66RS0006-01-2019-004661-07
2-512/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2020 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при помощнике судьи Дерябиной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее - Управление) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере 68 802 рублей 77 копеек, указав, что Законом Свердловской области от 29.10.2007 №135-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Главы Екатеринбурга от 17.05.2006 №421 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила от 14.12.2005 №761).
На основании заявления ФИО1 от 14.09.2013 Управлением было принято решение < № > от 20.09.2013 о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с сентября 2013 г. по февраль 2014 г. в размере 22 628 рублей 86 копеек. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер начисленной субсидии составил 15 066 рублей 08 копеек.
На основании заявления ФИО1 от 28.08.2015 Управлением было принято решение < № > от 18.09.2015 о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. в размере 56 888 рублей 97 копеек. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер начисленной субсидии составил 54 448 рублей 40 копеек.
На основании заявления ФИО1 от 15.03.2016 Управлением было принято решение < № > от 29.03.2016 о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с марта 2016 г. по август 2017 г. в размере 41 005 рублей 26 копеек. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер начисленной субсидии составил 42 118 рублей 47 копеек.
Совокупный размер начисленной субсидии за указанные выше периоды составил 111 632 рубля 95 копеек.
ФИО1 получала субсидии по заявлениям от 10.09.2014, 20.02.2015, 15.09.2016, 15.03.2017, по которым проверка Управлением не проводилась.
Фактически за период с 2013 г. по 2017 г. ФИО1 была перечислена субсидия в общей сумме 246 441 рубля 11 копеек.
В соответствии с подп. «д» п. 8 Правил от 14.12.2005 №761, граждане для получения субсидии предоставляют документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
ФИО1 в подтверждение своих доходов предоставила: справку о начисленной заработной плате от 10.09.2014 за период с марта 2014 г. по август 2014 г., выданную по месту работы в ООО «СИМЭКС»; справку о начисленной заработной плате от 03.02.2015 за период с августа 2014 г. по январь 2015 г., выданную по месту работы в ООО «СИМЭКС»; справку о начисленной заработной плате от 14.09.2016 за период с марта 2016 г. по август 2016 г., выданную по месту работы в ООО АК «БизнесКапитал»; справку о начисленной заработной плате от 13.03.2017 за период с сентября 2016 г. пофевраль 2017 г., выданную по месту работы в ООО АК «БизнесКапитал».
С учетом сведений о доходах, указанных в предоставленных справках, Уполномоченным органом были проведены расчеты размера субсидии.
В соответствии с п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 32 Правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Согласно п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
С целью проверки представленных заявителем сведений о доходах Управлением 13.06.2017 был направлен запрос в Межрайонную ИФНС России №32 по Свердловской области.
В соответствии с ответом Межрайонной ИФНС России №32 по Свердловской области от 05.07.2017, сведения о доходах, представленные ФИО1 в справках с места работы, не соответствуют заявленному доходу согласно базе данных Инспекции.
Таким образом, проверка показала, что заявитель ФИО1 предоставила Управлению недостоверную информацию о доходах, на основании которой был определен размер субсидии заявителя.
В силу подп. «в» п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается в случае предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. На основании полученных сведений, руководствуясь п. 60 Правил, Управление прекратило предоставление субсидии ФИО1 по причине предоставления недостоверной информации.
Согласно п. 61 Правил, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
08.08.2017 ФИО1 было направлено требование о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии в размере134 808 рублей 16 копеек в течение одного месяца со дня получения настоящего уведомления. ФИО1 после получения требования о возврате была возвращена только часть необоснованно полученной суммы субсидии в размере66 005 рублей 39 копеек. Но до настоящего времени денежные средства в размере68 802 рублей 77 копеек ответчиком в добровольном порядке в бюджет не возвращены.
В судебное заседание представитель истца Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 140), в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие (л. д. 130).
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л. д. 144), о причинах неявки суд не уведомлен, в письменном возражении указала, что при подаче искового заявления истцом был пропущен срок исковой давности по субсидии за 2014-2016 гг. (л. д. 118).
С учетом мнения представителя истца в письменном заявлении, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила от 14.12.2005 №761).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в п. 8 указанных Правил (в редакции, действующей в спорный период). Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен п. п. 20-31 Правил от 14.12.2005 №761. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20 Правил).
