Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Гражданское дело №2-4657/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2014г. г. Новосибирск
Центральный районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Чистовой О.В.
при секретаре Стариковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО2 о признании недействительным постановления мэрии г.Новосибирска от 09.09.2013г. №8413, об обязании мэрии снять обременение с земельного участка,
у с т а н о в и л :
ФИО1 в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать постановление мэрии города Новосибирска от 09.09.2013г №8413 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» недействительным с момента его принятия, обязать мэрию города Новосибирска снять обременение с земельного участка с кадастровым номером 54:35:101142:1361 по ул. Гоголя, дом 38 в Центральном районе г. Новосибирска.
ФИО2 в порядке ст. 251 ГПК РФ обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать постановление мэрии города Новосибирска от 09.09.2013г №8413 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» недействительным с момента его принятия, обязать мэрию города Новосибирска снять обременение с земельного участка с кадастровым номером 54:35:101142:1361 по ул. Гоголя, дом 38 в Центральном районе г. Новосибирска.
В обоснование заявленных требований в заявлениях указано, что 09.09.2013 г. по результатам публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» от 20.08.2013 г. мэрией города Новосибирска было вынесено постановление № 8413 от 09.09.2013 г., согласно которому на земельный участок с кадастровым номером 54:35:101142:1361 по ул. Гоголя в Центральном районе был установлен постоянный публичный сервитут с целью прохода и проезда через земельный участок и использования земельного участка с целью ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Являясь собственниками квартир в доме 38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске, заявители с вынесенным Постановлением об утверждении постоянного публичного сервитута на земельный участок, принадлежащий на праве общей долевой собственности в силу закона собственникам указанного многоквартирного жилого дома, не согласны, полагают, что в силу действующих норм законодательства публичный сервитут устанавливается для соблюдения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким - либо иным образом, кроме обременения данного участка путем установления публичного сервитута. Установление сервитута с целью ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры считают несостоятельным, поскольку объекты транспортной инфраструктуры на территории земельного участка заявителей отсутствуют, все сети, проходящие по земельному участку заявителей являются подземными и постоянного доступа не требуют. При аварийных ситуациях, для устранения которых требуется доступ к соответствующей части земельного участка, на территории Новосибирска существует утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 11.04.2012 Г. № 3500 «Порядок проведения земляных работ на территории Новосибирска». Проходящие подземные коммуникации по указанному земельному участку, являются в силу закона общедолевой собственностью собственников многоквартирного дома, и в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в интересах самих собственников организовать проезд спецтехники для осуществления ремонта. По мнению заявителей, заинтересованное лицо, установив публичных сервитут постоянного действия на земельном участке, являющемся общей долевой собственностью домовладельцев по ул. Гоголя, д. 38, нарушило законные права заявителей на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие(л.д.19 т.1).
Заявитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заявителя ФИО2 - ФИО3, действующая на основании соответствующей доверенности, дала пояснения согласно заявлению.
Представители заинтересованного лица мэрии г.Новосибирска ФИО4, ФИО5, действующие на основании соответствующих доверенностей(л.д.20-21 т.1), заявленные требования не признали полностью, пояснили, что сервитут установлен по результатам публичных слушаний 20.08.2013 года. Постановление мэрии № 7145 от 31.07.2013 года о публичных слушаниях было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления от 02.08.2014 года. Постановление № 7145 от 31.07.2013 года опубликовано за № 60 от 02.08.2013, Постановление № 8413 от 09.09.2013 года опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления № 72 от 10.09.2013 года. Кроме того, что были проведены публичные слушания, заслушаны мнения экспертов о возможности установления публичного сервитута. Публичный сервитут направлен на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Эксперты пришли к выводу, что перекрыт проезд по ул. Гоголя, 38 в г. Новосибирске. Согласно ст.48 п.2 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен в случаях отсутствия публичных нужд. Правовых оснований для отмены публичного сервитута не имеется.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом п. 2. ст. 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 5, 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 20 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616) устанавливает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Новосибирска по вопросам местного значения с участием жителей города Новосибирска Советом депутатов города Новосибирска, мэром города Новосибирска могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым решением Совета депутатов города Новосибирска.
