Дело № 2-4746/13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] г. Нижний Новгород
Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Сапеги В.А., при секретаре Просвирновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева В.Н. к ООО «ПЕГАС» о взыскании стоимости услуг, оказанных с недостатками, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику ООО «Пегас» о взыскании стоимости услуг, оказанных с недостатками, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа. В обоснование заявленных требований указала следующее.
Истец [ 00.00.0000 ] приобрел по договору у ООО "Центр Туризма", являющегося агентом ответчика, туристский продукт, сформированный туроператором ООО «Пегас Нижний Новгород». Приобретенный туристский продукт включал в себя авиаперелет, размещение в отеле, оформление медицинской страховки, трансфер.
[ 00.00.0000 ] истец вылетел из г.Москвы в г.Шарм-эль-Шейх для отдыха.
[ 00.00.0000 ] менее чем за сутки до вылета истца предупредили о том, что время вылета из г.Шарм-эль-Шейх переносится с 19:30 26.11.2012 на 07:55 26.11.2012, в связи с чем время фактического отдыха и пребывания в отеле значительно сократилось. Истец рассчитывал провести время на отдыхе до 19:30 26.11.2012, по мнению истца, последний оплаченный день отдыха не был использован.
Таким образом, Лазарев В.Н. полагает, что комплекс услуг по договору оказан с существенным недостатком, в связи с чем истец обратился в суд.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика ООО «Пегас Нижний Новгород» стоимость услуг, оказанных с недостатком, в размере 14 190 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, неустойку в размере 89 397 рублей, штраф.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом ведения дела через своих представителей.
В ходе судебного заседания представителями истца по доверенности Ф.И.О.1 и Ф.И.О.2 заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика с ООО «Пегас Нижний Новгород» на ООО «ПЕГАС».
На основании определения Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] по делу произведена замена ненадлежащего ответчика с ООО «Пегас Нижний Новгород» на ООО «ПЕГАС».
В ходе судебного заседания представителями истца заявлено ходатайство об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в окончательном виде истец просит: взыскать с ответчика 14 190 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, неустойку в размере 47 300 рублей, штраф.
Представитель ответчика ООО «ПЕГАС» по доверенности Ф.И.О.3 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика ООО «Центр Туризма», ООО «Пегас Нижний Новгород», ООО «Центр Бронировании» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд с согласия представителей истца, представителя ответчика на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц.
Суд, заслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Из положений ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ следует, что туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28 июня 2012 года № 17, применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
Как следует из положений п. 13 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии. Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.
Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Судом установлено, [ 00.00.0000 ] между ООО «Центр Туризма» и Лазаревым В.Н. заключен договор поручения [ № ], согласно условиям которого, фирма обязуется от собственного имени, но за счет Туриста и по его поручению, осуществить юридические и фактические действия, направленные на приобретение в интересах истца, для него лично и/или для сопровождающих лиц, туристского продукта (тура): путешествие с 18.11.2012-26.11.2012, маршрут поездки Египет, Шарм-эль-Шейх, название отеля Sheraton Sharm Resort 5*, услуги по питанию все включено, авиаперелет 18.11.2012, 26.11.2012, чартерный рейс, эконом класс, трансфер аэропорт-отель-аэропорт, медицинская страховка, а клиент обязуется оплатить этот турпродукт стоимостью 47 300 рублей.
Время начала и окончания туристского продукта определены календарными датами, а не сутками, часами и минутами. Согласно условиям договора, п.1.3. туроператором, являющимся непосредственным исполнителем туристических услуг, входящих в турпродукт, является ООО "Pegas" (ПЕГАС). В судебном заседании установлено, что [ 00.00.0000 ] "Пи Джи Эс Интернэшнл лимитед" (PGS International Limited) заключил с ООО "Пегас" контракт [ № ], согласно которому (п. 1.1) первое как Принципал оказывает туристские услуги за пределами РФ, а второе как Агент оплачивает пакеты услуг, сформированные принципалом за счет покупателя туристских услуг. Агент реализует туристские услуги от своего имени, но за счет Принципала, в рамках оговоренных настоящим контрактом. [ 00.00.0000 ] между ООО «Р энд К Травэл» и ООО «Центр Бронирования» заключен договор [ № ], согласно которому ООО «Центр Бронирования» по поручению ООО «Р энд К Травэл» самостоятельно, от своего имени заключает с третьими лицами договоры по приобретению комплекса туристических услуг.[ 00.00.0000 ] между ООО «ПЕГАС» и ООО «Р энд К Травэл» заключен контракт, согласно которому ООО «ПЕГАС» на основании заявок ООО «Р энд К Травэл» осуществляет бронирование туристского продукта, сформированного "Пи Джи Эс Интернэшнл лимитед". Судом установлено, что авиаперелет входил в объем услуг туроператора по договору от [ 00.00.0000 ] и был осуществлен не регулярным рейсом авиакомпании, а зафрахтованным (чартерным) воздушным судном, которого нет в расписании регулярных полетов. Время вылета чартерного рейса заранее согласуется как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком-"Пи Джи Эс Интернэшнл лимитед" (PGS International Limited). В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Согласно п. п. 72 - 74 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна. Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судом любым доступным способом.Об изменении времени вылета с 19:30 часов на 07:55 часов [ 00.00.0000 ] истец был извещен заблаговременно - [ 00.00.0000 ] , как указано в иске и не отрицалось в судебном заседании. Таким образом, перевозка пассажира чартерным рейсом была произведена в согласованную сторонами дату, что полностью соответствует периоду туристского продукта, указанному в договоре [ № ] от [ 00.00.0000 ] .ООО «ПЕГАС» не является перевозчиком, однако, он предпринял меры для заблаговременного информирования истца об изменении расписания воздушных судов перевозчика. Вины туроператора в изменении расписания рейса судом не установлено.Доводы истца о том, что он рассчитывал провести время на отдыхе вплоть до первоначального предполагаемого вылета из аэропорта, то есть до 19:30 26.11.2012, основаны на субъективных ожиданиях и неоправданных представлениях об оказываемой услуге, которые не соответствуют условиям, заключенного договора, в том числе, в связи с тем, что истец при заключении договора уведомлен о том, что рейс чартерный, а значит время вылета может быть изменено, существенным условием является дата вылета - 26.11.2012. В соответствии с положениями ст. 20 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из положений ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 года № 2300-1 следует, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28 июня 2012 года № 17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что какого-либо нарушения прав истца Лазарева В.Н. по вине ответчика допущено не было, истец уведомлен о том, что перелет осуществляется чартерным рейсом, время вылета которого может быть изменено по инициативе перевозчика.
Таким образом, отсутствует причинная связь между действиями ответчика и причиненным моральным вредом, выразившемся в нравственном страдании и физических неудобствах из-за раннего пробуждения, собирания вещей, обмена билетов и испорченного настроения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о взыскании денежных средств за неиспользованные дни отдыха, неустойки и компенсации морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку относимые и допустимые доказательства вины ответчика в нарушении прав потребителя суду представлены не были.
Из содержания ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" следует, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
[ 00.00.0000 ] в адрес ООО «Пегас Нижний Новгород» и ООО «Центр Туризма» направлялась перетнзия.
Реализация указанного туристического продукта осуществлялась туроператором ООО "Пегас". Каких-либо претензий к данному туроператору истцом в установленный законом срок не предъявлялось.
Оснований для взыскания штрафа у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Лазарева В.Н. к ООО «Пегас» о взыскании стоимости услуг, оказанных с недостатками, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Сапега
Решение в окончательной форме составлено [ 00.00.0000 ] .