дело 2-470/2023
86RS0021-01-2023-000515-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Югорск 27 сентября 2023 года
Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием
представителя истца ФИО3,
ответчика ФИО1,
при секретаре Харитоновой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-470/2023 по исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Газовик» к ФИО1 о взыскании обязательных платежей на содержание имущества общего пользования, задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
Товарищество собственников жилья «Газовик» (далее – ТСЖ) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей на содержание имущества общего пользования, задолженности по оплате коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. На земельном участке возведена жилая постройка. ТСЖ создано решением общего собрания собственников ДД.ММ.ГГГГ, обеспечивает жизнедеятельность <адрес> путем организации предоставления услуг по содержанию и ремонту имущества общего пользования на основании Устава, сметы доходов и расходов, утверждаемой ежегодно Общим собранием членов ТСЖ «Газовик», а также на основании договоров ресурсоснабжения, оказания услуг. Собственникам поселка ежемесячно производится начисление платы за содержание и ремонт имущества общего пользования, о суммах подлежащих оплате, все собственники земельных участков уведомляются квитанциями, которые ежемесячно поступают в почтовые ящики, установленные на территории поселка. Расчет ежемесячных платежей производится исходя и аров (соток) земельных участков, находящихся в собственности жителей коттеджного поселка. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 образовалась задолженность по оплате взносов в размере 280 326,45 рублей. За несвоевременное внесение платежей начислены пени в сумме 91 870,06 рублей. Ссылаясь на положения ст. ст. 153-155, 158 ЖК РФ, ст. 210,309 ГК РФ, просило взыскать с ответчика задолженность по оплате обязательных взносов по содержанию имущества общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 280 326,45 рублей, пени в сумме 91 870,06 рублей, судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях на иск. По существу пояснил, что территориального его участок находится в ином товариществе ТОО «Шиловка», никакого отношения к ТСЖ «Газовик» не имеет. Считал, что не обязан в таком случае оплачивать их услуги, так как письменного договора на оказание услуг не заключено, квитанции не направляются в его адрес. Канализационная сеть не является имуществом ТСЖ. Не согласился с представленным расчетом ТСЖ, считал, что плата за ТБО не соответствует постановлению РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что ежемесячный платеж за ТБО должен составлять 115,65 рублей на человека, а плата за водоотведение сточных вод в соответствии с Постановлением РЭК <адрес> в жилом доме с холодным водоснабжением, норматив потребления должен составлять 1,66 куб. м., с учетом тарифа равного 28,33 руб. за куб.м., ежемесячный платеж за водоотведение должен составлять 47,03 рублей. Не согласился с платой за услуги капитального ремонта, услуг по охране поселка, услуг по ведению банковского счета.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. 2, с кадастровым номером 66:41:0524002:0002, площадью 1414 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АВ 36524.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на принадлежащем ответчику участке возведено жилое строение.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.
К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов (ч. 4).
Из положений пункта 1 статьи 123.12 ГК РФ, а также части 1 статьи 135, пункта 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ следует, что при создании собственниками нескольких расположенных близко жилых домов товарищества собственников жилья необходимо соблюдение совокупности условий: наличие общей границы, а также нахождение в пределах этой границы сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, предназначенных для обслуживания более чем одного жилого дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 58-КГ22-8-К9).
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, что в <адрес> создано ТСЖ «Газовик», утвержден Устав ТСЖ из содержания которого следует, что ТСЖ создано для целей совместного управления комплексом недвижимого имущества в коттеджном поселке, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в коттеджном поселке в интересах и за счет членов Товарищества и других собственников домовладений или только (и) земельных участков в коттеджном поселке, принятие решений на Общем собрании членов Товарищества; обеспечение эксплуатации общего имущества в коттеджном поселке, то есть управляющими, обслуживающими и подрядными организациями, заключения с ними договоров, осуществления в интересах и за счет членов Товарищества и других собственников домовладений или только (и) земельных участков, расположенных в коттеджном поселке, контроля за исполнением этими организациями своих обязанностей, а также выполнение иных работ, предусмотренных Уставом; распределение между собственниками домовладений или только (и) земельных участков обязанностей по возмещению соответствующих затрат по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества; сохранения и приращения общего имущества, находящегося в общей долевой собственности; обеспечения надлежащего безопасного, технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечения соблюдения собственниками и членами их семей, а также лицами, пользующимися домовладениями или только (и) земельными участками на ином законном основании, Устава, правил пользования домовладениями и земельными участками, местами общего пользования ( пп. 2.1-2.6 Устава).
Таким образом, собственниками имущества коттеджного поселка Зеленый Бор <адрес> создано ТСЖ «Газовик» в целях управления, сохранения и надлежащей эксплуатации имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов.
На ТСЖ распространяется действие норм установленных Жилищным кодексом Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат требованиям Конституции Российской Федерации.
Согласно п.п. 1-4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Пунктом 6.1 Устава ТСЖ установлено, что объектами собственности в коттеджном поселке являются домовладения, а также нежилые помещения и дома, земельные участки, иные строения, сети инженерно-технического обеспечения, системы пожарной и иной сигнализации, объекты благоустройства, а также иное имущество.
Перечень общего имущества владельцев недвижимости <адрес>, находящегося в управлении ТСЖ «Газовик», конкретизирован в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано, что в перечень имущества, входят, в том числе, сети инженерно-технического обеспечения, инструменты, оборудование, материалы для обеспечения деятельности ТСЖ, блок охраны, контейнеры для сбора ТКО.
В подтверждение несения расходов на содержания имущества собственников индивидуальных домовладений, а также иных расходов, связанных с обеспечением деятельности, ТСЖ в материалы дела представлены договор аренды контейнеров для сбора ТКО № от ДД.ММ.ГГГГ, договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, договор оказания услуг по приему платежей №/УПЦ от ДД.ММ.ГГГГ, договор банковского счета № от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание услуг автотранспортом и спецтехникой от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договоры подряда на выполнение сантехнических работ от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с администратором от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с бухгалтером от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с юристом, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с электриком, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ со слесарем-сантехником, договор У1с-1789 от ДД.ММ.ГГГГ на модификацию, адаптацию и сопровождение программного продукта «1С:Предпритие».
Из материалов дела следует, что протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников имущества и членов ТСЖ «Газовик» утверждена смета доходов и расходов на 2019 год (затраты на содержание имущества составили 4 534 284,00 рубля), протоколом №ДД.ММ.ГГГГ год (затраты на содержание имущества составили 4 230 112,41 рублей), протоколом №ДД.ММ.ГГГГ год (затраты на содержание имущества составили 5 040 112,41 рублей), протоколом №ДД.ММ.ГГГГ год затраты на содержание имущества составили 5 737 981,08 рублей), протоколом №ДД.ММ.ГГГГ год (затраты на содержание имущества составили 6 452 965,22 рублей.
На период с 2019 по 2023 год вышеуказанными протоколами установлен ежемесячный размер взносов каждого владельца имущества в границах эксплуатационной ответственности ТСЖ.
Таким образом, судом установлено, что ТСЖ в период с 2019 по 2023 год понесены расходы на содержание общего имущества, а также иные расходы, связанные с обеспечением деятельности ТСЖ, сметы доходов и расходов утверждены общим собранием собственников, протоколы не оспорены, материалы дела обратного не содержат.
Земельный участок, принадлежащий ФИО1, а также принадлежащее ему в силу закона общее имущество, находится в зоне эксплуатационной ответственности ТСЖ «Газовик», что являлось предметом оценки судов ранее, и следует из решений Югорского районного суда ХМАО-Югра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, вступивших в законную силу.
В связи с чем, доводы ответчика ФИО1 о принадлежности его участка к ТОО «Шиловка» суд находит не состоятельными.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств оспаривания ответчиком протокола общего собрания об избрании способа управления общим имуществом собственников коттеджного поселка.
С учетом приведенных обстоятельств ответчик ФИО1 в силу прямого указания в законе обязан нести бремя содержания общего имущества, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности, независимо от того является ли он членом ТСЖ.
Пунктом 6.9 Устава ТСЖ установлено, что доля участия каждого собственника домовладения или только (и) земельного участка в общей долевой собственности на общее имущество в коттеджном поселке пропорциональна общей площади земельного участка данного собственника (единица измерения земельного участка –ар).
Протоколами общего собрания собственников имущества и членов ТСЖ «Газовик» №, №, №, №№ установлены, в том числе, размеры ежемесячной ставки платы (взноса) за1 ар, относящихся на долю каждого участника.
Согласно представленному расчету истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика ФИО1 образовалась задолженность по несению следующих расходов: взносов на капитальный ремонт имущества общего пользования в сумме 19 024,50 рубля; заработную плату электрика, сантехника в сумме 22 261,89 рубль; охрану имущества общего пользования в сумме 87 069,70 рублей; расходов на ремонт и замену имущества общего пользования в сумме 18 600,24 рублей; уборку и вывоз мусора и снега с территории коттеджного поселка в сумме 14 282,10 рубля; на управление эксплуатацией, юридическое и бухгалтерское обслуживание поселка в сумме 59 868,98 рублей; услуги банка за ведение расчетного счета ТСЖ в сумме 1 580,26 рублей; услуги банка по приему платежей от физ.лиц в сумме 1 591,00 рубль; эксплуатационные расходы по уборке помещения и территорий в сумме 9 720,33 рублей; электроэнергия МОП и технических целей в сумме 15 432,06 рубля.
Таким образом, размер задолженности ответчика ФИО1 по расходам на содержание общего имущества коттеджного поселка Зеленый Бор, в том числе принадлежащего ответчику, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 249 431,06 рубль, и подлежат взысканию с ответчика, так как относятся в силу закона на собственника имущества, поскольку расходы направлены на поддержание коммуникаций поселка, необходимы для комфортного проживания собственников индивидуальных жилых домов, при этом учитывая, что доказательств внесения платы за содержание ответчиком не представлено, а также наличие задолженности не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Доводы ответчика ФИО1, в частности о необоснованности начисления ТСЖ взносов на капитальный ремонт имущества, платы за услуги по охране поселка, суд находит не состоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что размер платы экономически не обоснован, превышает стоимость аналогичных услуг на рынке. Суд не находит, что данные услуги и взнос на капитальный ремонт противоречит целям деятельности ТСЖ, данные расходы обоснованы и направлены на поддержание имущества поселка в нормальном эксплуатационном состоянии.
Ссылка ответчика ФИО1 на отсутствие заключенного между ним и ТСЖ договора управления, не является основанием для прекращения взимания платы за управление ТСЖ имуществом общего пользования, находящимся в собственности иного лица, и за его содержание в отсутствие у собственника земельного участка (участков) договора с управляющей организацией на оказание соответствующих услуг.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7, части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4" признание названных норм не соответствующими Конституции Российской Федерации не является, по смыслу статей 17 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации, основанием для прекращения взимания платы за управление имуществом общего пользования, находящимся в собственности иного лица, и за его содержание в отсутствие у собственника земельного участка (участков) договора с управляющей организацией на оказание соответствующих услуг. При этом в случае возникновения спора факт установления указанной платы общим собранием собственников или в определенном им (в том числе утвержденным общим собранием, но не подписанным собственником участка договором) порядке не препятствует суду оценить доводы собственника участка об отсутствии у него фактической возможности пользоваться данным имуществом и извлекать полезный эффект из оказываемых управляющей организацией услуг, о выходе услуг за рамки объективно необходимых для надлежащего содержания данного имущества, об установлении стоимости услуг, явно превышающей их рыночную стоимость, об отнесении к данному имуществу объектов, фактически не предназначенных для удовлетворения общей потребности жителей комплекса в комфортных условиях проживания. Во всяком случае, собственник участка не лишен возможности инициировать проведение общего собрания собственников для изменения условий взимания указанной платы. Неустойка за ее несвоевременное внесение - поскольку такая неустойка не установлена заключенным с собственником участка договором - взыскана быть не может, что не препятствует применению ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК Российской Федерации.
Вместе с тем, суд находит состоятельными доводы ответчика ФИО1 о неправильном расчете платы за коммунальные услуги – водоотведение и платы за обращение с твердыми коммунальными отходами и отнесении данных услуг ТСЖ на эксплуатационные расходы, расходы на содержание.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (подп. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Части 3-4 ст. 154 ЖК РФ устанавливают, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 6.2 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные понятия содержатся в п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее –Правила №), где указано, что «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
«Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
«Коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, в коттеджном поселке <адрес> находится централизованная инженерно-техническая сеть системы водоотведения.
Домовладение ответчика ФИО1 подключено к централизованной системе водоотведения, что не оспаривалось ответчиком ФИО1 и следует из представленной в материалы дела переписки с ТСЖ.
В обеспечение оказания услуг по водоотведению ТСЖ «Газовик» с Екатеринбургским МУП водопроводно-канализационного хозяйства заключил типовой договор № водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Газовик» заключило договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Екатеринбургским МУП «Специализированная автобаза».
В типовом договоре № водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Аналогичные положения содержатся в п. 5 договор № от ДД.ММ.ГГГГ, что оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В приложении к договору № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указано, что объем принимаемых твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, то есть норматив накопления для жилого помещения ответчика составляет 0,261 куб.м. в месяц.
Отсюда следует, что заключив договор с ресурсоснабжающей организацией Екатеринбургским МУП водопроводно-канализационного хозяйства, а также с Екатеринбургским МУП «Специализированная автобаза», ТСЖ «Газовик» фактически приняло на себя функцию исполнителя коммунальных услуг, в свою очередь ФИО1 является конечным потребителем коммунальных услуг, то есть абонентом, вследствие чего расчеты за указанные выше коммунальные услуги должны производится по правилам ст. 157 ЖК РФ., положений Правил №.
В рассматриваемом случае способ расчета платы за отведение сточных вод и платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, приименный ТСЖ, то есть исходя из доли участия в общей долевой собственности на общее имущество в коттеджном поселке, противоречит действующему законодательству.
Согласно расчетам истца плата за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 998,56 рублей, плата за отведение сточных вод за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 21 896,83 рублей, расчет истца признается судом арифметически неверным и противоречащим положениям ЖК РФ, Правилам №.
Пункт 148(28) Правил № устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 148 (29) коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не предоставляется на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 148(30) Правил № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 9(1) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):
,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приложением к договору № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указано, что объем принимаемых твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, то есть норматив накопления для жилого помещения ответчика составляет 0,261 куб.м. в месяц. Согласно приложению расчет производится на 1 проживающего человека.
Согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ норматив накопления твердых коммунальных отходов для 1 проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 0,261 куб.м. в месяц либо 3,132 куб. м. в год.
Постановлением <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ установлена цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2019 году - 474,37 руб. с учетом НДС. 1 полугодие 2020 – 474,37 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2020 – 491,44 руб. с учетом НДС, 1 полугодие 2021 – 726,36 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2021 – 726,47 руб. с учетом НДС.
Постановлением <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами 2 полугодие 2020 – составит 579,82 руб. с учетом НДС.
Постановлением <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами 1 полугодие 2021 – 579,82 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2021 – 597,35 руб. с учетом НДС.
Постановлением <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ установлена цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 1 полугодие 2022 – 597,35 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2022 – 608,71 руб. с учетом НДС.
Постановлением <адрес>№-ПК от ДД.ММ.ГГГГ установлена цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными в 2023 году -627,06 руб. с учетом НДС.
Таким образом, по произведенным судом расчетам, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в домовладении, принадлежащем ФИО1:
- за 2019 год должна составить 123,81 руб. в месяц (1х3,132/12х474,37), а всего за декабрь 2019 года – 123,81 рубля;
- за 1 полугодие 2020 года должна составить 123,81 руб. в месяц (1х3,132/12х474,37), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 742,86 рубля.
- за 2 полугодие 2020 года должна составить 151,33 руб. в месяц (1х3,132/12х579,82), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 907,98 рублей;
- за 1 полугодие 2021 года должна составить 151,33 руб. в месяц (1х3,132/12х579,82), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 907,98 рублей;
- за 2 полугодие 2021 года должна составить 155,90 руб. в месяц (1х3,132/12х597,35), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 935,40 рублей;
- за 1 полугодие 2022 года должна составить 155,90 руб. в месяц (1х3,132/12х597,35), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 935,40 рублей;
- за 2 полугодие 2022 года должна составить 158,87 руб. в месяц (1х3,132/12х608,71), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 953,22 рублей;
- за 1 полугодие 2023 года должна составить 163,66 руб. в месяц (1х3,132/12х627,06), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2023– 981,96 рубля;
а всего за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 488,61 рублей.
В соответствии с абз. 7 п. 42 Правил № размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод и оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной и (или) горячей воды, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении за расчетный период, определенных по показаниям приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии одного из таких приборов учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги соответственно по холодному или горячему водоснабжению. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных вод, а также индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:
Pi = ni x Nj x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с ДД.ММ.ГГГГ - 1,5. В <адрес> величина повышающего коэффициента увеличивается на величину, установленную органами государственной власти <адрес>, не превышающую 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлениями РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК, №-ПК утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, многоквартирного или жилого дома с централизованным холодным водоснабжением при наличии водопроводного ввода составляет 1,66 куб. м. на 1 человека в месяц.
Постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК утвержден тариф Екатеринбургскому МУП «Водоканал» на водоотведение в период 2 полугодие 2019 года в сумме 23,05 руб. с учетом НДС, 1 полугодие 2020 года – 23,05 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2020 года – 24,94 руб. с учетом НДС, 1 полугодие 2021 года- 24,94 руб. с учетом НДС, 2 полугодие 2021 года – 26,38 руб. с учетом НДС.
Постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК утвержден тариф Екатеринбургскому МУП «Водоканал» на водоотведение в период 1 полугодие 2022 года – 26,38 руб. с учетом НДС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 26,38 руб. с учетом НДС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 28,33 руб. с учетом НДС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 28,33 руб. с учетом НДС.
Судом установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, постоянно проживает 1 человек, со слов ответчика имеется водопроводный ввод, степень благоустройства домовладения ванной и душевыми кабинами, а также наличие водонагревателя не установлено, ТСЖ данных не представлено, индивидуальным прибором учета холодной воды и сточных вод домовладение не оборудовано, акт о наличии либо отсутствия технической возможности установки прибора учета в материалы дела ответчиком не представлен.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства в материалах дела отсутствуют, соответственно по расчетам суда, плата за коммунальную услугу отведение сточных вод в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, производится с применением повышающего коэффициента 1,5, а также норматива 1,66 куб.м. на человека и составит:
- за декабрь 2019 года - 57,39 руб. в месяц (1х1,66х1,5х23,05);
- за 1 полугодие 2020 года должна составить 57,39 руб. в месяц (1х1,66х1,5х23,05), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 344,34 рубля.
- за 2 полугодие 2020 года должна составить 62,10 руб. в месяц (1х1,66х1,5х24,94), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 372,60 рубля;
- за 1 полугодие 2021 года должна составить 62,10 руб. в месяц (1х1,66х1,5х24,94), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 372,60 рубля;
- за 2 полугодие 2021 года должна составить 65,68 руб. в месяц (1х1,66х1,5х26,38), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 394,08 рубля;
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна составить 65,68 руб. в месяц (1х1,66х1,5х26,38), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 722,48 рублей;
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна составить 70,54 руб. в месяц (1х1,66х1,5х28,33);
- за 1 полугодие 2023 года должна составить 70,54 руб. в месяц (1х1,66х1,5х28,33), а всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2023– 423,24 рубля.
а всего за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 757,27 рубля.
Таким образом, судом установлен факт неисполнения ответчиком ФИО1 обязательств по уплате расходов на содержание общего имущества коттеджного поселка и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 258 676,94 рублей, из них: обязательные взносы на содержание имущества коттеджного поселка в сумме 249 431,06 рубль, плата за коммунальную услугу водоотведение -2 757,27 рубля, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - 6 488,61 рубля, указанная задолженность подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в пользу ТСЖ, требования в данной части подлежат частичному удовлетворению.
При этом суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца о взыскании пени, учитывая позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П (что неустойка за ее несвоевременное внесение - поскольку такая неустойка не установлена заключенным с собственником участка договором - взыскана быть не может, что не препятствует применению ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК Российской Федерации) суд не находит оснований для удовлетворения требований ТСЖ о взыскании с ФИО1 пени, исчисленной по правилам ст. 155 ЖК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности 249 431,06 рубль (в которую, в частности включены расходы по эксплуатации коттеджного поселка), поскольку на данные расходы неустойка по правилам ст. 155 ЖК РФ начислению не подлежит.
Вместе с тем пени по правилам ст. 155 ЖК РФ подлежат начислению в отношении задолженности за коммунальную услугу водоотведение -2 292,65 рубля, а также в отношении задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - 6 488,61 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2023
В соответствии с ч. 4 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Учитывая, что расчет пени ТСЖ произведен на общую сумму задолженности, судом признается арифметически неверным.
Таким образом, пени за коммунальные услуги водоотведение и за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составят 2 692,76 рублей, подлежат взысканию с ФИО1 в пользу ТСЖ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям (70,22 %) в сумме 4 860,60 рублей (6921,97 х70,22/100).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Товарищества собственников жилья «Газовик» к ФИО1 о взыскании обязательных платежей на содержание имущества общего пользования, задолженности по оплате коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Товарищества собственников жилья «Газовик» задолженность по обязательным платежам на содержание имущества общего пользования, по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 258 676,94 рублей, из них: обязательные взносы на содержание имущества коттеджного поселка в сумме 249 431,06 рубль, плата за коммунальную услугу водоотведение -2 757,27 рубля, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - 6 488,61 рубля; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 692,76 рублей.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Товарищества собственников жилья «Газовик» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 860,60 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 04 октября 2023 года.
Верно.
Председательствующий судья В.Н. Колобаев
Секретарь суда ФИО6