Дело № 2-46/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Светлоярский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Улицкой Н.В.
при секретаре Грошевой И.В.,
с участием представителя истца Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО3
09 февраля 2017 года в р.п. Светлый Яр Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО4 о взыскании части социальной выплаты
У С Т А Н О В И Л
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО4 о взыскании части социальной выплаты, в обоснование исковых требований указав, что В 2014 году ФИО4 обратилась в администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области с пакетом документов о включении ее и ее семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
В 2014 году, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - истец, комитет) на основании сводного списка, утвержденного 11.08.2014, по категории "граждане, проживающие в сельской местности" выдало ответчику свидетельство № 77 от 22.08.2014 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - свидетельство), согласно которому ответчику, а также членам его семьи была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1 076 922 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета 495384 рубля и средств областного бюджета 581 538 рублей на строительство жилого дома площадью 54,0 кв. метров.
Расчетная площадь строительства жилого дома ответчика 54,0 кв.метра (состав семьи -3 человека). Стоимость 1 кв. метра построенного жилого дома расчетная - 28 490,0 рублей. Таким образом, расчетная стоимость жилого дома составляет 1 538 460,0 рублей, 54,0*28 490,0-1 538460,0 рублей (из них 495 384,0 – средства федерального бюджета, 581 538,0 рублей – средства областного бюджета, 461 538,0 рублей – собственные средства ответчика), где 54,0 – площадь жилого дома, 28 490,0 – расчетная стоимость 1кв. метра жилья.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права № (вид права общая долевая собственность 1/3), № (вид права общая долевая собственность 1/3), № (вид права общая долевая собственность 1/3) построен жилой дом общей площадью 49,7 кв. метров, что на 4,3 кв. метра меньше расчетной стоимости.
В соответствии с пунктом 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья: 49,7х 28 490,0 = 1 415 953,0 рубля (из них - 455937,0 рублей - средства федерального бюджета, 535 230,0 - средства областного бюджета, 424786,0 - собственные средства ответчика), где 49,7 - фактическая площадь построенного жилого дома, 28 490,0 - расчетная стоимость 1 кв. метра жилья.
Таким образом, ответчик должен произвести возврат части социальной выплаты в размере 85 755 рублей, 1076922,0-991167,0 = 85 755 рублей.
Комитетом в адрес ответчика было направлено письмо от 06.06.2016 № о возврате в добровольном порядке части средств социальной выплаты в размере 85 755,00 рублей. До настоящего указанные денежные средства не возвращены.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
Представитель истца Комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО4, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что вина ответчика в нарушении условий целевой программы отсутствует, так как уменьшение фактической площади жилого дома по сравнению с расчётной произошла по вине застройщика. Кроме того, денежные средства, выделенные на строительство жилого дома из бюджета она не получала, так как они перечислялись напрямую застройщику. Также указывает, что в иске не указан выгодоприобретатель взыскиваемых средств, в связи с чем исковые требования в заявленной редакции удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО3 исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица ООО «ПТК-АВАНГАРД», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Согласно статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иным правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что 08.12.2014 года ФИО4 обратилась в администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области с пакетом документов о включении ее и ее семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области на основании сводного списка, утвержденного 11.08.2014, по категории "граждане, проживающие в сельской местности" выдало ФИО4 свидетельство № 77 от 22.08.2014 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому ответчику, а также членам его семьи была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1 076 922 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета 495384 рубля и средств областного бюджета 581 538 рублей на строительство жилого дома площадью 54,0 кв. метров.
Расчетная площадь строительства жилого дома ответчика составляет 54,0 кв.метра (состав семьи -3 человека). Стоимость 1 кв. метра построенного жилого дома расчетная - 28 490,0 рублей. Таким образом, расчетная стоимость жилого дома составляет 1 538 460,0 рублей, 54,0*28 490,0-1 538460,0 рублей (из них 495 384,0 – средства федерального бюджета, 581 538,0 рублей – средства областного бюджета, 461 538,0 рублей – собственные средства ответчика), где 54,0 – площадь жилого дома, 28 490,0 – расчетная стоимость 1кв. метра жилья.
Однако, как следует из свидетельств о государственной регистрации права № (вид права общая долевая собственность 1/3), № (вид права общая долевая собственность 1/3), № (вид права общая долевая собственность 1/3) построен жилой дом общей площадью 49,7 кв. метров, что на 4,3 кв. метра меньше расчетной стоимости.
Поскольку фактическая площадь построенного жилого дома составляет 49,7 кв.м., а расчетная стоимость 1 кв. метра жилья равна 28 490,0 рублей, то расчетная стоимость жилого дома составляет 49,7х 28 490,0 = 1 415 953,0 рубля (из них - 455937,0 рублей - средства федерального бюджета, 535 230,0 - средства областного бюджета, 424786,0 - собственные средства ответчика).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию часть социальной выплаты в размере 85 755 рублей, 1076922,0-991167,0 = 85 755 рублей.
Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что вина ФИО4 в нарушении условий целевой программы отсутствует, так как уменьшение фактической площади жилого дома по сравнению с расчётной произошла по вине застройщика не соответствуют действительности, так как перечисление застройщику денежных средств осуществлялась на основании акта выполненных работ и сметы на строительство, пописанных ФИО4 По этим же основаниям не могут являться основанием для отказа в иске доводы представителя ответчика о том, что выделенные на строительство жилого дома из бюджета денежные средства ответчик не получала, так как они перечислялись напрямую застройщику. Не могут являться основанием для отказа в иске и доводы представителя ответчика об отсутствии выгодоприобретателя взыскиваемых с ответчика денежных средств, так как в исковом заявлении указано в доход каких бюджетов необходимо произвести возврат денежных средств.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Поскольку судом удовлетворены исковые требования истца о взыскании 85 755 рублей, то с ответчика ФИО4 подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от которой истец освобождён в размере 2772 рублей 65 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО4 о взыскании части социальной выплаты - удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 - получателя социальной выплаты, часть суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 85 755 (восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей, в том числе средства областного бюджета источником финансового обеспечения, которых являются средства федерального бюджета в размере 39 447 (тридцать девять тысяч четыреста сорок семь) рублей и средств областного бюджета в размере 46 308,0 (сорок шесть тысяч триста восемь) рублей.
Взыскать с ФИО4 в доход государства государственную пошлину в размере 2772 (две тысячи семьсот семьдесят два) рублей 65 копеек.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2017 года.
Председательствующий: Н.В. Улицкая.