ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4846/2014 от 15.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-4848 /14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 15 июля 2014 года г. Ставрополь

 Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Турбанова С.А.,

 при секретаре Каплуновой Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, с участием заинтересованного лица: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления в части признания отказа Комитета градостроительства администрации города Ставрополя в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» от 10.06.2014 года <номер обезличен> незаконным и обязании Комитета градостроительства администрации города Ставрополя выдать разрешение на строительство семи трехэтажных индивидуальных жилых домов в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от 04.06.2014 со следующими параметрами: 2 дома с наружными размерами 9,0х17,0 м, 5 домов с наружными размерами 6,0х17,0м.

 В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником земельного участка общей площадью: <данные изъяты>0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в квартале 171, назначение: земли населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную, с кадастровым (или условным) номером: <номер обезличен>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен> от 19.02.2014, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

 В июне 2014 года заявитель обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением на предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», а именно: 7 индивидуальных жилых домов по указанному адресу, с приложением всех необходимых документов.

 Комитет градостроительства администрации города Ставрополя отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство 7 индивидуальных жилых домов по адресу: <адрес обезличен> в квартале 171, путем направления в адрес заявителя Уведомления об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» от 10.06.2014 №<номер обезличен>, со ссылкой на то, что при рассмотрении документов установлено, что в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Ставропольского края часть 1 «Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» (далее – Нормативы) коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет - 0,2, коэффициент плотности застройки – 0,4 от общей площади земельного участка <данные изъяты> кв.м. В свою очередь, коэффициент застройки участка заявителя составляет – 0,68, коэффициент плотности застройки – 2,03, что является нарушением предельно допустимых параметров застройки.

 Заявитель считает отказ незаконным, просит суд признать его таковым, обязать заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение его прав.

 В судебном заседании заявитель и его представитель - адвокат Рыбалко В.Д., доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

 Представитель заинтересованного лица, комитета градостроительства администрации города Ставрополя ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, поскольку считает отказ в выдаче разрешения на строительство законным и обоснованным, так как коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет - 0,2, коэффициент плотности застройки – 0,4 от общей площади земельного участка 1203,0 кв.м, а коэффициент застройки участка заявителя составляет – 0,68, коэффициент плотности застройки – 2,03, что является нарушением предельно допустимых параметров застройки. Просила суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности приходит к следующим выводам.

 В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

 Статьей 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

 Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

 В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

 Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью: <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в квартале 171, назначение: земли населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную, с кадастровым (или условным) номером: <номер обезличен>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <номер обезличен> от 19.02.2014, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

 В июне 2014 года заявитель обратился в комитет градостроительство администрации города Ставрополя с заявлением на предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», а именно: 7 индивидуальных жилых домов по указанному адресу.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

 Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Как видно из материалов дела, заявитель при обращении за выдачей разрешения на строительство предоставил полный пакет документов, предусмотренный частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, доказательств опровергающих указанные обстоятельства в материалах дела не имеется.

 В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, а также выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин.

 Согласно частям 1, 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).

 В соответствии пунктом 3 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).

 В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства указываются в градостроительном регламенте, входящем согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

 Руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя, главным архитектором города Ставрополя, 26.02.2014 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в квартале 171, в котором указано, что земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 <номер обезличен> (далее – Правила) относится к жилой территориальной зоне, выделенной на карте градостроительного зонирования территории города Ставрополя, Ж-0, зоне многоэтажной жилой застройки (9 этажей и выше), с условно разрешенным видом использования – индивидуальные жилые дома.

 Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 23.04.2014 года №<номер обезличен> «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по проезду <адрес обезличен>» заявителю предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка по проезду <адрес обезличен> – под индивидуальный жилой дом.

 При таких обстоятельствах, суд считает доказанным тот факт, что заявитель имел право обращаться в компетентный орган за получением разрешения на строительство индивидуальных жилых домов в территориальной зоне застройки Ж-0.

 Отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство 7 индивидуальных жилых домов мотивирован тем, что, в соответствии с Нормативами коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет - 0,2, коэффициент плотности застройки – 0,4 от общей площади земельного участка <данные изъяты> кв.м, в свою очередь, коэффициент застройки участка заявителя составляет – 0,68, коэффициент плотности застройки – 2,03, что, по мнению заинтересованного лица, является нарушением предельно допустимых параметров застройки.

 Указанный довод Комитета градостроительства администрации города Ставрополя суд считает необоснованным по следующим основаниям.

 Как указывалось выше, земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки (9 этажей и выше), Ж-0, а исходя из показателей, указанных в таблице п. 2.2.22 Нормативов данная зона относится к зоне застройки многоквартирными высотными градостроительными комплексами, для которой установлен коэффициент застройки – 0,7 и коэффициент плотности застройки – 3,2.

 При этом Комитетом не приняты во внимание положения, содержащиеся в п. 2.2.22 Нормативов, в соответствии с которыми плотность застройки территорий жилых зон необходимо принимать с учетом градостроительной ценности территории, состояния окружающей среды, других особенностей градостроительных условий. Для городов и населенных пунктов городского типа плотность застройки следует принимать не более приведенных показателей при соблюдении противопожарных и санитарно-гигиенических требований.

 Исторически застройка в квартале <адрес обезличен> <адрес обезличен> осуществляется индивидуальными жилыми домами, в свою очередь строительство многоквартирных высотных градостроительных комплексов приведет к ухудшению внешнего облика квартала со сложившейся организацией застройки, созданию некомфортных условий проживания граждан, ухудшению санитарного и эстетического состоянии территории города Ставрополя.

 Помимо прочего, судом установлено, что заявителем были предприняты максимальные усилия по сохранению сложившейся инженерной инфраструктуры в квартале <адрес обезличен> <адрес обезличен>, что подтверждается представленными заявителем техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а также на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе и на электроснабжение индивидуального жилого дома. В соответствии с выданными техническими условиями точки подключения определены таким образом, чтобы не нарушалась целостность имеющихся инженерных коммуникаций и не снижалась мощность допустимого потребления коммунальных ресурсов для жителей квартала.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что строительство 7 проектируемых жилых домов с коэффициентом застройки земельного участка 0,68 и коэффициентом плотности застройки – 2,03 в территориальной зоне застройки Ж-0, для которой установлены параметры плотности застройки: коэффициент застройки – 0,7 и коэффициент плотности застройки – 3,2, соответствует требованиям Нормативов и иных градостроительных норм и правил, а также требованиям о назначении земельного участка.

 Кроме того, строительство заявителем 7 индивидуальных жилых домов соответствует исторически сложившейся застройке квартала <адрес обезличен> <адрес обезличен>, не нарушает целостность инженерно-коммунальной инфраструктуры, способствует максимальному сохранению градостроительной ценности территории и, соответственно не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.

 Таким образом, отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство 7 индивидуальных жилых домов ведет к нарушению прав заявителя, предусмотренных статьями 35, 36 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации на распоряжение земельным участком, принадлежащем ему на праве собственности, по своему усмотрению.

 Согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Заинтересованным лицом не предоставлено доказательств законности отказа в выдаче разрешения на строительство.

 Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности отказа комитета градостроительства администрации города Ставрополя в выдаче ФИО1 разрешения 7 индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес обезличен> в квартале <адрес обезличен> что в соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить.

 Признать отказ Комитета градостроительства администрации города Ставрополя в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» от 10.06.2014 <номер обезличен> незаконным.

 Обязать Комитет градостроительства администрации города Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина путем выдачи ФИО1 разрешения на строительство семи трехэтажных индивидуальных жилых домов в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от 04.06.2014 со следующими параметрами: 2 дома с наружными размерами 9,0х17,0 м, 5 домов с наружными размерами 6,0х17,0 м.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья С.А. Турбанов

 Мотивированное решение изготовлено 15.07.2014г.