Дело № 2-493/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 июня 2020 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием прокурора Сырвачева В.Ю., представителя ответчиков ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело № 2-493/2020 по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница № 7 ГУФСИН России по Пермскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний России, об обязании организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции средств индивидуальной защиты,
установил:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю» о возложении обязанности в ________________ срок организовать выдачу осужденным, отбывающие наказание в ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю», трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования в должности машиниста (кочегара) котельной, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н; возложении на ФСИН России в течение ________________ месяцев обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Требования мотивированы следующими доводами. Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края в результате проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки в действиях юридического лица ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства и трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ осужденные: <ФИО>1, <ФИО>2., <ФИО>3., <ФИО>4., отбывающие наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенные поварами столовой жилой зоны, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудником, нарукавниками из полимерных материалов, что противоречит п. 122 приложения к Приказу 997н.
Осужденные: <ФИО>5., <ФИО>6., <ФИО>7., <ФИО>8., <ФИО>9., отбывающие наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенные кухонными рабочими столовой жилой зоны не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, при работе в овощехранилищах дополнительно: жилетом утепленным, валенками с резиновым низом, что противоречит п. 60 приложения к Приказу 997н.
Осужденный <ФИО>10. отбывающий наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенный слесарем-ремонтником не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими, что противоречит п. 148 приложения к Приказу 997н.
Осужденные: <ФИО>11., <ФИО>12, отбывающие наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенные рабочими по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 135 приложения к Приказу 997н.
Осужденный <ФИО>13. отбывающий наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенный электросварщиком ручной сварки не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от искр и брызг расплавленного металла, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла или сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, ботами или галошами диэлектрическими или ковриком диэлектрическим, перчатками диэлектрическими, щитком защитным термостойким со светофильтром или очками защитными термостойкими со светофильтром, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими, что противоречит п. 17 приложения к Приказу 997н.
Осужденный <ФИО>14 отбывающий наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенный электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия при выполнении работ в условиях, связанных с риском возникновения электрической дуги: комплектом для защиты от термических рисков электрической дуги: костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, курткой-рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательным термостойким, фуфайкой-свитером из термостойких материалов, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве или сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, перчатками трикотажными термостойкими, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, щитком защитным термостойким, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим. При выполнении работ в условиях, не связанных с риском возникновения электрической дуги: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, щитком защитным лицевым или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими. Для защиты от атмосферных осадков на работах, связанных с риском возникновения электрической дуги, дополнительно: плащом термостойким для защиты от воды, сапогами резиновыми с защитным подноском. На наружных работах, связанных с риском возникновения электрической дуги, зимой дополнительно: костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами на утепляющей прокладке, ботинками кожаными утепленными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве или сапогами кожаными утепленными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, что противоречит п. 189 приложения к Приказу 997н.
Осужденный <ФИО>15 отбывающий наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенный обувщиком по ремонту обуви не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, что противоречит п. 106 приложения к Приказу 997н.
Осужденный <ФИО>16 отбывающий наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенный пекарем не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, нарукавниками из полимерных материалов, что противоречит п. 122 приложения к Приказу 997н.
Осужденные <ФИО>17<ФИО>18., отбывающие наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и трудоустроенные на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования осужденных в должности машиниста (кочегара) котельной не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими. При работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно: фартуком из полимерных материалов с нагрудником, что не соответствует п. 56 приложения к Приказу 997н.
Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно применялись меры прокурорского реагирования в целях защиты трудовых прав осужденных в части обеспечения их в установленном порядке средствами индивидуальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКЛПУ КТБ-7 внесено представление № № об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ. Как показала проведенная в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой проверка, не смотря на принятые меры прокурорского реагирования, нарушения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ не устранены. То есть, до настоящего времени нарушаются трудовые права осужденных, трудоустроенных в ФКЛПУ КТБ-7. Таким образом, несоблюдение ФКЛПУ КТБ-7 требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ носит длительных характер, нарушает право осужденных на личную безопасность при исполнении наказания, а так же создает угрозу получения производственных травм среди осужденных.
Согласно статьи 6 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Согласно пункта 1.7.Устава ФКЛПУ КТБ-7, утвержденного приказом ФСИН России от 11.05.2011 №278 (далее – Устав ФКЛПУ КТБ-7), учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. Согласно п. 1.2. Устава функции и полномочия учредителя данного учреждения - Российской Федерации осуществляет ФСИН России. Источниками финансирования деятельности ФКЛПУ КТБ-7 в соответствии с п. 5.8. Устава являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя, средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функции. В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. ФСИН России являясь главными распорядителем бюджетных средств, обязана для исполнения возложенных на нее, а также на ФКЛПУ КТБ-7 государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования внебюджетных источников.