Ст. 49 Устава города Новосибирска предусматривает определение муниципального правового акта города Новосибирска - это решение, принятое непосредственно населением города Новосибирска по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления города Новосибирска по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Новосибирской области, а также по иным вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории города Новосибирска, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления города Новосибирска, подлежат обязательному исполнению на всей территории города Новосибирска (п. 6 ст. 49 Устава города Новосибирска).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" опросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
Ст. 2 указанного Федерального закона содержит также определение муниципального правового акта аналогичное определению, содержащему в Уставе города Новосибирска.
Положение о публичных слушаниях в городе Новосибирске (утв. Решением городского Совета Новосибирска от 25.04.2007 N 562) устанавливает, что публичные слушания (далее по тексту - слушания) - форма реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории города Новосибирска и обладающих избирательным правом (далее по тексту - жители города Новосибирска), на участие в процессе обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (далее по тексту - проект).
В соответствии с разделом 2 упомянутого Положения слушания проводятся в целях: выявления и учета мнения и интересов жителей города Новосибирска по проектам, выносимым на слушания; взаимодействия общественности с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
П. 6.2. Положения предусмотрено, что решение о назначении слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию), а также должно быть размещено в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
П. 7.2. Положения установлено, что в функции оргкомитета публичных слушаний входит в т.ч. заблаговременное оповещение жителей города Новосибирска о дате, времени и месте проведения слушаний в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 8.1. Положения участниками слушаний являются эксперты и жители города Новосибирска, присутствующие на слушаниях.
Предложения по проекту, вынесенному на слушания, представляются экспертами и жителями города Новосибирска не позднее 5 дней до дня проведения слушаний в Оргкомитет лично, через представителя или направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо представляются в электронной форме.
Предложения по проекту, вынесенному на слушания, не должны содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
В судебном заседании установлено, что Постановлением мэрии города Новосибирска от 09.09.2013г. №8413(л.д.22 т.1) в целях обеспечения интересов жителей города Новосибирска, в соответствии со ст. 23 ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением городского Совета Новосибирска от 25.04.2007 №562 «О положении о публичных слушаниях в городе Новосибирске», заключением по результатам публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» от 20.08.2013г. установлен постоянный публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 54:35:101142:1361 по ул. Гоголя в Центральном районе с целью прохода и проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Департаменту земельных и имущественных отношений города Новосибирска поручено обеспечить проведение государственной регистрации публичного сервитута на земельный участок, разместить постановление на официальном сайте города Новосибирска.
Как следует из Заключения от 20.08.2013г. по результатам публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» (л.д.33 т.1) представленный на публичные слушания проект разработан департаментом земельным и имущественных отношений города Новосибирска в соответствии с действующим законодательством. Постановление мэрии города Новосибирска от 31.07.2013 №7145 «О назначении публичных слушаний по проекту постановления «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» было опубликовано в «Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска» от 02.08.2013г. №60 и размещено на официальном сайте города Новосибирска. Публичные слушания по проекту постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» проведены 20.08.2013г. В процессе проведения публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» были заслушаны мнения и рекомендации приглашенных экспертов. Предложений по указанному проекту от жителей города Новосибирска, желающих принять участие в публичных слушаниях в качестве участников, в оргкомитет по организации и проведению публичных слушаний в установленной форме и порядке представлено не было.
Указанное заключение от 20.08.2013г. среди выводов также содержит указание на то, что в целом проект постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» получил положительную оценку и рекомендуется к утверждению.
Как пояснил представитель мэрии г.Новосибирска в настоящее время публичный сервитут зарегестрирован Управлением Росреестра в соответствии с п.1 ст. 13 ФЗ-122, при осуществлении госрегистрации публичного сервитута сотрудниками Росреестра проведена правовая экспертиза документов, нарушений прав собственников не выявлено.
Ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
В свою очередь от заявителей каких-либо доказательств, письменных пояснений касательно того, в чем конкретно заключается нарушение их прав, как одних из собственников придомового земельного участка не представлено, как и не представлено доказательств нарушения требований при проведении публичных слушаний и утверждении оспариваемого постановления мэрии города Новосибирска. Заявителями не представлено доказательств, что их права, как одних из собственников помещений в жилом доме №38 по ул. Гоголя нарушены, и что при установлении постоянного публичного сервитута нарушены положения ст. 23 ЗК РФ, повлекшие какие-либо лишения прав заявителей.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных упомянутым кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (п. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 5 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие упомянутого Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в т.ч. принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Заявителями не представлено доказательств наличия общего решения собственников помещений жилого дома №38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске относительно оспаривания установленного обременения в виде сервитута, оспаривание постановления мэрии города Новосибирска «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Гоголя в Центральном районе» с целью пересмотра дальнейшего использования придомового земельного участка.
Статья 274 ГК РФ устанавливает, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Учитывая положения ст. 23 ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ само по себе обременение земельного участка постоянным бессрочным сервитутом не является нарушением чьих-либо прав, напротив, возможность установления сервитутов с учетом баланса участников гражданского оборота прямо предусмотрена законом. Ввиду отсутствия доказательств нарушения прав заявителей, претерпевания ими каких-либо лишений установленным сервитутом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Оценив сторонами представленные доказательства, суд полагает что оспариваемое постановление мэрии г.Новосибирска №8413 от 09.09.2013г. принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия данного постановления соблюдены, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется. Как установлено в судебном заседании при установлении публичного сервитута по ул. Гоголя 38 учтено, что собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Гоголя 48 огородили земельный участок принадлежащий всем собственникам этого дома, поставили шлагбаум, тем самым затрудняют проход и проезд жителям близлежащих домов и различных аварийных служб для обслуживания коммуникаций находящихся на территории данного земельного участка. Кроме того если бы не было шлагбаума и не был огорожен спорный земельный участок то проход по его территории могло бы осуществлять неограниченное количество лиц, в том числе лица, проживающие в близлежащих домах. Установление шлагбаума перекрыло собственникам дома по ул. Карамзина 53 единственно возможный проезд, кроме того установлением шлагбаума собственники дома №38 по ул. Гоголя перекрыли проезд к многоквартирным домам по ул. Крылдова 57, 63 со стороны ул. Гоголя.
При таких обстоятельствах довод заявителей о том, что сервитут установлен исключительно в интересах ЗАО «НОЭМА» собственника земельного участка с кадастровым номером 54:35:101142:51 не нашёл своего подтверждения в судебном заседании т.к. ЗАО «НОЭМА» возвело на данном земельном участке жилой дом с объектами инфраструктуры, однако и после ввода в эксплуатацию дома №38 по ул. Гоголя и дома №40 по ул. Гоголя проезд остался перекрытым путём установки ограждения и шлагбаума.. Таким образом ограничение прав собственников многоквартирного дома №38 по ул. Гоголя является единственным способом ограничения прав собственников земельного участка, способствующий свободному проходу и проезду иных лиц по спорному земельному участку.
Утверждение заявителей о не соответствии оспариваемого постановления нормам жилищного, гражданского и земельного законодательства основано на неправильном толковании ими норм права.
Так норма ст. 274 ГК РФ, на нарушение которой ссылаются заявители, регламентирует правовой режим частного сервитута, однако к спорным отношениям эта норма не применяется.
Аналогичным образом правоотношения определенного круга лиц регламентированы нормой ч. 5 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
Между тем, установление публичного сервитута направлено на сохранение прав неопределенного круга лиц, ранее пользовавшихся придомовой территорией дома в целях прохода и проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Решение вопроса о целесообразности установления публичного сервитута относится к компетенции Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Суд не усматривает также не соответствия оспариваемого постановления положениям гражданского законодательства, определяющим порядок пользования общей долевой и совместной собственностью, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, заявители доказательств этого суду не представили.
При таких обстоятельствах оспаривание нормативного акта органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута на земельный участок является ненадлежащим способом защиты прав заявителей, нарушенных действиями неустановленных лиц.
Правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании недействительным постановления мэрии города Новосибирска от 09.09.2013г. №8413, обязании мэрии снять обременение с земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд путем подачи жалобы через Центральный районный суд города Новосибирска в течение месяца.
Судья Чистова О.В.