Дело 2-486/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Краснослободский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи – ФИО4
При секретаре – ФИО5
С участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации городского поселения <адрес> – ФИО2, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения Думы городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель ФИО1 обратился в Краснослободский районный суд <адрес> с заявлением о признании решения Думы городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ дума городского поселения <адрес> приняла решение № о сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес> -должность начальника Военно-учетного стола администрации <адрес> со дня вступления решения в законную силу, полагает что указанное решение является незаконным. Указывает, что апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ Краснослободский районный суд указал, что информационные письма Военного комиссариата <адрес> отдела по Ленинскому и <адрес> не могут быть основанием для сокращения штатных единиц администрации городского поселения <адрес>, так как Военный комиссариат не уполномочен изменять структуру и штатное расписание администрации городского поселения <адрес>. Решением Дума городского поселения сокращает структурную единицу администрации городского поселения <адрес> – должность начальника Военно-учетного стола администрации <адрес>. Согласно ст. 20 Устава городского поселения <адрес> предоставляет Думе право только утверждать структуру и штатную численность работников администрации городского поселения <адрес>, Дума не имеет право сокращать конкретные должности администрации городского поселения <адрес>. С учетом уточнения требований просит суд признать решение Думы городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным. Обязать Думу городского поселения <адрес> отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ№.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявление поддержал, просил суд его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения <адрес> – ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления о признании решения Думы незаконным.
Представитель заинтересованного лица Дума городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 ФЗ «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ в настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 2 закона Организация обороны включает:
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
Согласно ст. 6 Закона Правительство Российской Федерации:
8) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
Согласно ст. 7 Закона Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Согласно ст. 8 Закона: Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ))
11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 719 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о воинском учете"
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.
Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с настоящим Постановлением ведомственные нормативные правовые акты.
Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.
Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета).
Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной миграционной службой, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.
11. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;
в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Думы городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>№ «О сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес>» сокращена структурная единица администрации городского поселения <адрес> – должность начальника Военно-учетного стола администрации городского поселения <адрес> по истечении 4 четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Заявитель ФИО1 состоит на должности начальника Военно-учетного стола администрации городского поселения <адрес>, что подтверждается апелляционным определением Краснослободского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 восстановлен в должности начальника Военно-учетного стола администрации городского поселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением и.о. Главы администрации городского поселения <адрес>ФИО1 восстановили на должность начальника Военно-учетного стола администрации городского поселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель ФИО1 не согласен с решением Думы городского поселения <адрес> о сокращении структурной единицы начальника Военно-учетного стола администрации городского поселения <адрес>, указывает, что Дума городского поселения <адрес> не обладает полномочиями по сокращению указанной должности. Кроме того, численность должностей Военно-учетного стола определяется исходя из численности граждан состоящих на учете. Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как видно из решения Думы городского поселения <адрес> «О сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес>» оно было принято на основании ст. 5 Устава городского поселения <адрес>, руководствуясь письмами Военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, докладом заведующей отделом бухгалтерского учета и отчетности администрации городского поселения <адрес>.
Как поясняет администрация городского поселения <адрес>: согласно письма Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ порядок и условия оплаты труда военно–учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, в пределах выделенных из федерального бюджета средств на эти цели. Субвенция на осуществление первичного воинского учета на ДД.ММ.ГГГГ утверждена в сумме <данные изъяты> рублей, субвенция сокращена на <данные изъяты> и составила <данные изъяты>, в связи с чем Дума приняла решение о сокращении структурной единицы для приведения структуры администрации в соответствии с выделенными субвенциями.
Статьей 20 Устава городского поселения <адрес> к компетенции Думы городского поселения <адрес> отнесено: п. 21 утверждение структуры и штатной численности работников администрации городского поселения <адрес>. Решение Думы городского поселения <адрес> подписывает председатель Думы городского поселения <адрес>.
Статьей 22 Устава к компетенции главы городского поселения <адрес> относится: обеспечение осуществления органами местного самоуправления городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами <адрес>; п. 21 утверждение структуры и штатной численности работников администрации городского поселения <адрес>;
Постановлением администрации городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории городского поселения г Краснослободск» п. 1.1. Военно-учетный стол администрации городского поселения <адрес> – является структурным подразделением администрации городского поселения <адрес>.
ВУС в своей деятельности руководствуется, Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне», ФЗ -31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ФЗ- 53 «О воинской обязанности и военной службе», Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ « 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий, «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», Уставом городского поселения <адрес>, а также настоящим положением.
Пунктом 6.1. положения установлено что возглавляет ВУС- начальник военно-учетного стола, начальник ВУС находится в подчинении главы городского поселения <адрес>, назначается на должность по распоряжению главы городского поселения <адрес>. У начальника ВУС в подчинении находятся три военно-учетных работника.
Постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ внесено изменение в Постановлением администрации городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории городского поселения г Краснослободск» в п. 1.1. наименование постановления «Об утверждении Положения «О военно-учетном столе администрации городского поселения <адрес>».
Согласно, Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления изданных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ п. 21. персональный состав и функциональные обязанности военно-учетных работников по осуществлению воинского учета определяется руководителем органа местного самоуправления положением о военно-учетном столе. Проект указанного положения согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования.
Как видно из писем начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ осуществление первичного воинского учета в Краснослободском городском поселении будет обеспечиваться 3 лицами. При определение количества ВУР сноску к пункту 20 методических рекомендаций ГШ ВС от ДД.ММ.ГГГГ по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления не учитывать. Число работников определяется: один освобожденный работник- при наличии на учете от 500 до 2000 граждан; два работника –при наличии от 2001 до 3000 граждан; три работника –при наличии от 3001 до 4000 граждан. В связи с чем информирует Главу городского поселения о возможном сокращении одного работника.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, проанализировав нормативные акты, суд приходит к выводу, что в полномочия Думы городского поселения <адрес> не входит сокращение структурной единицы подразделения администрации - начальника ВУС.
Согласно Положения главы городского поселения <адрес> «Об утверждении Положения «О военно-учетном столе администрации городского поселения <адрес>» военно-учетный стол администрации городского поселения <адрес> является структурным подразделением администрации, его структура утверждена Главой администрации. Указанное положение «Об утверждении Положения «О военно-учетном столе администрации городского поселения <адрес>» не отменено и не изменено в части утверждения структуры ВУС.
Согласно ст. 20 Устава Глава поселения утверждает структуру и штатную численность работников администрации городского поселения <адрес>, военно-учетный стол является структурным подразделением администрации, в связи с чем утверждение его структуры и штатной численности относится к компетенции Главы администрации. Кроме того согласно Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления от 2008 года проект Положения о структурной численности ВУС согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования, между тем решение Думы о сокращении единицы ВУС не было согласовано с военным комиссариатом <адрес> по Ленинскому и <адрес>м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Дума городского поселения <адрес> не имела полномочий сокращать структурную единицу ВУС являющуюся подразделением администрации <адрес>.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Как видно из решения Думы городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ при решении вопроса о сокращении должности начальника ВУС, Дума руководствовалась в том числе письмами Военного комиссариата, между тем указанные письма от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не являются нормативно –правовыми актами, письма являются только информационными. Кроме того, письмо от ДД.ММ.ГГГГ в части установления количества ВУР при осуществлении первичного воинского учета в органах местного самоуправления, противоречит Положению о воинском учете утвержденного Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем указанным письмом нельзя руководствоваться.
Таким образом, Дума городского поселения <адрес> не могла при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ руководствоваться письмами Военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ поскольку они несут только информационный характер, указанные письма были адресованы на имя Главы городского поселения, который при решении вопроса о структуре ВУС как подразделения администрации может учитывать указанную информацию.
Также суд полагает, что действия Думы по сокращению единицы начальника ВУС, являются необоснованными поскольку, с учетом рекомендательных писем сокращению подлежит один работник ВУС, а не начальник. В положении «О воинском учете» указано, что при наличии в органах местного самоуправления или организации 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение военно-учетный стол.
Кроме того, согласно действующего Положения о воинском учете утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ при решении вопроса о сокращении единицы ВУС Глава администрации должен учитывать количество состоящих граждан на воинском учете. Поскольку число работников, осуществляющих воинский учет определяется исходя из конкретно установленной нормы в указанном Положении. В случае если у работника ВУС будет превышена норма граждан состоящих на воинском учете, то указанное обстоятельство может отразится, на качестве работы ВУС, что является недопустимым. Согласно п. 4 Положения основными требованиями, предъявляемым к системе воинского учета является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Как пояснил, заявитель в настоящее время количество граждан по Краснослободску, состоящих на воинском учете является около 3 500, а согласно положения о ВУС и методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления – число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления - один освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете, что является выше установленной Правительством нормы.
Исходя из анализа указанных выше норм, Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, а также исходя из вышеизложенного и из того, что в <адрес> наличие граждан, состоящих на воинском учете, составляет около 3 500 человек, в структуре администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> имеется 3 работника военно-учетного стола, а при наличии в органах местного самоуправления двух и более работников, осуществляющий воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол, который должен возглавлять начальник, то суд приходит к выводу, что решение Думы городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес>» является незаконным, поскольку оно издано с нарушением действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене.
Таким образом, требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 о признании решения Думы городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным - удовлетворить.
Признать решение Думы городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес>» незаконным.
Отменить решение Думы городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сокращении структурной единицы администрации городского поселения <адрес>».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца через Краснослободский районный суд <адрес>.
Судья ФИО6
Справка: мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.