Дело № 2-479/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ардатов 17 ноября 2015 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Карасева В.Е.,
при секретаре Чернышевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Гавина Д.М.,
представителя ответчика администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – ФИО1 действующего на основании доверенности от 15 апреля 2015г.,
ответчика – ФИО2,
третьего лица отдела водных ресурсов Верхнее – Волжского бассейнового водного управления по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов и прав муниципального образования прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, ФИО2 о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от 28.03.2008, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером - - , общей площадью - - расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды заключен сроком до 28.03.2057 и в настоящее время является действующим.
Данный договор не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Прокурорской проверкой установлено, что в администрацию Ардатовского муниципального района РМ поступило заявление ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка, <адрес>
Постановлением администрации Ардатовского муниципального района от 28.03.2008 № 182 «О предоставлении в аренду земельного участка» спорный земельный участок предоставлен ФИО2 в аренду сроком на 49 лет, на основании данного постановления заключен оспариваемый договор.
Прокуратурой района проведена проверка, и установлено что на земельном участке с кадастровым номером - - общей площадью <данные изъяты><адрес> находится водный объект – пруд с гидротехническим объектом – плотиной с водосбросным сооружением. Пруд на момент проверки спущен на зиму.
Согласно поступившей информации из отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления следует, что вышеуказанный пруд расположен на безымянном ручей протяженностью от 1,5 до 3,0 км. впадающим в р. Киевка, которая протекает через р.п. Тургенево и впадает с правого берега в р. Алатырь. Безымянный ручей на котором построен пруд является источником наполнения пруда, а также его площадью водосбора. Река Киевка и безымянный ручей являются единым водным объектом общего пользования.
Следовательно, водные объекты в виде водоема (пруд) и ручья являются поверхностными водными объектами и входят в водный фонд Российской Федерации, а поэтому спорный земельных участок, на котором они расположены, не может быть передан по договору аренды и межевание спорных земельных участков не может осуществляться.
Более того, Российская Федерация не наделяла муниципальный орган в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочиями по предоставлению обозначенных федеральных водных объектов, что исключает право администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия распоряжаться ими.
Таким образом, незаконная передача администрацией муниципального района земельного участка нарушает права Российской Федерации как собственника водных объектов на рациональное использование водных ресурсов, их охрану от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, а также право неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных и бытовых нужд.
Кроме того, действиями администрации муниципального района нарушается право неопределенного круга лиц на предусмотренное статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации беспрепятственное пользование водными объектами.
Просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка от 28.03.2008, заключенный между Администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и ФИО2, обязать ФИО2 возвратить администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером - - общей площадью - - расположенный по <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Гавин Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и пояснил, что отсутствие сведений о водных объектах в государственном водном реестре не является достаточным доказательством фактического отсутствия водного объекта.
Представитель ответчика администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – ФИО1 действующего на основании доверенности от 15 апреля 2015г в судебном заседании исковые требования не признал и показал, что администрацией Ардатовского муниципального района РМ земельный участок с - - , расположенный <адрес> предоставлялся ФИО2 для строительства пруда в соответствии со ст. 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации. На момент предоставления земельный участок имел статус государственная собственность Действительно по территории указанного земельного участка протекает безымянный ручей который впадает в р. Киевка, но согласно официальным сайтам в сети интернет государственного реестра водных объектов, вышеназванные: безымянный ручей и р. Киевка не значатся, а соответственно в заявленных исковых требования прокурору Ардатовского района следует отказать.
Ответчик – ФИО2 иск не признал, просил суд в заявленных исковых требования истцу, отказать.
Представитель третьего лица - отдела водных ресурсов Верхнее – Волжского бассейнового водного управления по Республике Мордовия в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное заявлении о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные требования прокурора поддерживает.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки (реки, ручьи); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8.
