ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-489/2017 от 11.04.2017 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-489/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Калач-на-Дону 11 апреля 2017 года

Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Косолаповой В.А.,

при секретаре судебного заседания Бастрыкиной Т.Ю.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя третьего лица ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт», Калачёвскому сбытовому участку ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» о понуждении предоставления инвалиду компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к Калачёвскому сбытовому участку ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» о понуждении предоставления инвалиду компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии.

Определением Калачёвского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле были привлечены в качестве соответчика ПАО «Волгоградэнергосбыт» и третьего лица ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району Волгоградской области.

В обоснование исковых требований истцом указано, что он является инвалидом II группы и в соответствии с п. 13 ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчик обязан предоставлять инвалиду компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии, однако его обращение о предоставлении льготы в соответствии с указанным законом, оставлено без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд. Просит обязать ответчика предоставить инвалиду компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Волгоградэнергосбыт» ФИО4, представитель ответчика Калачёвского сбытового участка ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» ФИО5 надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а так же возражения по существу заявленных исковых требований, из которых следует, что заявленные исковые требования не признают, просят отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. N 478-п утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. При этом указывают, что в соответствии с п.77 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме. В соответствии со ст. 17 № 181-ФЗ и установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Порядком на территории Волгоградской области, ФИО1 производится денежная компенсация, права истца ничем не нарушены, просят в иске отказать.

Третье лицо, представитель ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району ФИО5, в судебном заседании, пояснил, что права истца не нарушены, ему предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг из средств федерального бюджета. Указывает, что ЕДВ на оплату ЖКУ предоставляется гражданину в виде авансовой суммы в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормами и в объемах, которые установлены законодательными актами. ФИО1 производиться компенсация в части электроэнергии, отопления, газоснабжения сетевым газом. Отметил, что истец, проживает в доме, не относящемуся к муниципальному (или государственному) жилищному фонду и не имеет право на получение льгот на оплату, предусмотренных абз. 13 ст. 17 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», кроме того ФИО1 является получателем ЕДВ на оплату ЖКУ с 2009 года, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд с учётом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика ПАО «Волгоградэнергосбыт», представителя ответчика Калачёвского сбытового участка ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права как указано, в п. 1 ст. 11 ГК РФ

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3. ст. 160).

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом установлены конкретные меры социальной защиты инвалидов, в частности, в соответствии с абз. 13 ст. 17 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (абз.18 ст. 17 № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 28.2 № 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления отдельным категориям граждан из числа инвалидов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг определен Законом Волгоградской области от 10.07.2008 N 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (принят Волгоградской областной Думой 26.06.2008), Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. N 478-п утвердившим Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно п. 1.3,1.4,1.5 указанного Порядка Меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме: ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; ежегодной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (при проживании в жилых домах, не имеющих центрального отопления). Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания). Меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению.ЕДВ на оплату ЖКУ предоставляется гражданину в виде авансовой суммы в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормами и в объемах (пункт 2.7 Порядка).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 77 Правил № 354, в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме. Указанные меры социальной поддержки применяются в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в жилом помещении в домовладении.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом детства II группы, ему принадлежит на праве общей долевой собственности ? доля жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 6,23).

Ежегодно, начиная с 01.01.2009 ФИО1 предоставлял платежные документы в ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району по оплате за газоснабжение и электроэнергию для проведения перерасчета и получения авансовой суммы ЕДВ на оплату ЖКУ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в «Волгоградэнергосбыт» с заявление о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, полагая, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов по оплате электроэнергии (л.д. 22).

Письмом начальника Калачёвского сбытового участка ПАО «Волгоградэнергосбыт» истцу рекомендовано обратиться в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Калачёвскому району Волгоградской области» для реализации своих прав, поскольку п. 77 Правил № 354, в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме (л.д. 26-27).

В соответствии с установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. N 478-п, денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд не усматривает оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 о понуждении предоставления льготы инвалиду при оплате коммунальной услуги за поставку электроэнергии в размере 50 %.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер, при этом меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению. Также ЕДВ на оплату ЖКУ предоставляется гражданину в виде авансовой суммы в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормами и в объемах, поскольку лица, проживающие в домовладении, не относящемуся к муниципальному (или государственному) жилищному фонду не имеют права на получение льгот на оплату, предусмотренных абз. 13 ст. 17 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при этом лица получающие компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг или субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которых применяются иные меры социальной поддержке, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме.

Истец и его представитель в ходе судебного разбирательства не представили доказательств отсутствия задолженности по оплате коммунальных услуг. При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 проживает в домовладении расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащим ему на праве ? общей долевой собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С 2009 года истец пользовался льготой, предусмотренной ст. 17 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Представитель третьего лица ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району ФИО5 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 в добровольном порядке отказывается от получения авансовой суммы ЕДВ на оплату ЖКУ с 01.09.2016, что не оспаривалось истцом и его представителем. При этом представитель третьего лица отметил, что в настоящий момент выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ с 01.03.2017 приостановлены, поскольку истец не получает ЕДВ на оплату ЖКУ в течение шести месяцев подряд через отделения почтовой связи "Почта России".

Таким образом, по существу у ответчиков ПАО «Волгоградэнергосбыт» и Калачёвского сбытового участка ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» отсутствуют правовые основания для предоставления ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов по оплате электроэнергии, в соответствии с действующим законодательством и по тем основаниям, которые были изложены истцом при подаче искового заявления.

В ходе судебного заседания установлено, что третьим лицом ГКУ ЦСЗН по Калачёвскому району Волгоградской области исполняется возложенная обязанность по предоставлению ФИО6 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Правилами и Порядком, которые действуют на территории Волгоградской области.

Таким образом, как это было установлено в судебном заседании истец ФИО1 как инвалид II группы, реализовал своё право предусмотренное Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. N 478-п на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но с 01.09.2016 ФИО1 в добровольном порядке отказался от получения суммы ЕДВ на оплату ЖКУ, ходатайствуя при рассмотрении настоящего гражданского дела в нарушение установленного законом Порядка и Правил о возложении обязанности по предоставлению льгот на ответчика - ресурсоснабжающую организацию.

Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт», Калачёвскому сбытовому участку ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» о понуждении предоставления инвалиду компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт», Калачёвскому сбытовому участку ВМУ ПАО «Волгоградэнергосбыт» о понуждении предоставления инвалиду компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за поставку электроэнергии, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд, через Калачевский районный суд в течение месяца, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.А. Косолапова