ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4689/2021 от 15.08.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-4689/2021

УИД 44RS0001-01-2021-009479-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Ветровой С.В., при секретаре Разовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самохвалова Сергея Алексеевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России о признании факта нарушения прав и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

у с т а н о в и л:

Самохвалов Сергей Алексеевич обратился с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области о признании факта нарушения прав и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания. Свои требования мотивировал тем, что прибыл в ФКУ СИЗО-1 из ФКУ ИК-4, где отбывал наказание по приговору Череповецкого городского суда от Вопреки требованиям законодательства, неоднократным обращениям, обеспечивается питанием по норме питания, установленной для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в СИЗО. Обеспечение питанием по такой стоимости по иной норме нарушение прав истца, так как является осужденным, при нахождении в СИЗО должен быть обеспечен по иное норме питания, отличной от той, которой обеспечивается сейчас, что свидетельствует о нарушении его прав.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, УФК по Костромской области.

На основании ст. 33.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, пояснил, что до настоящего времени находится в СИЗО, обеспечивается соответствующими нормами питания, должен обеспечиваться питанием по иным нормам, установленным для осужденных, неоднократно жаловался в различные органы, было установлено нарушение его прав, что просит учесть при рассмотрении дела.

Представитель административного ответчика по доверенности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России Самсонов А.В. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как нормы рассчитываются исходя из условий содержания, а содержится Самохвалов С.А. в СИЗО, где условия пребывания иные, чем в колонии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии со ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Согласно ст. 74 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

В соответствии со ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Самохвалов С.А. с с и далее с февраля 2022 года по настоящее время находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в качестве обвиняемого по ....

При этом Самохвалов С.А. осужден ... от п. ... и отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, срок наказания не истек.

Обращаясь в суд с административным иском, Самохвалов С.А. в качестве оснований иска полагал, что его права нарушаются в виде несоответствие нормы питания фактическому его статусу, как осужденному.

Ранее, по обращению Самохвалова С.А. по аналогичным доводам прокуратурой Костромской области проводилась проверка, по результатам которой внесено представление, с которым со слов ответчика, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области не согласно.

Согласно пункту 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня ИУ. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.

В силу части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В силу части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Федеральный закон N 103-ФЗ) и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В силу статьи 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205, согласно которому установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта – 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта – 200 гр., Мука пшеничная II сорта – 5 гр., Крупа разная – 90 гр., Макаронные изделия – 30 гр., Мясо – 100 гр., Мясо птицы – 30 гр., Рыба – 100 гр., Маргариновая продукция – 25 гр., Масло растительное – 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) – 100, Сахар – 30 гр., Соль поваренная пищевая – 15 гр., Чай натуральный – 1, Лавровый лист – 0,1 гр., Горчичный порошок – 0,2 гр., Томатная паста – 3 гр., Картофель – 500 гр., Овощи – 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные – 25, 10 гр.

Данным постановлением утверждены также Нормы питания для осужденных к лишению свободы: Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта – 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта – 250 гр., Мука пшеничная II сорта – 5 гр., Крупа разная – 100 гр., Макаронные изделия – 30 гр., Мясо – 90 гр., Мясо птицы – 30 гр., Рыба – 100 гр., Маргариновая продукция – 35 гр., Масло растительное – 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) – 100, Яйца куриные (штук в неделю) – 2, Сахар – 30 гр., Соль поваренная пищевая – 20 гр., Чай натуральный – 1, Лавровый лист – 0,1 гр., Горчичный порошок – 0,2 гр., Томатная паста – 3 гр., Картофель – 550 гр., Овощи – 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные – 25, 10 гр.

Таким образом, нормы питания подозреваемых и обвиняемых несколько отличаются от минимальных норм питания осужденных к лишению свободы, в частности, последним предусмотрены яйца куриные 2 штуки в неделю. При этом Постановление не предусматривает какого-либо различия норм питания осужденных по месту их нахождения - в исправительных учреждениях или в следственных изоляторах, что вытекает также из вышеуказанного п. 3 ст. 77.1 УИК РФ в части условий отбывания наказания даже в период нахождения в СИЗО, в связи с чем, суд полагает, что условия отбывания наказания Самохвалова С.А. при нахождении в СИЗО в части обеспеченности по соответствующей норме питанием, нарушены.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию, суд учитывает установленные по делу обстоятельства, степени вины администрации исправительного учреждения, продолжительность имевшего место нарушения, нравственных страданий административного истца, суд приходит к выводу о взыскании в пользу Самохвалова С.А. компенсации в размере в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Самохвалова Сергея Алексеевича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Самохвалова Сергея Алексеевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.

Судья С.В. Ветрова

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2022 года.