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в п. п. 23-25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован пунктами 32 - 35 Правил от 14.12.2005 №761, которые содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 34 Правил от 14.12.2005 №761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подп. «в» п. 60 Правил).
В п. 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода, и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Судом установлено, что ФИО1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в периоды с сентября 2013 года по декабрь 2013 года, с сентября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2015 года по август 2015 года, с сентября 2015 года по февраль 2016 года, с марта 2016 года по август 2016 года, с сентября 2016 года по февраль 2017 года, с марта 2017 года по август 2017 года на основании соответствующих заявлений от 14.09.2013, от 10.09.2014, от 20.02.2015, от 28.08.2015, от 15.03.2016, от 15.09.2016, от 15.03.2017 и решений уполномоченного органа от 20.09.2013, от 18.09.2014, от 16.03.2015, от 18.09.2015, от 29.03.2016, от 30.09.2016, от 23.03.2017. За указанные периоды ей начислена и выплачена субсидия на общую сумму 246 441 рубль 11 копеек (л. <...>).
При этом к заявлениям от 10.09.2014, 20.02.2015, 15.09.2016, 15.03.2017 ФИО1 были представлены справки ООО «СИМЭКС» от 10.09.2014 и от 03.02.2015 о начисленной заработной плате за период с марта 2014 г. по август 2014 г. и за период с августа 2014 г. по январь 2015 г.; справки ООО Аудиторская компания «БизнесКапитал» от 14.09.2016 и от 13.03.2017 о начисленной заработной плате за период с марта 2016 г. по август 2016 г. и за период с сентября 2016 г. пофевраль 2017 г. (л. <...>, 65).
С целью проверки достоверности предоставленных ФИО1 сведений о доходах Управлением 13.06.2017 направлен запрос в Межрайонную ИФНС России №32 по Свердловской области (л. д. 66-67).
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №32 по Свердловской области от 05.07.2017, сведения о доходах ФИО1 в справках с места работы не соответствуют заявленному доходу за 2014, 2016 гг. согласно базе данных Инспекции (л. д. 68-69), что ответчиком не оспорено.
Таким образом, истцом доказано, что ФИО1 в Управление по заявлениям от 10.09.2014, 20.02.2015, 15.09.2016, 15.03.2017 для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были предоставлены недостоверные сведения о своих доходах, на основании которых был определен размер субсидии, что свидетельствует о неосновательном начислении ответчику в периоды с сентября 2014 года по февраль 2015 года субсидии в размере 30 702 рублей 33 копеек, с марта 2015 года по август 2015 года в размере 38 100 рублей 44 копеек, с сентября 2016 года по февраль 2017 года в размере 33 956 рублей 13 копеек, с марта 2017 года по август 2017 года в размере 36 693 рублей 41 копейки, при этом выплачено субсидии за указанные периоды всего 134 808 рублей 16 копеек.
По требованию Управления от 08.08.2017 ФИО1 платежными поручениями от 07.09.2017 и 09.10.2017 возвращено 43 986 рублей 12 копеек и 22 019 рублей 27 копеек соответственно (л. <...>).
При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению требование Управления о взыскании с ФИО1 незаконно полученной суммы субсидии в размере 68 802 рублей 77 копеек (134 808 рублей 16 копеек - 66 005 рублей 39 копеек).
При этом судом отклоняются доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для возврата сумм субсидии за 2014-2016 гг.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Поскольку спорные суммы были выплачены ответчику с 18.09.2014, истцу о неосновательности получения ответчиком субсидии стало известно 05.07.2017 (дата поступления из Межрайонной ИФНС Росси №32 по Свердловской области сведений о доходах заявителя), ответчиком 07.09.2017 и 09.10.2017 совершены действия, свидетельствующие о признании долга путем его частичного погашения, при обращении Управления с настоящим иском в суд 12.11.2019, срок исковой давности им не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку исковые требования удовлетворены, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 2 264 рублей 08 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга незаконно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 68 802 рублей 77 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 264 рублей 08 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Мотивированное заочное решение изготовлено 08.06.2020.
Судья