ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/20 от 21.10.2020 Лыткаринского городского суда (Московская область)

Дело № 2-481/20___________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лыткарино Московской области 21 октября 2020 г.

.

Лыткаринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи С.А.Рязанцевой,

при секретаре Я.А.Чернышовой,

с участием представителя истца по доверенности ФИО2,

представителя ответчика – Министерства социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области – по доверенности А.А.Щербакова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИСТЕЦ, действующей в интересах подопечного ФИО1 к Министерству социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о выплате ежемесячных компенсаций по возмещению вреда здоровью,

у с т а н о в и л:

ИСТЕЦ, законный представитель ФИО1, обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ФИО1 является участником мероприятий по ликвидации аварии на ЧАЭС и 30-и км зоне, подвергся воздействию радиации, в связи с чем его здоровью причинен вред. С января 1993 года ему была установлена инвалидность 3 группы, с ДД.ММ.ГГГГ – 2 группы. С 12.02.2007 Главным бюро МСЭ по республике Дагестан ему установлена 1 группа инвалидности бессрочно.

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 28.01.2011 ему назначена пожизненная выплата ежемесячной компенсации за вред, причиненный здоровью, в сумме 73 152,73 рублей с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в прядке определяемом Правительством РФ.

Данные выплаты производились ему Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «Город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестана (далее также – УСЗН в МО «Город Махачкала») за счет средств федерального бюджета.

29.08.2019 ФИО1 сменил место жительства и в настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>.

В связи со сменой места жительства ФИО1 УСЗН в МО «Город Махачкала» с 01.11.2019 прекращена установленная судом ежемесячная компенсация за вред здоровью в размере 116 362,44 рублей; с 01.12.2019 – выплата ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2 821,01 рублей.

08.10.2019 личное дело ФИО1 по выплатам в счет возмещения вреда здоровью направлены ответчику.

В январе 2020 г. истец в интересах ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении компенсационных выплат ФИО1. Однако в компенсационных выплатах ФИО1 ответчик отказал, со ссылкой на отсутствие оригиналов документов, необходимых для назначения денежной компенсации.

Ссылаясь на то, что все необходимые документы для производства выплат находятся в личном деле ФИО1, отказ ответчика в возобновлении компенсационных выплат истец считает незаконным и просит возложить на ответчика обязанность возобновить ежемесячные компенсационные выплаты ФИО1 возмещения вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации за счет средств федерального бюджета с 01.07.2020 в размере 119 853,31 рублей с последующей ежегодной индексацией и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации за счет средств федерального бюджета с 01.07.2020 в размере 2 905,64 с последующей ежегодной индексацией. Также просит взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 недополученные компенсационные выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 01.11.2019 по 30.06.2020 в размере 930 899,52 рублей и на приобретение продовольственных товаров за период с 01.12.2019 по 30.06.2020 в размере 19 747,07 рублей.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил, с учетом уточнений, иск удовлетворить.

Представитель ответчика – А.А. Щербаков против требований истца возражал.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С соответствии с ч. 2 ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Согласно Постановлению от 08.08.2019 № 113-п, выданному муниципальным образованием внутригородского района «Кировский район» г.Махачкалы истец является опекуном недееспособного отца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что следует из удостоверения серии , выданного Управлением социальной защиты населения г.Махачкалы от 09.09.2005.

Согласно справке МСЭ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан с 12.02.2007 ФИО1 установлена 1 группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 28.01.2011 ФИО1 назначена пожизненная выплата ежемесячной компенсации за вред, причиненный здоровью, в сумме 73 152,73 рублей с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в прядке определяемом Правительством РФ.

Согласно данному решению суда Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «Город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестана (далее также – УСЗН в МО «Город Махачкала») ФИО1 за счет средств федерального бюджета производились ежемесячные компенсационные выплаты: в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере 116 362,44 рублей (с учетом инфляции) до 31.10.2019; на приобретение продовольственных товаров в размере 2 821,01 рублей до 30.11.2019.

29.08.2019 ФИО1 сменил место жительства и в настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что 08.10.2019 УСЗН в МО «Город Махачкала» направило личное дело ФИО1 № 960020 по ежемесячным денежным компенсационным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и его личное дело №950135 по иным компенсационным выплатам в Лыткаринское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области (далее также – Лыткаринское УСЗН).

При этом УСЗН в МО «Город Махачкала» с 01.11.2019 прекращена выплата ФИО1 ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, с 01.12.2019 – компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

В январе 2020 года истец в интересах ФИО1 обратилась в Лыткаринское УСЗН с заявлением о возобновлении ФИО1 ежемесячных компенсационных выплат.

Письмом № 21.45ТГ-15/03 от 19.02.2020 в возобновлении ежемесячных компенсационных выплат ФИО1 отказано со ссылкой на представление незаверенных надлежащим образом документов, необходимых для назначения вышеуказанных денежных выплат.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно ст. 5.1 указанного Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).

Как установлено судом, ФИО1 воспользовался своим правом на получение компенсационных выплат в Лыткаринском управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Лыткарино Московской области, следовательно, выплата пособия в полном объеме должна быть возложена на ответчика как посредника между Российской Федерацией и ФИО1 по исполнению решения Кировского районного суда г.Махачкалы.

Ссылка ответчика на то, что для возобновления компенсационных выплат необходимо восстановить документы, подтверждающие факт установления инвалидности и причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий ЧАЭС, суд находит необоснованными, поскольку обстоятельства и причины установления ФИО1 инвалидности установлены решением суда, которое является обязательным для исполнения, а факт назначения денежных компенсаций за счет средств федерального бюджета и выплата их ФИО1 подтверждаются личными делами на имя ФИО1 по ежемесячным компенсационным выплатам, что не оспаривается стороной ответчика.

Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности возобновить ежемесячные компенсационные выплаты ФИО1 за счет федерального бюджета с учетом индексации выплат.

С 01.02.2020 компенсационные выплаты проиндексированы, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2019 год.

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» коэффициент индексации установлен в размере 1.03, соответственно, ежемесячная компенсационная выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью ФИО1, составит 119 853,31 рублей, компенсация на приобретение продовольственных товаров – 2 905,64 рублей ежемесячно.

Поскольку ФИО1 недополучил ежемесячные компенсационные выплаты ввиду незаконного отказа ответчика в их выплате, требования истца о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 930 899,52 рублей за период с 01.11.2019 по 30.06.2020, а также компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 19 747,07 рублей за период с 01.12.2019 по 30.06.2020, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск ИСТЕЦ, действующей в интересах подопечного ФИО1 к Министерству социального развития Московской области Министерства социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о выплате ежемесячных компенсаций по возмещению вреда здоровью – удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области возобновить ежемесячные компенсационные выплаты ФИО1 возмещения вреда, причиненного здоровью с учетом индексации за счет средств федерального бюджета с 01.07.2020 в размере 119 853,31 рублей с последующей ежегодной индексацией.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области возобновить выплату ежемесячной компенсации ФИО1 на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации за счет средств федерального бюджета с 01.07.2020 в размере 2 905,64 с последующей ежегодной индексацией.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 компенсационные выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 1 ноября 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 930 899,52 рублей.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области в лице Лыткаринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 компенсацию на приобретение продовольственных товаров за период с 1 декабря 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 19 747,07 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд Московской области.

Судья

С.А.Рязанцева