ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4661/18 от 06.02.2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-590/2019

24RS0017-01-2018-004427-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2019 года г.Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе

председательствующего судьи Шамовой О.А.,

при секретаре Житникове Д.И.,

с участием представителя ответчика Кулаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянской И.А. в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Министерству образования Красноярского края об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия,

У С Т А Н О В И Л:

Полянская И.А. обратилась в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Министерству образования Красноярского края об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия. Требования мотивированы тем, что распоряжением руководителя администрации Ленинского района г.Красноярска от <данные изъяты> истец назначена опекуном несовершеннолетнего <данные изъяты>., <данные изъяты> года рождения. Родители несовершеннолетнего <данные изъяты><данные изъяты>., <данные изъяты>., на основании решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 13.07.2017 года, вступившего в законную силу 28.09.2017 года, ограничены в родительских правах. Истцу выплата денежных средств на содержание несовершеннолетнего подопечного была назначена с 28.09.2017 года, после получения органами опеки администрации <адрес> решения суда, вступившего в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление в Министерство образования Красноярского края о выплате ей единовременного пособия, выплачиваемого опекунам (попечителям) при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью. 23.04.2018 истец получила письменный отказ из Министерства образования <адрес> в выплате ей единовременного пособия. Основанием для отказа в выплате пособия явился тот факт, что истец несвоевременно обратилась за выплатой, спустя 6 месяцев с момента назначения опекуном несовершеннолетнего, что превышает срок, установленный действующим законодательством для назначения и выплаты единовременного пособия. Просит обязать Министерство образования Красноярского края назначить и выплатить в пользу истца единовременное пособие при передаче под опеку несовершеннолетнего <данные изъяты>

В судебном заседании истец Полянская И.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, до судебного заседания представила письменное заявление, согласно которому поддерживает заявленные требования, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснила, 28.09.2017 года обратилась в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска с заявлением о выплате единовременного пособия и заявлением о ежемесячной выплате. На момент подачи заявления о выплате единовременного пособия в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска ей не было известно о том, что за такой выплатой необходимо обращаться в Министерство образования Красноярского края. Заявление о выплате единовременного пособия было принято специалистом Отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска, при этом истца никто не предупредил о том, что с данным заявлением необходимо обратиться именно в Министерство образования Красноярского края. Если бы специалист Отдела опеки и попечительства предупредил ее о такой необходимости, то она в этот же день подала бы заявление о выплате единовременного пособия в Министерство образования Красноярского края.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Красноярского края Кулакова Л.В., действующая на основании доверенности от 14.01.2019 года (сроком по 31.12.2019 года), просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Согласно возражениям на исковое заявление единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало непозднее 6 месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства). Опека над несовершеннолетним <данные изъяты> установлена на основании распоряжения администрации Ленинского района г.Красноярска от 20.07.2017 года <данные изъяты> в связи с тем, что родители ребенка ограничены в родительских правах согласно решению Ленинского районного суда г.Красноярска от 13.07.2017 года. Срок обращения за выплатой пособия истек. Истцом не представлено данных, подтверждающих обращение с заявлением о выплате единовременного пособия к ответчику. В соответствии с п.3.49 Положения о Министерстве образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 года №706-п, к полномочиям Министерства образования Красноярского края относится осуществление назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Истец обратился с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью не в Министерство образования Красноярского края, а в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярка.

Дополнительно пояснила, что не оспаривает факт подачи истцом заявления о выплате единовременного пособия 28.09.2017 года в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска. Само заявление о выплате единовременного пособия из администрации Ленинского района г.Красноярска поступило к ответчику только в апреле 2018 года.

В силу ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008г. N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве», Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (ст.3 Закона «Об опеке и попечительстве», ст.ст.31, 34 ГК РФ, ст.ст.3, 4 СК РФ).

В соответствии с п.1 ст.123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п.1 ст.36 ГК РФ, ч.1 ст.16 Закона об опеке и попечительстве). Вместе с тем, на основании ч.1 ст.31 Закона об опеке и попечительстве подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством РФ и законодательством субъектов РФ виды государственной поддержки.

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной п.3 ст.36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.

В соответствии с ч.2 и 3 ст.31 Закона об опеке и попечительстве суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и настоящим Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Статьей 37 ГК РФ установлен порядок распоряжения имуществом подопечного опекунами и попечителями, в том числе денежными средствами, составляющими доходы подопечного. Так, согласно п.1 ст.37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Право на получение ряда государственных пособий опекунами и попечителями предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон N81-ФЗ), установившим единую систему государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Федеральным законом №81-ФЗ определены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, перечень получателей конкретного пособия, продолжительность его выплаты, а также его размер.

На основании ст.12.1 Федерального закона №81-ФЗ право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Размер указанного пособия установлен ст.12.2 Федерального закона №81-ФЗ, выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (ст.ст.4, 4.1 Федерального закона №81-ФЗ).

Во исполнение требований федерального законодательства Законом Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (далее-Закон) определены содержание и порядок финансового обеспечения в Красноярском крае социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемой путем предоставления основных и дополнительных гарантий.

В соответствии со ст.17-4 Закона право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных организаций, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей), взявшего ребенка на воспитание в семью. Размер и порядок выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью определяется федеральным законодательством. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету Красноярского края.

Как установлено судом и видно из материалов дела, Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Ленинскому району г.Красноярска 03.08.2017 года выдано свидетельство <данные изъяты> о рождении <данные изъяты><данные изъяты> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.

Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 13.07.2017 года <данные изъяты>, <данные изъяты> ограничены в родительских правах в отношении несовершеннолетнего сына <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения. Несовершеннолетний <данные изъяты> передан органам опеки и попечительства администрации Ленинского района г.Красноярска для дальнейшего жизнеустройства. Решение суда вступило в законную силу 28.09.2017 года.

Распоряжением <данные изъяты> от 20.07.2017 года администрации Ленинского района г.Красноярска над несовершеннолетним <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, установлена опека, опекуном назначена Полянская И.А..

28.09.2017 года Полянская И.А. обратилась в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска с заявлением о выплате единовременного пособия при передаче Полянского И.М. на воспитание в семью.

Согласно ответу на судебный запрос от 01.02.2019 года №<данные изъяты> Полянская И.А. 28.09.2017 года обратилась с заявлением о выплате единовременного пособия при оформлении опеки над несовершеннолетним <данные изъяты>., <данные изъяты> года рождения, в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска. В Министерство образования Красноярского края данное заявление было направлено 05.10.2017 года.

Таким образом, 05.10.2017 год указанное заявление было направлено в Министерство образования Красноярского края, однако поступило в Министерство образования Красноярского края только 10.04.2018 года.

23.04.2018 года Министерством образования Красноярского края Полянской И.А. было отказано в назначении и выплате единовременного пособия при передаче <данные изъяты> в семью в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного действующим законодательством на обращение для получения единовременного пособия.

Как усматривается из материалов дела, решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 13.07.2017 года об ограничении в родительских правах <данные изъяты>, <данные изъяты> в отношении несовершеннолетнего сына <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, вступило в законную силу 28.09.2017 года. В этот же день истец обратилась за назначением и выплатой единовременного пособия в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска, где ей не разъяснили порядок подачи указанного заявления.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец обратилась с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия в пределах установленного законом шестимесячного срока 28.09.2017 года в Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, данное заявление поступило из Отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Ленинского района г.Красноярска в Министерство образования Красноярского края 10.04.2018 года, то есть спустя более полугода после обращения истицы с указанным заявлением, суд приходит к выводу о том, что указанный срок для обращения с заявлением о назначении и выплате Полянской И.А. единовременного пособия при передаче под опеку несовершеннолетнего <данные изъяты> на момент подачи заявления истицей пропущен не был, но на момент его получения Министерством образования Красноярского края уже истек по причинам, не зависящим от Полянской И.А., а потому она имеет право на получение единовременной выплаты, предусмотренной законодательством РФ.

На основании изложенного суд считает возможным возложить на Министерство образования Красноярского края обязанность назначить и выплатить Полянской И.А. единовременное пособие при передаче под опеку несовершеннолетнего <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, в размере, установленном на дату обращения истца с заявлением о соответствующей выплате - 28.09.2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199, 235-237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство образования Красноярского края назначить и выплатить Полянской И.А. единовременное пособие при передаче под опеку несовершеннолетнего <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня отказа в отмене заочного решения.

Судья О.А. Шамова

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2019 года.