В судебном заседании прокурор Сырвачев В.Ю. на иске настаивал по доводам искового заявления.
Представитель ответчиков ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю», ФСИН России, ФИО1 в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений по следующим основаниям.
Представитель ФСИН России ФИО1 в отзыве указал, что понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Представитель ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю» ФИО1 в возражениях указал, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ обновлена штатная численность работников хозяйственно-лечебного обслуживания учреждения. Должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря – являются должностями работников, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ году проведена аттестация рабочих мест, разработаны карты аттестации рабочих мест. Согласно информационным картам рабочих мест повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, установлено требование по укомплектованию специальной одеждой. ФКЛПУ КТБ-7 на протяжении длительного времени направляло заявки в ДД.ММ.ГГГГ г.г. на выделение денежных средств из бюджета в целях приобретения необходимого имущества или распределения имеющегося. Карты аттестации рабочих мест устарели. Должность машинист (кочегар) котельной до настоящего времени не была включена в штатное расписание хозяйственно-лечебного обслуживания. Котельная, распложенная на территории жилой зоны учреждения, принадлежит ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Пермскому краю, с которым у ФКЛПУ КТБ-7 на определенные периоды времени заключаются договора о подборе рабочей силы из числа осужденных с целью осуществления работ машинистами (кочегарами) в котельной. В указанных договорах предусмотрено, что «Организация» обеспечивает осужденных средствами труда и обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила, приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).
В пункте 2 Межотраслевых правил указано, что требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 4 Межотраслевых правил, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (п.5 Межотраслевых правил).
Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (п.13 Межотраслевых правил).
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в том числе для электрогазосварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машиниста (кочегара) котельной, рабочего по комплексному обслуживанию зданий (далее - приложение к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н).
В судебном заседании установлено следующее. В ходе прокурорской проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и трудового законодательства, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на территории ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю», было установлено, что осужденные, отбывающие наказание в ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю», трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования в должности машиниста (кочегара) котельной, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря не обеспечены прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Указанные выводы подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: докладной запиской помощника прокурора Сырвачева В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ; копией устава ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю»; листом записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю»; представлением И.о. прокурора от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления И.о. прокурора; списком трудоустроенных осужденных от ДД.ММ.ГГГГ; письмами ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУФСИН России о выделении СИЗ; копиями личных карточек учета выдачи СИЗ осужденных <ФИО>12, <ФИО>17., <ФИО>18., <ФИО>16, <ФИО>15<ФИО>14., <ФИО>13.,<ФИО>11., <ФИО>10<ФИО>9., <ФИО>8., <ФИО>7, <ФИО>6., <ФИО>5., <ФИО>2., <ФИО>4, <ФИО>3., <ФИО>1.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Фактические обстоятельства сторонами подтверждены в судебном заседании на основе совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами не оспорены.
Выявленные нарушения установленных требований по выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за приобретение которой возложена на ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, в соответствие со ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4 Межотраслевых правил к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, нарушают трудовые права осужденных, отбывающих наказание в ФКЛПУ КТБ-7 и привлеченных к трудовой деятельности.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что ответчики как государственные учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКЛПУ КТБ-7 нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
При таких обстоятельствах на ФКЛПУ КТБ-7, ответственное за приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, необходимо возложить обязанность устранить указанные в представлении прокурора нарушения трудового законодательства путем осуществления выдачи трудоустроенным осужденным специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
Согласно пункту 1.2 Устава ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением осуществляется за счет средств федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, предусмотрено, что основной задачей ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (п.3); ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (п.7).
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 1, 4 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Согласно части 1, 2, 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пп.1); ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (пп.3).
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Таким образом, ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю».
Оценивая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России об обязании устранить выявленные нарушения подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе с возложением на ФСИН России обязанности организовать необходимое финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи трудоустроенным осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, на приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить выявленные нарушения, суд принимает во внимание доводы ответчиков о необходимости значительных временных затрат, учитывает баланс интересов участников рассматриваемого правоотношения, затрагивающего основополагающие права человека – право на жизнь и здоровье, поэтому полагает запрашиваемый срок разумным. При этом, при наличии уважительных причин ответчики не лишены возможности вынести на рассмотрение судом в порядке исполнения решения вопрос об отсрочке исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить полностью.
Возложить на Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в ________________ срок со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственном участке дополнительного бюджетного финансирования осужденных в должности машиниста (кочегара) котельной прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, в течение ________________ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Возложить на Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в ________________ срок со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать в необходимом объеме выдачу осужденным, отбывающим наказание в ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности повара столовой жилой зоны, кухонного рабочего столовой жилой зоны, слесаря-ремонтника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электросварщика ручной сварки, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, обувщика по ремонту обуви, пекаря, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствие с требованиями ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 июня 2020 года.
Председательствующий: