ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-484/18 от 26.12.2018 Починковского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-484/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой М.Н., при секретаре судебного заседания Жос С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Форест-С» о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, в ранее устроенных лесах согласно лесоустройству СПК «Азрапинский», как земли лесного фонда,

У с т а н о в и л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Форест-С» (далее ООО «Форест-С») о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные по адресу: <адрес>.

В обоснование указал, что в период с 09 по 10 октября 2017г. Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием Качалина Е.И. и привлечением специалистов Департамента лесного хозяйства Федерального агентства лесного хозяйства по Приволжскому федеральному органу осуществлена выездная проверка по доводам заявителя о незаконной рубке лесных насаждений.

В ходе обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, доводы заявителя о незаконной вырубке лесных насаждений подтвердились.

Специалистом Департамента лесного хозяйства по ПФО с помощью навигатора проведен осмотр места рубки. В ходе осмотра установлено, что на данном участке произрастает сырорастущая береза, средний возраст которой 50-70 лет. В границах вышеуказанного участка осуществлен замер диаметров срубленных насаждений на площади 1,5 ГА. Установлено, что вырублено 103 дерева породы береза, объемом 76,251 м3. Общая площадь места рубки составила 57 ГА.

При анализе специалистом Управления Россреестра по Нижегородской области проекта перераспределения земель СПК «Азрапинское», установлено, что деревья расположены на землях сельскохозяйственного назначения, вид угодий — покрытые лесом.

Администрацией Починковского района Нижегородской области заключен договор аренды от 15.12.2014г. с ООО «Форест-С» сроком на 49 лет на земельные участки, из земель сельскохозяйственного назначения, имеющие кадастровые номера , , для создания защитных лесных насаждений и иных связанных с сельхозпроизводством целей.

Условиями вышеуказанного договора не предусмотрена рубка лесных насаждений, договор купли-продажи лесных насаждений не заключался.

Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.

Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действующим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда и обслуживались организациями, созданными сельскохозяйственными предприятиями в целях ведения лесного хозяйства.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого земельного участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

23.11.2017г. СО ОВД по Починковскому району по материалам проверки Нижегородской природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.260 УК РФ по факту незаконной рубки лесных насаждений на бывших сельхозугодиях СПК «Азрапинский» в Починковском районе Нижегородской области. Следственным органом в ходе предварительного расследования изъяты и приобщены материалы лесоустройства СПК «Арзапинскнй».

Спорный лесной участок, как и все лесные участки, находящиеся в пользовании у СПК «Азрапинский», а позднее ООО «Форест-С» ранее относился к колхозным лесам, составлявшими наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, участок не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации и является ограниченным в обороте. Правом распоряжения таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены.

В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Однако такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

Леса, ранее находившиеся во владении СПК «Азрапинское», лесоустроены, в том числе проведена таксация данных лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории. Однако они не были включены и не вошли в лесные площади государственного лесного фонда.

Учитывая, что земельному участку с кадастровым номером 52:59:0090109:14, в ранее устроенных лесах принадлежавших СПК «Азрапинский», незаконно установлен статус земель сельскохозяйственного назначения, надлежащим способом защиты нарушенных имущественных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на пребывание в лесах и получение лесов в пользование является признание права собственности. В данном случае интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов - сохранением средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В процессе рассмотрения спора в суде Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ, в соответствии с которым просит признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , ранее находившихся в пользовании СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области, в ранее устроенных лесах согласно материалов лесоустройства СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области в 2002г., как земли лесного фонда (л.д. 113-114, 134-136, т.3).

В судебном заседании помощник прокурора Левин А.А. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Форест-С» генеральный директор Сахаров А.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

Представитель ответчика администрации Починковского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 140, т.3).

Представитель третьего лица Департамента Лесного хозяйства по ПФО Якунина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Управления Росреестра по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 127, 141, 147 т.3).

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по Нижегородской области Золотарева И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном заявлении позицию истца поддержала, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению (л.д. 149-150, т.3).

Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика ООО «Форест-С», представителя третьего лица Департамента лесного хозяйства по ПФО, заключение специалиста Заики Н.А., исследовав письменные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Азрапинский» на момент реорганизации у совхоза «Азрапинский» имелось 573 ГА лесных площадей, подлежащих передаче в ТОО «Азрапинский» в долгосрочную аренду без права выкупа (л.д. 132, т.1).

Распоряжением администрации Починковского района Нижегородской области от 22.01.1993г. № 54-р сельскохозяйственные угодья совхоза «Азрапинский» переданы созданному на базе совхоза «Азрапинский» ТОО «Азрапинский» из расчета средней районной доли на каждого учредителя товарищества, в коллективно-долевую собственность. Оставшиеся нераспределенными земельные площади бывшего совхоза «Азрапинский» переданы в ведение районной администрации для включения фонд перераспределения (л.д. 141-142, т.1).

В 2002г. Нижегородской лесоустроительной экспедицией ФГУП Поволжский лесопроект» Министерства природных ресурсов РФ был составлен проект организации и ведения лесного хозяйства СПК «Азрапинский» Починковского района (л.д. 158-194, т.1).

В соответствии с планом лесонасаждений СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области (лесоустройство 2002г.), а также картой–схемой совмещения лесного фонда СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области с границами земельного участка с кадастровым номером , имеются пересечения на повыделеном уровне, а именно в квартале 4 на земельном участке с кадастровым номером имеются выделы 10-15, 19-38 (л.д.129, 143-145,т.3).

Возраст лесных насаждений на указанных выделах составляет на 01.01.2003г. от 15 до 65 лет (л.д. 160-161, т.1).

Общая площадь лесных земель СПК «Азрапинский» на 01.01.2003г. составляла 790 ГА, при этом леса относятся к первой группе – леса, выполняющие преимущественно защитные функции, а именно леса, имеющие важное значение для защиты окружающей среды (байрачные леса, ленточные боры, степные колки и др.) (л.д. 173, т.1).

Постановлением администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от 03.02.2014г. № 71 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6177505 кв.м. или 617,75 ГА с разрешенным использованием: для создания защитных лесных насаждений и иных, связанных с сельхозпроизводством целей. ООО «Форест – С» рекомендовано обеспечить постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 97, т.2).

03.12.2014г. земельный участок был постановлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:56:0090109:14, при этом категория земель была указана как – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для создания защитных лесных насаждений и иных, связанных с сельхозпроизводством целей (л.д. 47-54, т.2).

По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения о категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, и виде разрешенного использования – для создания защитных лестных насаждений и иных, связанных с сельхозпроизводством целей внесены в ЕГРН на основании постановления администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от 03.02.2014г. № 71 (л.д.148, т.1).

То есть постановка земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет произведена на основании постановления администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от 03.02.2014г. № 71.

При этом, в ответ на неоднократные предложения суда предоставить дополнительные доказательства по делу, а именно заверенные копии документов, послуживших основанием для формирования земельного участка с кадастровым номером , как земель сельхозназначения (л.д.100, т.1, т.2 л.д. 34) администрация Починковского муниципального района Нижегородской области сообщила, что запрашиваемыми документами администрация района не располагает (л.д. 40, т.2, 138 т.3).

15.12.2014г. между администрацией Починковского муниципального района Нижегородской области и ООО «Форест-С» был заключен договор № 69 аренды земельных участков, в соответствии с которым администрация Починковского муниципального района Нижегородской области передала ООО «Форест-С» в пользование на условиях аренды земельный участок сроком на 49 лет из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 6177505 кв.м., кадастровый , разрешенное использование – для создания защитных лесных насаждений и иных, связанных с сельхозпроизводством целей (т.1 л.д.25-31).

По сообщению администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от 03.10.2017г., сведениями о произрастании на арендованном земельном участке лесных насаждений, администрация не располагала (л.д. 32-33, т.1).

В соответствии со справкой об участии в проверке, проводимой Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой, за подписью старшего государственного инспектора Отдела федерального государственного лесного надзора и контроля за учетом древесины Родичкина И.Н., в зоне проверки с помощью навигатора Гармин Орегон 450 был проведен натуральный осмотр места рубки на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. В ходе осмотра глазомерным способом установлено, что на данном участке произрастает сырорастущая береза, средний возраст которой составляет 60-70 лет (т. 1 л.д.12-14). Указанные обстоятельства указаны также Родичкиным И.Н. в объяснениях, данных помощнику Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора (л.д.15-17, т.1).

По сообщению заместителя главного государственного инспектора Лукояновского, Большеболдинского, Починковского, Шатковского, Гагинского районов по использованию и охране земель Бурдиной И.М., при осмотре части земельного участка с кадастровым номером , расположенной около северо-западной границы участка, было установлено, что указанная часть земельного участка покрыта различными деревьями. Кроме того, имеются пеньки, а также в нескольких местах складированы срубленные стволы деревьев различного диаметра, сучья. При анализе проекта перераспределения ТОО «Азрапинское» установлено, что деревья расположены на землях сельскохозяйственного назначения, вид угодий – покрытые лесом (л.д.19, т.1).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР было поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложено совхозам, в составе которых организация указанных лесхозов нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.

В соответствии со ст.4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978, в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.

Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

В силу ст. 4 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

В силу ст. 5 Лесного кодекса РСФСР, в государственный лесной фонд не входят: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Создание указанных насаждений, уход за ними и использование осуществляются в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Согласно ст. 28 Лесного кодекса РСФСР, в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.

Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Статьей 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации установлено, что ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат в том числе, вопросы распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации.

В силу ст.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

В соответствии со ст.53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.

Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.

Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящими Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды.

Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.

Основы Лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г.

Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусмотрено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

В соответствии со ст. 46 Лесного кодекса РФ 1997 года, к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы

В соответствии со ст. 56 Лесного кодекса РФ 1997 года, к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.

Согласно ст. 72 Лесного кодекса РФ 1997 года, лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно - технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования; выполнение топографо - геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли; определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования; определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий; определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей; лесобиологические и другие специальные обследования; надзор за осуществлением лесоустроительных проектов; иные лесоустроительные действия.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч.1).

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.3).

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1).

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч.2).

Таким образом, земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти.

Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в результате лесоустройства 2002 года проведены лесоустроительные работы на территории СПК «Азрапинский», что подтверждается планом лесонасаждений СПК Азрапинский, подготовленным Нижегородской экспедицией ФГУП Поволжский лесопроект Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также проектом организации и ведения лесного хозяйства.

В результате изъятия из ведения бывшего совхоза «Азрапинский» земель, зачисления указанных земель в фонд перераспределения с последующим предоставлением ООО «Форест-С», лесные земли, входившие в состав указанных земель, не перестали являться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, при этом доказательства перевода в установленном порядке лесных земель в нелесные в материалах дела отсутствуют.

В результате картографического наложения материалов лесоустройства и сведений государственного реестра недвижимости, выявлено наложение и пересечение спорного земельного участка с кадастровым номером с контурами лесотехнических выделов СПК «Азрапинский», а именно материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером накладывается и пересекается с землями лесного фонда в квартале 4, лесотехнические выделы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38.

В соответствии с ч.1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

При этом земли лесного фонда вне зависимости от факта государственной регистрации находятся исключительно в собственности Российской Федерации. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов. Доказательств того, что администрация Починковского муниципального района Нижегородской области обладает надлежащими полномочиями по переводу земельного участка лесного фонда в категорию земель, не связанную с ведением лесного хозяйства, в материалах дела не имеется.

Несмотря на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления не вправе был произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.

Доказательств, что ранее устроенные участки лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда перестали являться таковыми и вышли из состава земель лесного фонда, в материалах дела не имеется.

При этом границы земель лесного фонда, с которыми выявлены пересечения земельного участка с кадастровым номером определены не границами лесных кварталов, а границами лесотаксационных выделов, являющихся минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков.

На основании изложенного суд полагает требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, площадью 201,232363 ГА, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , ранее находившиеся в пользование СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области, в ранее устроенных лесах согласно материалам лесоустройства СПК «Азрапинский» Починковского района Нижегородской области в 2002г. (квартал 4, выдел 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38), как земли лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09 января 2019 года.

Судья (подпись) М.Н. Баринова

Решение в законную силу не вступило.

Копия верна.

Судья М.Н. Баринова

Секретарь суда А.С. Ломакина