Дело № 2-610/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Рыжовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Адиминитсрации города Костромы, Межрегиональному территориальному управлениюфедерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2 обратились в Свердловский районный суд г. Костромы с указанным исковым заявлением, просят суд, признать за собой право общей долевой собственности в соотношении 1/2 на квартиру общей площадью 61 кв. м, состоящей из трех комнат, расположенную по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующими обстоятельствами, на основании Постановления Администрации города Костромы № от <дата> г„ и ордера на вселение в жилое помещение от <дата>.Г №, истцы являются жителями (зарегистрированы и фактически проживаем; справка о составе семьи от <дата>№) жилого помещения общей площадью 61 кв. м, состоящего из 3-х комнат, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №. Данная квартира была получена, ФИО3 (умер <дата>), согласно рассмотренной жилищной комиссией штаба по делам ГО и ЧС и жилищной комиссии города на четырех человек, как переселенцам из ветхого жилья, расположенного по адресу <адрес>. Спустя некий промежуток времени, истцы решили выяснить статус правообладания данной квартирой. Согласно имеющимся данным указанная квартира не является не чей собственностью. Фактическое количество зарегистрированных и проживающих лиц соответствует справки полученной из Центра регистрации граждан № от <дата>, за исключением ФИО3. В соответствии с Законом РФ от <дата>№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцами единогласно было принято решение о приватизации занимаемого жилого помещения (квартиры) в общую долевую (равные доли по 1/2) собственности. В апреле 2018 года Истцы обратились в Администрацию г. Костромы с заявлением о приватизации жилого помещения. Им было отказано, поскольку квартира, в реестре муниципального имущества города Костромы не значится (ранее не значилось). 19 апреля года 2018 г обратились МТУ Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях с обращением об имеющихся сведениях на объект недвижимости. В ответе указано на отсутствие сведений по данному объекту.<дата> было сделано обращение в ГУ МЧС России по Костромской области, данных по данному объекту не имеется, за ними не закреплено.Таким образом, занимаемое жилое помещение не включено ни в один реестр федеральной собственности, ни в реестр муниципальной собственности, фактически собственника нет. Истцы проживают в данной квартире с 1995 года, оплачивают коммунальные услуги, поддерживают техническое и санитарное состояния недвижимого объекта. В настоящее время мы желают воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, однако в административном порядке сделать это не представляется возможным. Требования так же мотивированы нормами ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 11, 12 ГК РФ
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, ГУ МЧС России по Костромской области, Департамент региональной безопасности по Кострмоской области.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
ФИО1 пояснила, что жилое помещение получал муж по ордеру во время службы в штаба ГО ЧС, с тех пор проживают в жилом помещении, обратились в администрацию г. Костромы о приватизации, в приватизации было отказано, так как квартира не является муниципальной, отсутствуют сведения о данном имуществе и в Росимуществе
Представитель администрации г. Костромы по доверенности ФИО4 полагала администрацию ненадлежащим ответчиком, поскольку данное жилое помещение не является муниципальным имуществом.
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Кострмоской и Ярославских областях о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, исходя из представленного отзыва по существу искового заявления сообщило, что сведения о реорганизации Штаба ГО по г. Костроме, передаче жилого фонда в МТУ отсутствует.
Департамент региональной безопасности по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исходя из письменного отзыва, дерпартамент не является правопреемником Штаба ГО, документацией о передаче квартиры не располагает.
Департамент имущественных и земельных отношений по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение полагал на усмотрение суда.
Представитель ГУ МЧС по Костромской области в судебное заседани не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании пояснил, что правопреемником Штаба ГО не является, о чем свидетельствует представленная историческая справка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1,3,4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из материалов дела на основании ордера от <дата> ФИО3 с членами семьи ФИО1, ФИО2, ФИО5 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании Постановления Администрации г. Костромы от 02.02.1995 г. № 340 «О предоставлении жилой площади».
<дата> ФИО6 умер, запись акта о смерти № от <дата>, в жилом помещении на момент обращения в суд проживают ФИО2, <дата> г.р. с <дата>, ФИО1, <дата> г.р., с <дата>.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, как следует из сведений ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», является Штаб гражданской обороны Костромской области и г. Костромы на основании договора № о передаче квартиры от <дата> Как следует из данного договора, ТОО Фирма «БИЛДИНГ» во исполнение договора на долевого участия передает Штабу гражданской обороны Костромской области и г. Костромы в сосбственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях от <дата>№, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения по запрашиваемому объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес>.
Отсутствуют сведения о правах муниципального образования город Кострома, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области на данное жилое помещение.
Как следует из справки ОГКУ «ГАКО», в период с <дата> по <дата> изменений в названии и подчиненности Штаба гражданской обороны Костромской области Министерства обороны СССР не происходило (Р - 2300. Предисловие к описи № 1. Л. 2 - 4 ). В связи с распадом СССР Штаб гражданской обороны Костромской области с <дата> перешел в подчинение Государственному комитету по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (ГКЧС РФ). В период с <дата> по <дата> изменений в названии и подчиненности Штаба гражданской обороны Костромской области Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (ГКЧС РФ) не происходило. Указом Президента РФ от <дата>№ «О гражданской обороне» ; директивой Председателя ГКЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата>№ с <дата> Штаб гражданской обороны Костромское области переименован в Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области (Р - 2300. Предисловие к описи №. Л. 4). В период с <дата> по <дата> изменений в названии и подчиненности Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (ГКЧС РФ) не происходило. Директивой Министра МЧС России от <дата>№ и указания начальника ЦРЦ МЧС России от <дата>№ с <дата> Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области с подчинением МЧС России ((Р - 2300. Предисловие к описи № 1. Л. 5).
В тоже время Управление ГО и ЧС г. Костромы было вновь создано в соответствии с Постановлением Администрации г. Костромы от <дата>№ «О проведении организационно-штатных мероприятий по реформированию органов управления по делам ГО и ЧС г. Костромы, что также подтверждается Положением об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Костромы.
Таким образом, указанное жилое помещение в силу закона относится к государственной собственности, поскольку после реорганизации Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области в подчинение МЧС России, жилое помещение не было передано в состав имущества как вновь образованного органа, как государственное имущество, так и муниципального образования.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьями 2 и 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ФИО7 являются нанимателями жилого помещения на основании договора социального найма, поскольку квартира предоставлена на основании ордера на жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий, список очередности №, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Так, как следует из ст.47 ЖК РСФСР (утратил силу 01 марта 2005 г.), на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Как предусматривает ст. 29 ЖК РСФСР, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, приведенным в части 1 данной статьи, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с положениями статей 29, 30, 31 ЖК РСФСР, пунктами 8 - 10, 12, 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавших до 1 марта 2005 года, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае принятия их на соответствующий учет. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 право на приватизацию не использовали.
В статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» перечислены виды жилых помещений, не подлежащих приватизации, в том числе жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5).
По смыслу указанных положений закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что не может быть признано соответствующим закону. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В данном случае истец по независящей от него причине не может реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры, а потому в силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вправе требовать признания за ним права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке
Поскольку ФИО1, ФИО2 вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, ранее в приватизации не участвовали, спорная квартира не является помещением специализированного найма, то есть не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в собственность, суд приходит к выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность истцов не имеется.
Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда является основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Адиминитсрации города Костромы, Межрегиональному территориальному управлениюфедерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях удовлетворить частично.
Признать за ФИО1, ФИО2 право собственности в порядке приватизации по ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Костромской областной через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Ветрова С.В.
Копия верна