ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-48/2016 от 04.02.2016 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)

Гр. Дело № 2- 48/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2016 г. с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Нурмахметовой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хоринского района РБ в интересах муниципального образования сельское поселение «Верхнекурбинское» к Администрации муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское», ФИО2 о признании незаконным распоряжения главы администрации МО СП «Верхнекурбинское», возложении обязанности по возмещению выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, прокурор Хоринского района РБ просит признать незаконным (недействительным) распоряжение главы администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 единовременного поощрения, возложении обязанности на ФИО2 по возмещению в бюджет МО СП «<данные изъяты>» выплаченных ей денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, было выявлено, что Администрация МО СП «<данные изъяты>» выплатила ФИО2 из бюджета МО СП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. без предусмотренных законом правовых оснований.

Подавая иск в интересах жителей МО «Верхнекурбинское», прокурор указывает, что общий стаж муниципальной службы ФИО2 составляет менее <данные изъяты>, а также то, что трудовой договор с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был прекращен в связи с сокращением штата, т.е. у главы администрации МО СП«Верхнекурбинское» в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали основания, предусмотренные ст. 17 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» для выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

В судебном заседании помощник прокурора Хоринского района РБ Очирова Н.Б. иск поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО СП «Верхнекурбинское» по доверенности ФИО3 иск признала в полном объеме, пояснила, что действительно оснований для выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу с выходом на государственную пенсию за выслугу лет ФИО2 не имелось.

Ответчик ФИО2 иск не признала, пояснила, что её стаж муниципальной службы составляет более <данные изъяты> лет. Соглашаясь на увольнение ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата, она полагала, что сохранит все гарантии муниципального служащего, когда выйдет на пенсию по старости в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе право на получение единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу с выходом на государственную пенсию.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Из записей трудовой книжки ФИО2 следует, что она была трудоустроена:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была уволена в связи с сокращением штата согласно ст. 81 п.2 Трудового кодекса РФ.

Из пенсионного удостоверения следует, что:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была назначена пенсия по старости досрочно по ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исполнилось <данные изъяты> лет.

ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по старости бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением к главе Администрации МО СП «Верхнекурбинское» о выплате ей единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Распоряжением главы администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ было установлено произвести выплату единовременного поощрения ФИО2 за многолетнюю безупречную муниципальную службу при стаже муниципальной службы более <данные изъяты> лет в размере двухкратной среднемесячной заработной платы фактически начисленной за последние <данные изъяты> календарных месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ из местного бюджета МО СП «<данные изъяты>» произведена выплата единовременного поощрения ФИО2 в размере <данные изъяты> руб.

Суд считает, что у главы администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1 не имелось правовых оснований для принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Статьями 2 и 3 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III "О муниципальной службе в Республике Бурятия", предусмотрено, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Республике Бурятия составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Бурятия, законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 17 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» предусмотрены виды поощрений муниципального служащего за образцовое выполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную муниципальную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, такие как: 1) благодарность; 2) единовременное денежное поощрение; 3) объявление благодарности с единовременным денежным поощрением; 4) награждение ценным подарком; 4.1) за безупречную и эффективную муниципальную службу выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в соответствии с трудовым законодательством, может быть установлено, что муниципальному служащему, замещающему должность муниципальной службы в указанном органе, достигшему возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, производится единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу при наличии стажа муниципальной службы не менее <данные изъяты> лет, исчисленного в соответствии с федеральным законом, законом Республики Бурятия, в том числе не менее <данные изъяты> лет стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия (далее - единовременное поощрение).

Размер единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу устанавливается указанным правовым актом органа местного самоуправления и не может быть более трехкратной среднемесячной заработной платы поощряемого муниципального служащего, фактически начисленной ему за последние 12 календарных месяцев, до дня принятия решения о его поощрении.

Основанием для принятия решения о единовременном поощрении за многолетнюю безупречную муниципальную службу являются выслуга муниципальным служащим необходимого для данного поощрения стажа муниципальной службы и достижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу может производиться муниципальному служащему только один раз за все время прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований (избирательных комиссиях муниципальных образований) в Республике Бурятия.

Таким образом, из системного анализа норм федерального и республиканского законодательства о муниципальной службе следует, что единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу является одним из видов поощрения, которое может быть применено к муниципальному служащему и для его применения необходимо наличие трех обязательных юридических значимых обстоятельств в совокупности: стаж муниципальной службы 15 и более лет, достижение муниципальным служащим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а также наличие действующего служебного контракта (трудового договора). Отсутствие хотя бы одного из данных условий влечет за собой невозможность применения ч.1 ст. 17 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия».

Администрации МО СП «Вернекурбинское» и ФИО2 ошибочно полагают, что за бывшим работником администрации сохраняется право на поощрение через несколько лет после расторжения трудового договора.

Как следует из представленных суду документов, на период принятия Распоряжения главы администрации МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовал один из юридических значимых фактов – действующий служебный контракт (трудовой договор) с ФИО2 Все правоотношения по служебному контракту муниципального служащего были прекращены с ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, у ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало право на получение единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, т.к. с <данные изъяты> она не является муниципальной служащей.

Доводы ФИО2 о том, что полученная ею выплата является государственной гарантией муниципального служащего, сохраняемой в связи с расторжением трудового договора по сокращению штата, не основаны на законе.

Гарантии, связанные с расторжением трудового договора по сокращению штата, указаны в ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в главе 27 Трудового кодекса РФ.

По пояснениям ФИО2, все предусмотренные законом выплаты, связанные с прекращением служебного контракта по сокращению штата в ДД.ММ.ГГГГ, ею были получены в установленные законом сроки.

Из смысла ст. 17 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» следует, что выплата единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, структурно относится к поощрениям муниципального служащего, и не является какой-либо трудовой гарантией.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».

Поскольку указанное единовременное поощрение не является ежемесячным денежным содержанием муниципального служащего либо иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, в отношении полученного ФИО2 единовременного денежного поощрения не могут быть применены положения ст. 1109 ГК РФ.

Учитывая изложенное, выплаченные ФИО2 из бюджета муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» денежные средства в размере <данные изъяты> руб. в качестве единовременного поощрения без предусмотренных законом оснований, являются неосновательным обогащением, которое в силу ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату.

Способами защиты гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, являются в том числе: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ФИО2 подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Хоринского района Республики Бурятия удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение главы администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 единовременного поощрения.

Обязать ФИО2 возместить в бюджет муниципального образования «Верхнекурбинское» денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет МО «<адрес>».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Хоринский районный суд РБ.

Судья: Н.Л. Гармаева