К делу №2-486/2022 (М-201/2022)
УИД 23RS0046-01-2022-000238-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(заочное)
г. Славянск-на-Кубани 30 июня 2022 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Лысенко К.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Губенко А.А., помощником судьи Корпачевой Ю.В.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника Славянского межрайонного прокурора Кузнецовой М.Н., действующей на основании поручения №8-1/28-2022 от 14.04.2022,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации муниципального образования Славянский район Носань В.Е., действующего на основании доверенности №1158/21-03 от 16.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Андросов В.А. об обязании устранить нарушения действующего законодательства на земельном участке,
установил:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации предъявил в Славянский районный суд Краснодарского края иск к Андросов В.А. об обязании устранить нарушения действующего законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу:, по тем основаниям, что проведенной 18.08.2021 Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой совместно с сотрудниками управления по муниципальному имуществу и земельным отношениями администрации муниципального образования Славянский район в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером: выявлены нарушения законодательства об особоохраняемых природных территориях, земельного, водного законодательства. Указанный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории – Заказника и полностью расположен в прибрежной защитной полосе реки Протока. В результате замеров установлено, что с боковой фасадной стороны земельного участка (со стороны примыкающего канала) самовольно занята часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 280 кв.м. кроме того, участок огорожен металлическим забором, прочно связанным с бетонным основанием. В границах указанного участка ведутся строительные работы, а именно, установка металлического забора, с боковой фасадной стороны, часть участка залита бетоном. При этом согласование из Министерства природных ресурсов Российской Федерации на ведение Андросовым В.А. капитального строительства в границах участка не поступало, ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова» также не давало ответчику согласия на строительство указанных объектов на участке. Ведение строительных работ Андросовым В.А. ведется с нарушением вышеуказанных требований законодательства: боковая фасадная сторона земельного участка расположена ориентировочно в 15 метрах от уреза реки Протока. Строительство Андросовым В.А. капитальных объектов на участке с кадастровым номером , входящим в границы государственного природного заказника федерального значения «Приазовский», без согласования с уполномоченным органом, а также ограничение пользования граждан водным объектом, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, в это связи просит обязать Андросова В.А. демонтировать металлический забор с бетонным основанием, бетонную площадку на земельном участке с кадастровым номером ; освободить самовольно занятый земельный участок, смежный с участком с кадастровым номером площадью 280 кв.м, и привести его в первоначальное состояние; обязать Андросова В.А. обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования - реке Протока, в районе земельного участка с кадастровым номером , по адресу:.
Из возражений администрации муниципального образования Славянский район, поступивших в суд от представителя по доверенности Носань В.Е., следует, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворении, поскольку возведенный ответчиком забор в соответствии требованиями градостроительного законодательства не относится к объектам капитального строительства и поэтому каких-либо разрешений на его возведение не требует. Отсутствие согласия Министерства природных ресурсов Российской Федерации на возведение объекта капитального строительства не предусматривает таких последствий как снос такого объекта. Нарушение требований, установленных Положением о государственном природном заказнике федерального значения, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.39 КоАП РФ, в это связи считает, что требования о демонтировании металлического забора с бетонным основанием и бетонной площадки на земельном участке ответчика не удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебном заседании поддержал доводы возражения администрации и не возражал против частичного удовлетворения иска.
Ответчик в судебное заседание не явилась. Судом в соответствии с требованиями статьей 113 ГПК РФ в адрес регистрации ответчика, направлено уведомление о разбирательстве дела заказным письмом с уведомлением о вручении корреспонденции с указанием процессуального положения и рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции, которое возвращено в адрес суда, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами 35356067767162, сформированного официальным сайтом АО «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения корреспонденции.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова», уведомленного о разбирательстве дела надлежащим образом в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не известно.
Суд, считая возможным на основании части 1 статьи 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя, в связи с чем ответчик в силу статей 165.1 ГК РФ, 117 ГПК РФ извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, и на основании статьи 167 ГПК РФ – в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, выслушав участником судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, пришел к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. (ч.1) Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (ч.2) Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. (ч.5)
Статьей 6 Водного кодекса РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено указанного Кодекса. (ч. 1) Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами. (ч.2) Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. (ч.6) Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств. (ч.7)
Судом установлено, что на основании постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958 №336 «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР» образован Государственный природный заказник федерального значения «Приазовский», согласно положению которого, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №201 от 10.06.2010, территория государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья. Общая площадь территории заказника составляет 42200 га.
С 09.06.2019 государственный природный заказник федерального значения «Приазовский» находится в управлении федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова».
Из подпункта 9 пункта 3.1, пунктов 3.6 и 3.7 Положения следует, что на территории заказника запрещаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника; на территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, осуществляемые в соответствии с подпунктом 9 пункта 3.1 настоящего Положения, допускаются только по согласованию с Минприроды России; проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Обоснованность заявленных требований подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 22.07.2021 №КУВИ-002/2021-91750952; письмом межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 26.08.2021 №32-36/933, письмом ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова» от 03.09.2021 №01-07/2470, письмом Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2021, а также актом проверки органа муниципального земельного контроля физического лица №9 от 18.08.2021 с фототаблицей к нему и актом обследования земельного участка от 03.09.2021.
Таким образом, установив допущенные Андросовым В.А. нарушения природоохранного законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку ограничений на возведение заборов на территории государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» Положением не установлено, однако бетонное основание забора и бетонная площадка на земельном участке с кадастровым номером являются, по мнению суда, прочно связанными с землей, то есть отвечающими характеристике капитальности, в связи с чем подлежат демонтажу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Андросов В.А. об обязании устранить нарушения действующего законодательства на земельном участке удовлетворить частично.
Обязать Андросов В.А., года рождения, родившегося в , имеющего паспорт гражданина Российской Федерации 0799 , демонтировать бетонное основание забора и бетонную площадку на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу:; обеспечить свободный доступ к водному объекту общего пользования - реке Протока в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:; освободить самовольно занятый земельный участок площадью 280 кв.м, смежный с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу:, приведя его в естественное состояние. Ответчик вправе подать в суд принявший решение заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья –
Решение в окончательной форме принято 5 июля 2022 года.
«Согласовано»
К.А. Лысенко __________
«___»____________2022г.