В силу части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (часть 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ, пункта 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации прудом является поверхностный водный объект, созданный искусственно (копанный, наливной) и обладающий признаками изолированности и обособленности, то есть не имеющий естественной гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Из материалов дела установлено, что администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия зарегистрирована в качестве юридического лица 01.07.2002 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, расположено по адресу: Республика Мордовия, <...>
28.03.2008г. на основании постановления Главы администрации Ардатовского муниципального района республики Мордовия № 182 между администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка - - сроком на 49 лет.
09.10.2015 г. прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия была проведена проверка расположения земельного участка с кадастровым номером - - .
В результате проверки установлено, что по выше указанному земельному участку где расположен пруд арендатора ФИО2 протекает Безымянный ручей, протяженностью от 1,5 до 3,0 км. впадающих в р. Киевка, которая протекает через р.п. Тургенево и впадает р. Алатырь. Данный безымянный ручей, на котором построен пруд, является источником наполнения пруда, а также его площадью водосбора. Река Киевка и ручей безымянный протекающий в границах земельного участка с КН - - являются единственными водными объектами общего пользования.
По сведениям Отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по РМ от 09.10.2015г. в Ардатовском муниципальном районе около р.п. Тургенево, примерно в 2-2.5 км по направлению на юго-запад берет свое начало р. Киевка далее по одномиенному оврагу протекает через р.п. Тургенево, и впадает с правого берега в р. Алатырь. Длинна ее водотока составляет в пределах 6,5-7 км. В указанный водный объект с правого берега впадает по оврагам Ближняя Померка, Студенец, Средняя Померка, Ключаревский соответственно от устья р. Киевка четыре безымянных ручья, протяженностью от 1,5 до 3,0 км. Водотоки на которых построены пруды являются источниками наполнения пруда, а также их площадь водосбора. Река и расположенные на ней водохраничище (пруд) в пределах последнего является единым водным объектом общего пользования.
Таким образом, пруд и ручей (без названия), расположенный на спорном земельном участке с кадастровым номером - - , и р. Киевка являются поверхностными водными объектами, имеют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами – р. Алатырь и входят в водный фонд Российской Федерации, поэтому спорный земельный участок, на котором они расположены, не мог быть передан в аренду.
В соответствии с нормами статьи 1 ВК РФ водный объект – природный
или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании пункта 1 статьи 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Согласно пункту 2 указанной статьи к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
В силу пункта 3 статьи 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Исходя из положений части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Понятие пруда содержится в ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», в соответствии с которым под прудом понимается мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; пруд – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности
земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока.
Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной.
На основании данных признаков в доктринальном толковании к обособленным водным объектам относят только залитые водой карьеры и пруды-копани.
В практике также выделен критерий нахождения воды в состоянии замедленного водообмена.
Соотношение положений Гражданского, Земельного, Водного кодексов позволяет заключить, что правовой режим обычного недвижимого имущества может быть распространен на водные объекты в исключительных случаях, при условии, что они могут быть помещены в рамки отдельного земельного участка (вмещаются в рамки одного водопользования), не связаны гидравлически с иными поверхностными водными объектами.
Если пруд расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений ВК РФ являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.
На основании статьи 31 ВК РФ сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 №253 ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 №169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", а также Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, определено, что Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Вместе с тем само по себе отсутствие сведений о водных объектах в государственном водном реестре не является достаточным доказательством фактического отсутствия водного объекта и подлежит оценке в совокупности с иными доказательствами по делу.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются в том числе: предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; ведение Государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 № 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" определено, что в соответствии со статьями 28 и 32 ВК РФ гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации; границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
Учитывая изложенное, требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить.
В соответствии с требованиями ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что прокурор правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.п.9 п.1ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как предусмотрено ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей, организациями - в размере 6000 рублей.
С учетом того, что в данном случае иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, государственная пошлина, взыскиваемая с ФИО2 по правилам ст.91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. п.3 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в доход бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, составляет <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 28.03.2008, заключенный между Администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и ФИО2.
Обязать ФИО2 возвратить администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером - - , общей площадью - - расположенный по <адрес>
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья