Дело № 2-475/2021
УИД29RS0011-01-2021-000822-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года село Красноборск
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Игнат О.В.,
с участием истца ФИО3 посредством видеоконференц-связи с Виноградовским районным судом Архангельской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие с нормативными требованиями и предоставить земельный участок для свободного пешего прохода и проезда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район», в котором просит суд возложить на администрацию района обязанность привести автомобильную дорогу местного значения «<адрес>» подъезд к дому № ***» в соответствие с нормативными требованиями (оканавить, засыпать и сделать планировку дороги), и предоставить ему земельный участок для свободного пешего прохода и проезда автомобилей от <адрес> до соседней улицы.
В обоснование иска указал, что 23.07.2020 он обратился в администрацию МО «Афанасьевское» с заявлением, в котором указал, что, тропинка, по которой все ходят, соседи вновь построенных домов, он с семьёй, почтальон, иные лица была перекрыта соседом Свидетель №1
При разрешении данного заявления специалистами администрации МО «Афанасьевское» была проведена встреча с заявителем и Свидетель №1, проведен осмотр соседних участков.
20.08.2020 обратился в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» с заявлением о выделении земельного участка для общего пользования, а именно пешего прохода и проезда на легковых автомобилях.
28.08.2020 получил ответ на заявление, не согласившись с которым, обратился в прокуратуру Верхнетоемского района.
В октябре 2020 года он вновь обратился в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» с заявлением о выделении земельного участка. Из ответа на заявление следует, что подъезд к его дому и близ построенным домам от соседней улицы обеспечен автомобильной дорогой местного значения «<адрес>» подъезд к дому № ***».
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены. В направленном в суд отзыве на иск глава администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» указала, что не согласна с предъявленным иском ФИО3 по следующим основаниям.
Согласно части 1 стати 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится (в том числе) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного качения.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная дельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти вопросы закреплены и в статье 7 Устава муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».
Пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Администрация, руководствуясь указанными нормами, осуществляет полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Верхнетоемского муниципального района.
Согласно части 2 статьи 41 Закона № 131 -ФЗ органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, следовательно, администрация не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.
В целях определения подрядчиков для поддержания надлежащего технического состояния автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения администрация при осуществлении своих полномочий проводит работу в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Автомобильная дорога общего пользования местного значения поселений Верхнетоемского муниципального района «<адрес>, подъезд к дому № ***» передана в собственность Верхнетоемского муниципального района на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 10 сентября 2020 года «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Верхнетоемский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «Афанасьевское» и внесена в реестр Муниципального имущества.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений Верхнетоемского муниципального района, утвержденному постановлением администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 30 мая 2016 года № 11/6 (в ред. от 01 марта 2021 года), автодорога «<адрес>, подъезд к дому № ***» (идентификационный № ***№ ***) протяженностью 0,297 км, проходит по территории муниципального образования «Афанасьевское».
Администрацией по результатам электронного аукциона 11 января 2021 года заключён муниципальный контракт № *** с обществом с ограниченной ответственностью «СодДор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в «Границах муниципального образования «Афанасьевское», согласно которому в перечень работ входит восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебёночным, гравийным или грунтовым покрытием, и к обязательствам подрядчика относится (в том числе) обеспечение качественного выполнения комплекса работ в соответствии с требованиями действующей отраслевой нормативной документации (ОДМ 218.0.000-2003, ГОСТ, СНиП, ВСН), а также настоящего контракта для поддержания бесперебойного движения: транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, в том числе, обеспечения сохранности автомобильных дорог в течение всего периода выполнения работ по контракту, по 31 мая 2022 года. Приёмка результатов работ по контракту осуществляется ежемесячно. Подрядчик проинформирован о претензиях Истца к состоянию автодороги.
Администрацией постоянно проводится необходимый комплекс мероприятий при осуществлении полномочий по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог, по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В отношении требований о предоставлении земельного участка для свободного пешего прохода и проезда автомобилей от <адрес> до соседней улицы, сообщила следующее.
На основании обращений ФИО3 неоднократно проводилось обследование земельного участка, имеющегося в собственности истца, и прилегающих земельных участков в целях предупреждения и выявления нарушений земельного законодательства. Было установлено, что подъезд к дому № ***, в котором проживает истец, от соседних улиц обеспечен автодорогой «<адрес>, подъезд к дому № ***», в связи с чем, в обустройстве дополнительного прохода и заезда до соседней улицы нет необходимости.
Истец был уведомлен о том, что при необходимости перемещения по маршруту, проходящему по земельным участкам, находящимся в собственности соседей, он вправе требовать от данных собственников предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитута).
На основании изложенного, просили суд в удовлетворении требований, заявленных ФИО3, отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.
Допрошенный в качестве специалиста кадастровый инженер ФИО2 А.В. в судебном заседании пояснил, что местность, по которой истец желает обустроить проход ему известна, на данной территории он был лично. Теоретически формирование и предоставление земельного участка в данной территории села возможно.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, если она не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в свое отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав истца, специалиста, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная дельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ЗК РФ полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено в судебном заседании ФИО3 проживает по адресу: <адрес> МО «Афанасьевское» <адрес>.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений Верхнетоемского муниципального района, утвержденному постановлением администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 30 мая 2016 года № 11/6 автодорога «<адрес>, подъезд к дому № ***» (идентификационный № *** ОП МП 016) протяженностью 0,297 км, проходит по территории муниципального образования «Афанасьевское».
Истец, в связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия данной дороги обращался в администрацию МО «Афанасьевское» с заявлением о выделении ему земельного участка для прохода к его частному дому, в котором пояснял, что соседи Свидетель №1 и Свидетель №2 препятствуют проезду к его дому по хозяйственным дорогам.
28.08.2020 ФИО3 вновь обращался в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» с заявлением о выделении земельного участка для пешего прохода и проезда от своего дома до соседней улицы.
Согласно ответу главы администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 28.08.2020 подъез к дому ФИО3 от соседних улиц обеспечен автомобильной дорогой местного значения «<адрес>. Подъезд к ***», в обустройстве дополнительного прохода и проезда от дома ФИО3 до соседней улицы нет необходимости.
29.07.2020 специалистами отдела инфраструктурного развития администрации Верхнетоемского муниципального района при участии специалиста администрации муниципального образования «Афанасьевское» проведен рейдовый осмотр по муниципальному земельному контролю в отношении земельных участков, находящихся в собственности ФИО3 и собственности соседей ФИО3: Свидетель №1 и Свидетель №2, при этом проводились визуальный осмотр, обмер и фотофиксация земельных участков. Со стороны Свидетель №2 нарушения не выявлены. Со стороны ФИО3 и со стороны Свидетель №1 выявлены нарушения в сфере земельного законодательства. Отмечено, что самовольно занятия земель соседями в сторону хозяйственного проезда нет. Единственным препятствием для передвижения по хозяйственному проезду на момент проведения рейда являлась тракторная телега, принадлежащая Свидетель №1
Прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области на обращение ФИО3 от 18.10.2020 по вопросу выделения органом местного самоуправления земельного участка для общего пользования проведена проверка, ФИО3 разъяснены положения статей 23 Земельного кодекса РФ, 274-276 Гражданского кодекса РФ, а также право обращено в суд с иском об установлении сервитута на земельный участок.
Администрацией МО «Верхнетоемский район» с ООО «СодДор» 11.01.2021 заключен муниципальный контракт № *** на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Афанасьевское», в том числе входит и дорога «<адрес>. подъезд к дому № ***».
ФИО3 26.10.2021 обратился в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 29:02:020601:371 и о предоставлении земельного участка без торгов на основании подпункта 3 пункта 20 административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков без торгов на территории Верхнетоемского муниципального района от 27 апреля 2020 года №16/6.
В связи с предоставлением документов, не соответствующих установленным требованиям (п. 18 административного регламента), а именно по причине ненадлежащего заполнения заявления в части не указания сведений по пунктам, содержащим основание предоставления земельного участка без проведения торгов ФИО3 02.11.2021 было отказано в приеме данных заявлений с разъяснением о необходимости представить заявления, оформленные в соответствии с требованиями административного регламента, обращено внимание ФИО3 на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером № *** находится в частной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером № ***, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: *** площадью 1400 кв.м., который просит ФИО1 в своих заявлениях, адресованных в администрацию выделить ему, является общей долевой собственностью ***.
Таким образом, по делу установлено, что истец до момента подачи иска не обращался в установленном порядке в соответствии с утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 27.04.2020 № 16/6 административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков без торгов на территории Верхнетоемского муниципального района.
26.10.2021 он обратился в установленном порядке к ответчику, но просил в заявлении предоставить уже принадлежащий на праве собственности иному физическому лицу земельный участок.
В связи с чем оснований для признания незаконным действий ответчика по непредставлению земли истцу, а, следовательно, возложения обязанности по устранению данного нарушения не имеется, в данной части иск удовлетворению не подлежит.
Рассматривая требования о приведении автомобильной дороги местного значения «<адрес>. Подъезд к ***» в соответствие с нормативными требованиями суд так же приходит к выводу о его недоказанности.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
Согласно п. 41.-4.3 4.1 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
В случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.
Под дефектами данным ГОСТом понимается несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
Наличие таких дефектов истцом не доказано. Представленные фотоматериалы не являются надлежащими доказательствами технического состояния автодороги.
Учитывая изложенное требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» об обязании привести автомобильную дорогу местного значения «<адрес>. Подъезд к ***» в соответствие с нормативными требованиями (оканавить, засыпать и сделать планировку дороги), и предоставить ему земельный участок для свободного пешего прохода и проезда автомобилей от <адрес> до соседней улицы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз