ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4942/22 от 21.07.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2022 года

г.Красногорск

дело №2-4942/22

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Комитету лесного хозяйства о признании незаконным отказа в согласовании проектной документации, обязании согласовать проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства , в котором просил признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства по в согласовании проекта освоения лесов в отношении земельного участка лесного фонда, предоставленного по договору аренды, обязать ответчика согласовать предоставленный проект освоения лесов по освоению земельного участка лесного фонда площадью 0,6 га с КН , расположенного в квартале 10-Д выделы 2,13 Рождественнского участкового лесничества Москворецкого лесничества в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указывает на то, что является арендатором лесного участка. В соответствии с законом он неоднократно обращался к ответчику с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка, однако в согласовании было отказано, с указанием на необходимость устранения недостатков.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании проекта освоения лесов, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ было оказано в передаче указанного проекта на согласование, в связи с тем, что неверно указано наименование лесничества и местоположение лесного участка.

Полагая данный отказ незаконным, поскольку сведения о расположении земельного участка указаны в соответствии с договором, истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Комитета лесного хозяйства в судебном заседании заявленные требования не признал, возражая против их удовлетворения, указывал, что при разработке проекта освоения лесов истцу при определении адреса расположения земельного участка необходимо было руководствоваться новым регламентом Истринского лесничества , тогда как представленный проект содержит сведения об адресе расположения земельного участка в соответствии с договором, определенного ранее действующим регламентом.

Ознакомившись с доводами сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Управлением лесного хозяйства по и заключен договор аренды лесного участка , в соответствии с которым истец принял во временное пользование лесной участок площадью 0,60 га. Участок расположен в , Истринском городском округе, Истринском лесничестве, Рождественском участковом лесничестве, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 5.

Согласно п.11 данного договора, арендатор обязан в течение года после регистрации договора аренды лесного участка, в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством фактическое использование лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (ст.ст. 12, 26, 88, 89 Лесного кодекса РФ).

Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Согласно части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, согласно которым лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (п.8 Правил).

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N69, в соответствии с п.28 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза России N69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Из приведенной нормы права следует, что срок действия проекта освоения лесов имеет юридическое значение и ограничивает во времени срок действия обязательств арендатора, указанных в таком проекте. При этом право определения срока, в течение которого действует проект освоения лесов, принадлежит арендатору лесного участка, но ограничено максимальным сроком, указанным в Приказе Рослесхоза России N69.

Судом установлено, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка, однако в согласовании было отказано, с указанием на необходимость устранения замечаний.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании проекта освоения лесов, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ было оказано в передаче указанное проекта на согласование, в связи с тем, что неверно указано наименование лесничества и местоположение лесного участка.

Согласно п.2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N513 (далее - Порядок), государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее-экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

По правилам п.10.1 Порядка, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Требования к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки установлены Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".

В соответствии с названным Приказом проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов должен состоять из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

- общие сведения: сведения о лесном участке;

- создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);

- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подраздел "Осуществление рекреационной деятельности" включает в себя:

- основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

- функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования;

- ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка, повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более трех гектаров);

- проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности;

- характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке;

- влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка;

- размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).

В соответствии с п.5 Порядка, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (далее-лесопользователь), для проведения экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В заявлении указываются:

а) сведения о лице, использующем леса: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, адрес в пределах места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина или индивидуального предпринимателя; б) реквизиты документа, на основании которого лесной участок предоставлен в пользование (дата, номер договора аренды (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок до одного года) или его регистрации (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок более одного года), решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, решения об установлении публичного сервитута, соглашения об установлении сервитута); в) кадастровый номер участка; г) местоположение, площадь лесного участка, вид и срок его использования.

Представленный истцом проект освоения лесов содержит указание на его соответствие лесохозяйственному регламенту Истринского лесничества, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства от 14.12.2018г. П-2983. При этом в представленном проекте адрес расположения спорного земельного участка лесного фонда, предоставленного в аренду, указан в соответствии с договором: квартал 10-Д выделы 2,13 Рождественнского участкового лесничества Москворецкого лесничества.

В соответствии п.6 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности", в разделе " Сведения о лесном участке" содержатся, в том числе перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка.

Таким образом, поскольку государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных), точек указанных в приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N184, и не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ, соотнесение арендованного земельного участка с землями лесного фонда возможно лишь по данным лесоустройства, которые приведены в проекте освоения лесов по состоянию на 2015 год, которые были изменены в 2018 году.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Комитета лесного хозяйства по в согласовании проекта освоения лесов в отношении земельного участка лесного фонда, предоставленного по договору аренды, является законным и не может нарушать прав истца.

В рассматриваемом случае, суд также не может оставить без внимания тот факт, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между сторонами договор аренды земельного участка лесного фонда расторгнут, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрении спора.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Комитету лесного хозяйства о признании решения незаконным, об обязании согласовать проектную документацию - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: