Ухинову Г.Ю. (ИНН 030180642194) деятельность по использованию лесов на лесном участке, площадью 14409 га, имеющему местоположение: Забайкальский край, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140, 155-162, для заготовки древесины до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В судебном заседании помощник прокурора Хилокского района Карелов А.Н., действующий на основании поручения Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 10.10.2023 г., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске и уточнении к нему.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Ухинов Г.Ю., в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежаще и своевременно.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, 01.06.2021 г. между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ИП Ухинов Г.Ю. заключен договор № 21-48 аренды лесного участка для заготовки древесины ( далее – договор аренды), по которому ИП Ухинову Г.Ю. предоставлен лесной участок для заготовки древесины, имеющий характеристики: площадь: 14409 га; местоположение: Забайкальский край, Хилокский район, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140,155-162 ( л.д. 24-38).

В соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ ( далее- ЛК РФ), лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:1) управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов;2) проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству;3) проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов;4) проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи ( ч.ч.1 и 2 ст.89 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" ( далее – Порядок)

В соответствии с. 3 Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

При наличии на территории лесного участка особо охраняемых природных территорий экспертиза проекта освоения лесов должна проводиться с учетом положения об особо охраняемой природной территории.Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации. В рамках Экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:а) соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;б) соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;в) правильность заполнения табличных форм;г) наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;д) правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока Экспертизы ( п.7.1 Порядка)..

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным ( п.9 Порядка).

Согласно п.10 Порядка положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки ( п.10.1 Порядка).

Приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 утверждены Состав проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа ( далее – Приказ № 864).

Пунктом 27 Приказа № 864 предусмотрено, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашением об установлении сервитута, решением и соглашением (при наличии) об осуществлении публичного сервитута. Подразделы проекта освоения лесов (из указанных в пунктах 11 - 27 Состава проекта освоения лесов), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка, решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, решению и соглашению (при наличии) об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, не разрабатываются ( п.28 Приказа № 864).

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что обязательным и безусловным условием осуществления деятельности по использованию лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, является проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Из информации Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 03.04.2023 г. № 5944 следует, проект освоения лесов по договору аренды № 21-48 от 01.06.2021г. на государственную экспертизу не поступал ( л.д.39).

Поскольку обязательным условием осуществления деятельности по использованию лесов на лесном участке, площадью 14409 га, имеющему местоположение: Забайкальский край, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140,155-162, предоставленном ответчику в аренду для заготовки древесины является проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, ответчиком проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не разработан и не получен, то ответчик не имеет права осуществлять деятельность по использованию лесов на указанном участке.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Осуществление ответчиком деятельности по использованию лесов на арендованном участке (заготовка древесины) без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, безусловно, создает опасность причинения вреда окружающей среде, поскольку не обеспечиваются цели сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

При таком положении исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.

На основании ст.103 ГПК РФ, с ответчика в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300,00 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Со дня вступления решения суда в законную силу запретить индивидуальному предпринимателю Ухинову Григорию Юрьевичу (ИНН <данные изъяты>) деятельность по использованию лесов на лесном участке, площадью 14409 га, имеющему местоположение: Забайкальский край, Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы №№ 114-118,135-140,155-162, для заготовки древесины до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ухинова Григория Юрьевича (ИНН <данные изъяты>) в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 27.10.2023 г.

Судья – подпись.

Верно.

Судья С.А.Клейнос